Литературная игра по пьесе Островского "Гроза"

Литературная игра по пьесе Островского "Гроза"

Не секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих приемов. Это литературная игра. Не викторина в форме вопроса – ответа, а именно игра, в которой участвует, как правило, весь класс (что, согласитесь, весьма результативно способствует сплочению детского коллектива).

Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт – “сын ошибок трудных” – игра в форме филлворда с элементами театрализации.

Условия игры

Класс делится на три команды. Перед игрой команды получают задание:

  1. Подобрать характерную деталь внешности к каждому из девяти героев пьесы (Дикой, Кабаниха, Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кулигин, Кудряш, Феклуша).

Интрига заключается в том, что команды до урока не знают, кто из героев им достанется, поэтому готовят характеристики всех девяти персонажей.

  1. Нарисовать иллюстрацию к пьесе.

Во время игры каждая команда получает свой филлворд (филлворды разные). (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

В сетке филлворда зашифрованы имена трех героев и по три ключевых слова, характеризующих каждый персонаж (итого двенадцать). На полях страницы с филлвордом расположены ключевые слова и герои из всех трех филлвордов трех команд.

 Игра проходит в 3 этапа.

Первый этап (I этап состоит из двух частей).

Задания команды получают по кругу.

1 часть. “Кто это?”

По данной характеристике узнать персонаж, найти его в списке ключевых слов, зачеркнуть в сетке филлворда. (2 балла: итого 6 баллов).

2 часть. “Играем Островского”.

В списке ключевых слов найдите 3 слова, характеризующих узнанный персонаж. Соотнесите их с филлвордом (гарантия правильного ответа) и зачеркните. Максимально близко к тексту, с использованием ключевых слов (можно добавить любые другие по тексту) один из членов команды произносит монолог от имени героя. Подобранные художественные детали помогут в создании образа.

Каждой команде достается по три героя. Пока одна команда ищет ключевые слова и составляет монолог, другая узнает героя и т.д. В итоге каждая команда может получить за этот этап. (30 баллов).

Второй этап.

В каждом филлворде останутся лишние слова, которых нет в списке ключевых. Из этих слов команда должна составить фразу и, используя ее в качестве основной мысли, подготовить высказывания на предложенную тему. Время для подготовки – 2 минуты. (3 балла).

ОТВЕТЫ

  • Фраза первой команды: “Статья “Луч света в темном царстве”.
  • Фраза второй команды: “Родоначальник русского национального театра”.
  • Фраза третьей команде: “Гроза” - самое решительное произведение Островского”. Фамилия “Писарев” дана для размышлений о разных взглядах на пьесу Добролюбова и Писарева.

Третий этап. (Представление заготовленных дома иллюстраций к пьесе.)

ИГРА

Этапы I и II. “Кто это?” и “Играем Островского”

Вопросы первой команде:

Дикой. Возраст этого героя в пьесе неопределенный. Но известно, что он богат и является значительным лицом в городе. В его оценке все жители города сходятся единодушно.

Слова в филлворде: ругатель, червяк, деньги.

  • Уж такого ругателя, как он, поискать надо. Пронзительный мужик. С цепи сорвался.
  • Ты червяк! Захочу – помилую, захочу – раздавлю.
  • У него жизнь основана на ругательстве из – за денег. Ни одного расчета без брани не обходится.

Варвара. Имя этой героини хорошо раскрывает ее характер. Она молода и довольно хитра, предусмотрительна, решительна, умеет пользоваться благами жизни в свое удовольствие.

Слова в филлворде : обманщица, грехи, шито – крыто.

  • У меня свои грехи есть.
  • По мне: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.
  • И я не обманщицей была, да выучилась, когда нужно стало.

Тихон. Это богатый купец. Молодой, но не умеющий пользоваться своим положением и требующий постоянного руководства со стороны близких.

Слова в филлворде: мучиться, ослушаться, связанный.

  • Хорошо тебе, Катя! А я – то зачем остался жить на свете да мучиться!
  • И на воле – то он словно связанный.
  • Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Я, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Вопросы второй команде:

Катерина. Молодая купчиха, довольно богатая. Нежная, ласковая, но довольно твердая, умеет за себя постоять, если придется. Непреодолимый внутренний конфликт раздирает ее душу противоречиями.

Слова в филлворде: горячая, церковь, неволя.

  • Такая уж я зародилась горячая.
  • У вас все как-будто из-под неволи.
  • И до смерти я любила в церковь ходить.

Кулигин. Этот герой не купеческого рода. Он, согласно авторской ремарке, мещанин. Хорошо образован. Именно он произносит в пьесе самые обличительные монологи, но не предпринимает никаких действий по искоренению пороков.

Слова в филлворде: слезы, вражда, нравы.

  • Жестокие нравы в нашем городе.
  • И сколько слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Враждуют друг на друга.

Феклуша. Эта героиня совершенно неопределенного возраста, но говорит, что она немощна. Места жительства своего у нее нет. Она довольно набожна. Пытается философствовать по поводу жизни купечества в Калинове.

Слова в филлворде: обетованная, благочестивый, добродетели.

  • В обетованной земле живете!
  • И купечество все народ благочестивый добродетелями украшенный!

Вопросы третьей команде:

Кабаниха. Согласно авторской ремарке, это вдова, возраста неопределенного, внешности – тоже. Жители города Калинова оценивают ее абсолютно противоположено. Сама она о себе однозначно позитивного мнения.

Слова в филлворде: ханжа, благочестие, приказывала.

  • Если ты хочешь мать послушать, так ты сделай так, как я приказывала.
  • Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
  • Все под видом благочестия.

Борис. Это молодой человек, порядочно образованный, романтичный, наверное даже симпатичный, и небедный, но живется ему тяжело, и переживаний у него много. Жители города не могут признать в нем своего человека, и он все время чувствует себя чужим.

Слова в филлворде: умерла, лишний, неволя.

  • Неволя заставляет жить у дядюшки. Или: “Не по своей воле еду, дядя посылает”.
  • Одного и надо просить у бога, чтобы она умерла поскорее.
  • Больно мне здесь…все на меня дико смотрят, точно я лишний! Обычаев не знаю.

Кудряш. Молодой, веселый человек. Не богат. Поэтому вынужден служить у сильных мира сего. На все имеет свою точку зрения и не готов никому уступать.

Слова в филлворде: озорничать, грубиян, рабствовать.

  • Я грубиян считалось. Пущай он меня боится.
  • Мало у нас парней, а то бы мы его озорничать отучили.
  • Я перед ним рабствовать не стану.

Приложение 1 — филворд первой команды

Приложение 2 — филворд второй компнды

Приложение 3 — филворд третьей команды

Читать еще:


Новые материалы:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром: "Путешествие в зимний лес" :: Конспект занятия по изодеятельности в младше-средней зрительной группе "Наш друг Снеговик" :: Исследовательско-игровой проект в первой младшей группе "Нам водичка добрый друг" :: Игры-имитации как средство формирования субъективного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста :: Использование информационных технологий в преподавании географии :: Сафари ( Safari ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list30.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list30.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list30.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Геошторм ( Geostorm ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD