Литературная игра по пьесе Островского "Гроза"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Литературная игра по пьесе Островского "Гроза"

Не секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих приемов. Это литературная игра. Не викторина в форме вопроса – ответа, а именно игра, в которой участвует, как правило, весь класс (что, согласитесь, весьма результативно способствует сплочению детского коллектива).

Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт – “сын ошибок трудных” – игра в форме филлворда с элементами театрализации.

Условия игры

Класс делится на три команды. Перед игрой команды получают задание:

  1. Подобрать характерную деталь внешности к каждому из девяти героев пьесы (Дикой, Кабаниха, Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кулигин, Кудряш, Феклуша).

Интрига заключается в том, что команды до урока не знают, кто из героев им достанется, поэтому готовят характеристики всех девяти персонажей.

  1. Нарисовать иллюстрацию к пьесе.

Во время игры каждая команда получает свой филлворд (филлворды разные). (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

В сетке филлворда зашифрованы имена трех героев и по три ключевых слова, характеризующих каждый персонаж (итого двенадцать). На полях страницы с филлвордом расположены ключевые слова и герои из всех трех филлвордов трех команд.

 Игра проходит в 3 этапа.

Первый этап (I этап состоит из двух частей).

Задания команды получают по кругу.

1 часть. “Кто это?”

По данной характеристике узнать персонаж, найти его в списке ключевых слов, зачеркнуть в сетке филлворда. (2 балла: итого 6 баллов).

2 часть. “Играем Островского”.

В списке ключевых слов найдите 3 слова, характеризующих узнанный персонаж. Соотнесите их с филлвордом (гарантия правильного ответа) и зачеркните. Максимально близко к тексту, с использованием ключевых слов (можно добавить любые другие по тексту) один из членов команды произносит монолог от имени героя. Подобранные художественные детали помогут в создании образа.

Каждой команде достается по три героя. Пока одна команда ищет ключевые слова и составляет монолог, другая узнает героя и т.д. В итоге каждая команда может получить за этот этап. (30 баллов).

Второй этап.

В каждом филлворде останутся лишние слова, которых нет в списке ключевых. Из этих слов команда должна составить фразу и, используя ее в качестве основной мысли, подготовить высказывания на предложенную тему. Время для подготовки – 2 минуты. (3 балла).

ОТВЕТЫ

  • Фраза первой команды: “Статья “Луч света в темном царстве”.
  • Фраза второй команды: “Родоначальник русского национального театра”.
  • Фраза третьей команде: “Гроза” - самое решительное произведение Островского”. Фамилия “Писарев” дана для размышлений о разных взглядах на пьесу Добролюбова и Писарева.

Третий этап. (Представление заготовленных дома иллюстраций к пьесе.)

ИГРА

Этапы I и II. “Кто это?” и “Играем Островского”

Вопросы первой команде:

Дикой. Возраст этого героя в пьесе неопределенный. Но известно, что он богат и является значительным лицом в городе. В его оценке все жители города сходятся единодушно.

Слова в филлворде: ругатель, червяк, деньги.

  • Уж такого ругателя, как он, поискать надо. Пронзительный мужик. С цепи сорвался.
  • Ты червяк! Захочу – помилую, захочу – раздавлю.
  • У него жизнь основана на ругательстве из – за денег. Ни одного расчета без брани не обходится.

Варвара. Имя этой героини хорошо раскрывает ее характер. Она молода и довольно хитра, предусмотрительна, решительна, умеет пользоваться благами жизни в свое удовольствие.

Слова в филлворде : обманщица, грехи, шито – крыто.

  • У меня свои грехи есть.
  • По мне: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.
  • И я не обманщицей была, да выучилась, когда нужно стало.

Тихон. Это богатый купец. Молодой, но не умеющий пользоваться своим положением и требующий постоянного руководства со стороны близких.

Слова в филлворде: мучиться, ослушаться, связанный.

  • Хорошо тебе, Катя! А я – то зачем остался жить на свете да мучиться!
  • И на воле – то он словно связанный.
  • Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Я, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Вопросы второй команде:

Катерина. Молодая купчиха, довольно богатая. Нежная, ласковая, но довольно твердая, умеет за себя постоять, если придется. Непреодолимый внутренний конфликт раздирает ее душу противоречиями.

Слова в филлворде: горячая, церковь, неволя.

  • Такая уж я зародилась горячая.
  • У вас все как-будто из-под неволи.
  • И до смерти я любила в церковь ходить.

Кулигин. Этот герой не купеческого рода. Он, согласно авторской ремарке, мещанин. Хорошо образован. Именно он произносит в пьесе самые обличительные монологи, но не предпринимает никаких действий по искоренению пороков.

Слова в филлворде: слезы, вражда, нравы.

  • Жестокие нравы в нашем городе.
  • И сколько слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Враждуют друг на друга.

Феклуша. Эта героиня совершенно неопределенного возраста, но говорит, что она немощна. Места жительства своего у нее нет. Она довольно набожна. Пытается философствовать по поводу жизни купечества в Калинове.

Слова в филлворде: обетованная, благочестивый, добродетели.

  • В обетованной земле живете!
  • И купечество все народ благочестивый добродетелями украшенный!

Вопросы третьей команде:

Кабаниха. Согласно авторской ремарке, это вдова, возраста неопределенного, внешности – тоже. Жители города Калинова оценивают ее абсолютно противоположено. Сама она о себе однозначно позитивного мнения.

Слова в филлворде: ханжа, благочестие, приказывала.

  • Если ты хочешь мать послушать, так ты сделай так, как я приказывала.
  • Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
  • Все под видом благочестия.

Борис. Это молодой человек, порядочно образованный, романтичный, наверное даже симпатичный, и небедный, но живется ему тяжело, и переживаний у него много. Жители города не могут признать в нем своего человека, и он все время чувствует себя чужим.

Слова в филлворде: умерла, лишний, неволя.

  • Неволя заставляет жить у дядюшки. Или: “Не по своей воле еду, дядя посылает”.
  • Одного и надо просить у бога, чтобы она умерла поскорее.
  • Больно мне здесь…все на меня дико смотрят, точно я лишний! Обычаев не знаю.

Кудряш. Молодой, веселый человек. Не богат. Поэтому вынужден служить у сильных мира сего. На все имеет свою точку зрения и не готов никому уступать.

Слова в филлворде: озорничать, грубиян, рабствовать.

  • Я грубиян считалось. Пущай он меня боится.
  • Мало у нас парней, а то бы мы его озорничать отучили.
  • Я перед ним рабствовать не стану.

Приложение 1 — филворд первой команды

Приложение 2 — филворд второй компнды

Приложение 3 — филворд третьей команды

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru