Организационные основы проведения пожарно-тактического занятия и тренировочной эвакуации в образовательном учреждении

Согласно требований пункта 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89) практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены)

Одну из таких эвакуаций, по согласованию с органами пожарной охраны можно совместить с пожарно-тактическими занятиями.

Нормативную документацию на проведение пожарно-тактического занятия разрабатывают сотрудники пожарной части и утверждают в соответствующем порядке. Для проведения такого занятия (ПТЗ) имеет смысл заранее обратиться с письмом в Управление МЧС России по городу (округу города Москвы) с просьбой о проведении ПТЗ на учебное заведение. Как показывает практика должностные лица Управления МЧС России обычно идут на встречу и включают учебное заведение в список объектов, подлежащих изучению.

Однако ошибочно считать, что весь процесс тренировочной эвакуации возложен исключительно на пожарных, и он должен проходить стихийно. Для решения этого вопроса предлагаю рассмотреть систему обеспечения безопасности в образовательном учреждении:

  1. охранное предприятие в лице одного или нескольких сотрудников охраны;
  2. комиссия по чрезвычайным ситуациям;
  3. эвакуационная комиссия;
  4. добровольная пожарная дружина;
  5. антитеррористическая группа;
  6. уполномоченный по делам гражданской обороны;
  7. заместитель директора по обеспечению безопасности;
  8. дежурный администратор;
  9. дежурный учитель.

Все перечисленные должностные лица и структуры должны принимать участие в проведении тренировочной эвакуации. На практике нередки случаи, когда одно должностное лицо входит сразу в несколько структурных подразделений, например, является членом и добровольной пожарной дружины и эвакуационной комиссии. Совмещение может привести к тому, что должностные обязанности ни по одному из направлений не будут выполнены в полном объеме, что в итоге может привести к гибели людей.

Перед проведением ПТЗ и тренировочной эвакуации следует согласовать план-конспект с должностным лицом МЧС России для обеспечения наиболее плотного взаимодействия.

Далее предлагается один из вариантов проведения совмещенного ПТЗ и тренировочной эвакуации.


План-конспект проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре

Тема тренировки: эвакуация сотрудников, обучающихся школы в случае возникновения пожара

Цель тренировки: Отработка плана эвакуации, действий должностных лиц и добровольной пожарной дружины по тушению условного загорания в кабинете 3-его этажа и управления эвакуацией

Дата проведения: Указывается точная дата тренировочной эвакуации

Время проведения: Указывается время начала эвакуации

Состав участников: Все сотрудники, обучающиеся школы

Ход тренировки

Время

Вводная

Ожидаемые действия

Ч

Произошло загорание в школе

Срабатывание пожарной сигнализации

Ч+1

Сотрудник охраны: оповещает дежурного администратора, затем открывает главный выход.

Ч+2

Задействовать систему оповещения

Дежурный администратор: включает систему оповещения о пожарной тревоге, а также производит звуковое оповещение через радиоузел
Дежурные учителя: руководство эвакуацией на этажах
Заместитель директора по ОБ: сообщение в пожарную охрану (имитация), входит в состав ДПД, приступает к тушению загорания

Ч+3

Проведение эвакуации

Члены эвакуационной комиссии: надевают светоотражающие жилеты, открывают все эвакуационные выходы, руководят эвакуацией на выходах. При скоплении людей, перенаправляют их на главный выход
Учителя: построение обучающихся в классах, выдают защитные капюшоны «Феникс», выводят обучающихся согласно планам эвакуации
Сотрудники: покидают помещения, согласно планам эвакуации
Заместитель директора по АХР: отключение электроэнергии
Члены добровольной пожарной дружины: под руководством заместителя директора по обеспечению безопасности приступают к тушению загорания
Дежурный администратор: встреча прибывающих подразделений пожарной охраны

Ч+7

Построение обучающихся и сотрудников на улице по классам

Классные руководители: лично проверяют по списку обучающихся, затем докладывают в штаб
Заместитель директора по АХР: развертывание штаба
Члены комиссии по чрезвычайным ситуациям: входят в состав штаба
Врач (медсестра) школы: развертывает пост оказания первой медицинской помощи

Ч+10

Окончание тренировки, разбор

Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям: доклад директору о произведенной эвакуации
Директор: объявление окончания тренировки, разбор занятия

План-конспект подписывается должностными лицами школы.

При подготовке такой документации следует иметь в виду, что план-конспект ПТЗ готовится пожарной охраной.

Рекомендации при проведении тренировочной эвакуации:

  1. следует обратить особое внимание обучающихся на необходимость передвижения только по внешней стороне лестницы, так как по внутренней стороне будут передвигаться пожарные подразделения и прокладываться рукавная линия;
  2. при использовании защитных капюшонов «Феникс» следует обратить внимание, что они не предназначены для использования при тушении пожара, это ограничение может касаться и иных индивидуальных средств защиты;
  3. перед использованием защитного капюшона «Феникс» необходимо в обязательном порядке провести инструктаж и практические занятия с обучающимися по его использованию;
  4. в состав добровольной пожарной дружины имеет смысл включать около пяти сотрудников школы со следующим распределением обязанностей: первый – тушение загорания, второй – вызов пожарной охраны, третий – управление эвакуацией, четвертый – встреча прибывающих подразделений, пятый – помощь в тушении. Однако в рассмотренном варианте привлекалось всего три человека: первый – открытие пожарного крана и тушение загорания огнетушителем, второй – тушение ручным стволом от пожарного крана или огнетушителем, третий – руководство эвакуацией на этаже, на котором происходит загорание;
  5. на улице имеет смысл развернуть штаб, в котором будут находиться заранее подготовленные документы: поэтажный план здания, схемы расположения пожарных гидрантов и пожарных водоемов, пофамильные списки обучающихся по классам, список телефонов экстренного реагирования. Такие документы изготавливаются в сентябре месяце с началом учебного года; рекомендуется защитить их от порчи, в частности можно провести ламинацию. Наличие такой документации в штабе Комиссии по чрезвычайным ситуациям школы позволит дать наиболее полную информацию руководителю тушения пожара по прибытии пожарных подразделений;
  6. руководителем тушения пожара является первый прибывший начальник караула пожарной охраны, с момента его прибытия все должностные лица школы подчиняются руководителю тушения пожара;
  7. должностные лица пожарной охраны могут развернуть штаб, в который в обязательном порядке входит представитель администрации школы; рекомендуется, чтобы помимо директора вошел в состав штаба, например, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, как человек, наиболее полно владеющей информацией по техническим вопросам;
  8. двери эвакуационных выходов закрываются на легкооткрываемые запоры, на окнах не должно быть глухих решеток – только распашные;
  9. наличие у членов эвакуационной комиссии светоотражательных жилетов позволит, в первую очередь, выделить их из числа эвакуируемых, а во-вторых, привлечет к ним дополнительное внимание;
  10. имеет смысл после или во время проведения эвакуации выделить человека, имеющего соответствующий допуск, который произведет отключение электроэнергии в здании, при этом системы оповещения, управления эвакуацией и пожарной сигнализации должны автоматически перейти на режим работы от резервного источника питания;
  11. перед проведением эвакуации особое внимание нужно обратить на подготовку обучающихся начальной школы; классный руководитель обязан лично проверить детей по списку перед выходом в коридор для того, чтобы избежать ситуации, когда ребенок прячется от пожара под партой, в шкафу;
  12. при проведении тренировочной эвакуации в зимний период времени обучающиеся проходят через раздевалку, которая имеет два выхода, берут верхнюю одежду в руки и начинают одеваться только тогда, когда окажутся на улице.

Представленные выше рекомендации позволят должностным лицам школы провести эффективную эвакуацию обучающихся и этим спасти их жизни в экстремальной ситуации.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по русскому языку :: Урок математики по теме "Разностное сравнение" :: Окружающий мир. 4-й класс (Образовательная система "Школа-2100"). Тема урока "Характер" :: Урок чтения во 2-м классе. Э.Успенский. "Чебурашка" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list1.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Проектный урок математики "Симметрия", 1-й класс :: Между нами горы ( The Mountain Between Us ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Merdes / Стеллаж Домино СБ-25/3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как убрать много жира на животе

Как убрать жир на животе. Что мешает нам избавиться от жира Многих женщин интересуют ответы на вопросы, как убрать жир на животе, как избавиться от жира на...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Таблетки для похудения для мужчин

Как похудеть: таблетки и другие препараты Многие люди с лишним весом стремятся к похудению, но не всем хочется или не все могут заниматься спортом и сидеть на...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD