Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»"

Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»"

Цель: показать своеобразие поэтического мира А.Фета; особенности музыкально-эстетической речи; обучать анализу лирического текста; воспитывать интерес к русской литературе.

Задачи:

Учащиеся должны знать:

  1. Основные биографические факты жизни А.Фета.
  2. Наизусть стихотворения А.Фета.
  3. Схему анализа лирического произведения.
  4. Основные средства художественной выразительности языка.

Учащиеся  должны уметь:

  1. Использовать биографические факты при анализе стихотворения.
  2. Выразительно читать стихотворения.
  3. Применять на практике схему анализа лирического стихотворения.
  4. Находить в тексте средство художественной выразительности языка.
  5. Делать выводы и обобщения.

Предварительные задания: учащиеся получили индивидуальные задания: а) подготовить выступление от лица: историка, литературоведа, Т.А.Кузьминской; б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Фета  из сборника «Вечерние огни».

Оборудование: Портреты Фета, его жены, Т.А.Кузьминской; грамзаписи романсов; карточки с заданиями.

Ход  урока

1. Организационный момент

Эпиграф к уроку.

Поэзия и музыка не только родственны, но неразделимы. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения-песни.
А.Фет.

2. Работа над темой урока

Звучит запись романса Булахова «Не пробуждай воспоминания» в исполнении И.Козловского.

Слово учителя: Сообщение темы и цели урока.

В 1883-1891 годах А.Фетом были изданы сборники «Вечерние огни», в разделе «Мелодия»  было опубликовано стихотворение «Сияла ночь…». Обратимся к истории создания этого стихотворения. Послушаем  Т.А.Кузьминскую, родственницу Л.Н.Толстого (звучит музыка Мендельсона)

Кузьминская Т.А. (ученица, выступающая в её роли): «Как сейчас помню, я пела цыганский романс «Скажи зачем», и вдруг слышу  втору мужского голоса – это был Дмитрий Алексеевич. Прерывать пение было и жалко и неловко (…) Окончив его, я думала  больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжить. Мне было страшно петь при таком большом  обществе. Я избегала этого. При том же я боялась критики Фета ‹…›.

Уже стемнело,  и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. ‹…›.

Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует также сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении ‹…›.

Мария Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:

Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету, он что-нибудь да напишет в эту ночь….

Историк: Встреча, о которой рассказывает Татьяна Андреевна, состоялась в 1866 году. Впервые она увидела Фета у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Он приехал вместе со Л.Н.Толстым. Татьяна Андреевна в одном из писем вспоминала о первом впечатлении от  Фета: «Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором, веселым остроумием и своими оригинальными суждениями. Обед был оживленный. Лев Николаевич видимо был доволен. Он как бы подносил нам Фета на блюде».

Потом были встречи еще – уже со взрослой женщиной. Встречи для Фета очень памятные.

Т.А.Кузьминская: « Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы сидели  за чайным, круглым столом вошел Фет и за ним Мария Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел молча ко мне  и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.

- Афанасий Афанасьевич прочтите мне ваши стихи – вы так хорошо читаете,- сказала я, поблагодарив его.

Чтение стихотворения «Сияла ночь…».

Историк: - Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» написано не в 1866 году, как вспоминает Т.А.Кузьминская, а 2 августа 1877 года, спустя 10 лет после памятного вечера, и прислано Л.Н.Толстому в письме 3 августа.

Литературовед: В воспоминаниях  Т.А.Кузьминской есть неточности, мелкие ошибки памяти. Но главное в нем – правда. Многое из рассказанного  Кузьминской нашло прямое отражение в стихотворении.

Однако стихотворение Фета не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии по мужу Кузьминская), а о высокой человеческой любви.

Как всякая истинная  поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит во всеобщее  – в большой человеческий мир.

В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В лирической пьесе «Сияла ночь…» эти темы слиты воедино. Любовь для  Фета – самое  прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение  - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование.

Вопросы и задания

Вопросы выявления  восприятия:

- О чем это стихотворение?

-Какие картины вы видите, читая это стихотворение? Какие образы возникают? (Отвечают исследователи).

- На какие смысловые части делиться это стихотворение?

Работа по группам

Вопросы и задания  1 группе

Работа над первой смысловой частью

1. Выпишите глаголы из первой части. В форме какого времени они употребляются? Почему?   

2. Выпишите имена существительные из 1 части. Какую роль имеет обилие имен существительных?

3. Почему в 1  части стихотворения нет имен прилагательных?

4. Найдите метафору в 1 строфе? Какую роль она выполняет?

5. Почему слово  лежали  на 1 строке, а остальные предложения на 2 строке? Какое смысловое значение имеет такое построение  произведения?

6. Понаблюдаем над синтаксисом 1 части. Какие предложения использует автор? Почему?

7. Какие чувства возникают при чтении лунного пейзажа?

8. Какие звуки вы слышите, читая 1 часть?

9. Каково настроение лирического героя?

Вопросы и задания для 2 группы

1. Как меняется настроение лирического героя во 2 части стихотворения?

2. Выпишите глаголы из 2 части стихотворения. В какой форме они употребляются? Почему?

3. Выпишите имена существительные из 2 части. Какую роль имена существительных во 2 –ой части?

4. Найдите определения во  2 части. Какую роль они выполняют?

5. Сравните наличие определений в 1 части и во 2. Почему в 1 части определения отсутствуют?

6. Какое значение имеет повторение последнего стиха в 1 и во 2 частях?

7. О каких встречах идет речь в стихотворении? Что положено в основу стихотворения.

8. Понаблюдайте над синтаксисом 2 части.

9. Какие звуки слышны во 2 части стихотворения? Какой фон они создают?

Затем группы обмениваются своими записями и заданиями, каждый что-то добавляет свое. Затем команды получают свой первоначальный вариант. Представители групп делают сообщения.

Сообщение 1 группы  исследователей.

Сообщение 2 группы исследователей

Вопросы выявления восприятия:

- Как меняется настроение лирического субъекта? Что нового в нем появляется?

- Какие чувства лирического субъекта хотел показать автор?

Литературовед: «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом. Размер помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую,  с живыми переходами и движением свободную речь, свободное повествование.

Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Оно у Фета тесно связано с другими. Музыкальность образа помогает ему быть живописным.

К кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине? Но такое понимание было бы неполным – и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это – явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любимое прекрасное – высокое счастье поэта и его высшая цель.

Стихотворение «Сияла ночь…» своими существенными чертами напоминает стихотворение Пушкина. Можно даже сказать построено как стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Это факт чрезвычайно интересный.

Воспоминания  Кузьминской:

- Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «К ней» - тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: «В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его» Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Историк:

Сходство носит не только общий характер – сходны даже сюжетные повторы…. В стихотворении Пушкина две основные части: о том, что было при первой встрече с героиней и что  -  при второй. У Фета тоже говорится о двух встречах, хотя вторая не обязательно была реальной, а могла быть живым и сильным воспоминанием. Одинаково говорится в обоих стихотворениях и том, что было между встречами, как и что чувствовал поэт.  Это были дни  одиночества и тоски.

Литературовед:

У Пушкина:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

У  Фета:

И много лет прошло
томительных и скучных.

Близость в композиционном решении темы очевидна. И она выявляется не в одном только этом стихотворении Фета. Кажется, что Фет в последний период творчества все больше обращается к Пушкину в своем художественном сознании.

Искусствовед: Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» было положено на музыку.

Учащиеся читают стихи Фета из сборника «Вечерние огни».

Слово учителя:

Все это  прекрасные стихотворения. Когда Фет создавал их, он был уже в преклонных годах. А стихи, все без исключения – мелодии. В них ощущается свежесть чувства. Они тем и хороши, что от них веет молодостью и свежестью. Как у Фета это получалось? Его однажды спросили об этом. Он ответил, что пишет о любви по памяти. В ответе Фета заключен глубокий смысл. В нем не только указание на то, откуда брался материал для его  поздней любовной лирики, но и глубокая мысль о природе поэзии. Поэзия и память – внутренне близки, родственные понятия. В человеческой памяти есть все задатки поэтического. Поэт – это тот, кто способен живо помнить и словом оживляет свои воспоминания. Способен силою памяти возрождать к жизни дорогих ему людей, значительные для него события, чувствования. Фет был именно таким. И поэтому он был поэтом.

3. Итоги урока

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение (по выбору учащегося); самостоятельно проанализировать стихотворение из сборника «Вечерние огни» (по выбору учащегося); создать мини-сочинение (можно устно): «Традиции русской литературы в лирике Фета», «Тема любви и музыки в лирике Фета», «Что мне больше всего понравилось (запомнилось) в лирике Фета».

Все задания учащимся даются на выбор.

Список использованной литературы

1. Т.А.Кузьминская. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. М., «Правда», 1986.

2. Е.А.Маймин. А.А.Фет. М., Просвещение, 1989.

3. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихотворения. М., АСТ Олимп. 1997.

4. Методические рекомендации к уроку с курсов ТОИУУ.

w.yaCounter1063863 = new Ya.Metrika(1063863);
Читать еще:


Новые материалы:

Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках английского языка :: Английский язык. Итоговый урок по теме "Животные", 2-й класс :: Молодежь выбирает субкультуру :: Дидактический материал "Старый немецкий город" :: Проект урока географии в 5-м классе по теме: "Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха" :: Последний богатырь, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы под телевизор / Akur Design Studio / Тумба под ТВ Decollo-3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD