Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель: показать своеобразие поэтического мира А.Фета; особенности музыкально-эстетической речи; обучать анализу лирического текста; воспитывать интерес к русской литературе.

Задачи:

Учащиеся должны знать:

  1. Основные биографические факты жизни А.Фета.
  2. Наизусть стихотворения А.Фета.
  3. Схему анализа лирического произведения.
  4. Основные средства художественной выразительности языка.

Учащиеся  должны уметь:

  1. Использовать биографические факты при анализе стихотворения.
  2. Выразительно читать стихотворения.
  3. Применять на практике схему анализа лирического стихотворения.
  4. Находить в тексте средство художественной выразительности языка.
  5. Делать выводы и обобщения.

Предварительные задания: учащиеся получили индивидуальные задания: а) подготовить выступление от лица: историка, литературоведа, Т.А.Кузьминской; б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Фета  из сборника «Вечерние огни».

Оборудование: Портреты Фета, его жены, Т.А.Кузьминской; грамзаписи романсов; карточки с заданиями.

Ход  урока

1. Организационный момент

Эпиграф к уроку.

Поэзия и музыка не только родственны, но неразделимы. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения-песни.
А.Фет.

2. Работа над темой урока

Звучит запись романса Булахова «Не пробуждай воспоминания» в исполнении И.Козловского.

Слово учителя: Сообщение темы и цели урока.

В 1883-1891 годах А.Фетом были изданы сборники «Вечерние огни», в разделе «Мелодия»  было опубликовано стихотворение «Сияла ночь…». Обратимся к истории создания этого стихотворения. Послушаем  Т.А.Кузьминскую, родственницу Л.Н.Толстого (звучит музыка Мендельсона)

Кузьминская Т.А. (ученица, выступающая в её роли): «Как сейчас помню, я пела цыганский романс «Скажи зачем», и вдруг слышу  втору мужского голоса – это был Дмитрий Алексеевич. Прерывать пение было и жалко и неловко (…) Окончив его, я думала  больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжить. Мне было страшно петь при таком большом  обществе. Я избегала этого. При том же я боялась критики Фета ‹…›.

Уже стемнело,  и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. ‹…›.

Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует также сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении ‹…›.

Мария Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:

Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету, он что-нибудь да напишет в эту ночь….

Историк: Встреча, о которой рассказывает Татьяна Андреевна, состоялась в 1866 году. Впервые она увидела Фета у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Он приехал вместе со Л.Н.Толстым. Татьяна Андреевна в одном из писем вспоминала о первом впечатлении от  Фета: «Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором, веселым остроумием и своими оригинальными суждениями. Обед был оживленный. Лев Николаевич видимо был доволен. Он как бы подносил нам Фета на блюде».

Потом были встречи еще – уже со взрослой женщиной. Встречи для Фета очень памятные.

Т.А.Кузьминская: « Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы сидели  за чайным, круглым столом вошел Фет и за ним Мария Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел молча ко мне  и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.

- Афанасий Афанасьевич прочтите мне ваши стихи – вы так хорошо читаете,- сказала я, поблагодарив его.

Чтение стихотворения «Сияла ночь…».

Историк: - Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» написано не в 1866 году, как вспоминает Т.А.Кузьминская, а 2 августа 1877 года, спустя 10 лет после памятного вечера, и прислано Л.Н.Толстому в письме 3 августа.

Литературовед: В воспоминаниях  Т.А.Кузьминской есть неточности, мелкие ошибки памяти. Но главное в нем – правда. Многое из рассказанного  Кузьминской нашло прямое отражение в стихотворении.

Однако стихотворение Фета не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии по мужу Кузьминская), а о высокой человеческой любви.

Как всякая истинная  поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит во всеобщее  – в большой человеческий мир.

В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В лирической пьесе «Сияла ночь…» эти темы слиты воедино. Любовь для  Фета – самое  прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение  - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование.

Вопросы и задания

Вопросы выявления  восприятия:

- О чем это стихотворение?

-Какие картины вы видите, читая это стихотворение? Какие образы возникают? (Отвечают исследователи).

- На какие смысловые части делиться это стихотворение?

Работа по группам

Вопросы и задания  1 группе

Работа над первой смысловой частью

1. Выпишите глаголы из первой части. В форме какого времени они употребляются? Почему?   

2. Выпишите имена существительные из 1 части. Какую роль имеет обилие имен существительных?

3. Почему в 1  части стихотворения нет имен прилагательных?

4. Найдите метафору в 1 строфе? Какую роль она выполняет?

5. Почему слово  лежали  на 1 строке, а остальные предложения на 2 строке? Какое смысловое значение имеет такое построение  произведения?

6. Понаблюдаем над синтаксисом 1 части. Какие предложения использует автор? Почему?

7. Какие чувства возникают при чтении лунного пейзажа?

8. Какие звуки вы слышите, читая 1 часть?

9. Каково настроение лирического героя?

Вопросы и задания для 2 группы

1. Как меняется настроение лирического героя во 2 части стихотворения?

2. Выпишите глаголы из 2 части стихотворения. В какой форме они употребляются? Почему?

3. Выпишите имена существительные из 2 части. Какую роль имена существительных во 2 –ой части?

4. Найдите определения во  2 части. Какую роль они выполняют?

5. Сравните наличие определений в 1 части и во 2. Почему в 1 части определения отсутствуют?

6. Какое значение имеет повторение последнего стиха в 1 и во 2 частях?

7. О каких встречах идет речь в стихотворении? Что положено в основу стихотворения.

8. Понаблюдайте над синтаксисом 2 части.

9. Какие звуки слышны во 2 части стихотворения? Какой фон они создают?

Затем группы обмениваются своими записями и заданиями, каждый что-то добавляет свое. Затем команды получают свой первоначальный вариант. Представители групп делают сообщения.

Сообщение 1 группы  исследователей.

Сообщение 2 группы исследователей

Вопросы выявления восприятия:

- Как меняется настроение лирического субъекта? Что нового в нем появляется?

- Какие чувства лирического субъекта хотел показать автор?

Литературовед: «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом. Размер помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую,  с живыми переходами и движением свободную речь, свободное повествование.

Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Оно у Фета тесно связано с другими. Музыкальность образа помогает ему быть живописным.

К кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине? Но такое понимание было бы неполным – и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это – явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любимое прекрасное – высокое счастье поэта и его высшая цель.

Стихотворение «Сияла ночь…» своими существенными чертами напоминает стихотворение Пушкина. Можно даже сказать построено как стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Это факт чрезвычайно интересный.

Воспоминания  Кузьминской:

- Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «К ней» - тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: «В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его» Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Историк:

Сходство носит не только общий характер – сходны даже сюжетные повторы…. В стихотворении Пушкина две основные части: о том, что было при первой встрече с героиней и что  -  при второй. У Фета тоже говорится о двух встречах, хотя вторая не обязательно была реальной, а могла быть живым и сильным воспоминанием. Одинаково говорится в обоих стихотворениях и том, что было между встречами, как и что чувствовал поэт.  Это были дни  одиночества и тоски.

Литературовед:

У Пушкина:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

У  Фета:

И много лет прошло
томительных и скучных.

Близость в композиционном решении темы очевидна. И она выявляется не в одном только этом стихотворении Фета. Кажется, что Фет в последний период творчества все больше обращается к Пушкину в своем художественном сознании.

Искусствовед: Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» было положено на музыку.

Учащиеся читают стихи Фета из сборника «Вечерние огни».

Слово учителя:

Все это  прекрасные стихотворения. Когда Фет создавал их, он был уже в преклонных годах. А стихи, все без исключения – мелодии. В них ощущается свежесть чувства. Они тем и хороши, что от них веет молодостью и свежестью. Как у Фета это получалось? Его однажды спросили об этом. Он ответил, что пишет о любви по памяти. В ответе Фета заключен глубокий смысл. В нем не только указание на то, откуда брался материал для его  поздней любовной лирики, но и глубокая мысль о природе поэзии. Поэзия и память – внутренне близки, родственные понятия. В человеческой памяти есть все задатки поэтического. Поэт – это тот, кто способен живо помнить и словом оживляет свои воспоминания. Способен силою памяти возрождать к жизни дорогих ему людей, значительные для него события, чувствования. Фет был именно таким. И поэтому он был поэтом.

3. Итоги урока

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение (по выбору учащегося); самостоятельно проанализировать стихотворение из сборника «Вечерние огни» (по выбору учащегося); создать мини-сочинение (можно устно): «Традиции русской литературы в лирике Фета», «Тема любви и музыки в лирике Фета», «Что мне больше всего понравилось (запомнилось) в лирике Фета».

Все задания учащимся даются на выбор.

Список использованной литературы

1. Т.А.Кузьминская. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. М., «Правда», 1986.

2. Е.А.Маймин. А.А.Фет. М., Просвещение, 1989.

3. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихотворения. М., АСТ Олимп. 1997.

4. Методические рекомендации к уроку с курсов ТОИУУ.

w.yaCounter1063863 = new Ya.Metrika(1063863);
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа "Познание - XXI век" в Новокосино.
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7. Тел. (916) 148-4547 .
E-mail: poznanie21@yandex.ru