Открытый урок по математике в 1-м классе
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Открытый урок по математике в 1-м классе

Цель урока: Обучение решению простых арифметических задач.

Задачи:

  • Учить рассуждать в ходе решения простых арифметических задач, анализировать условие задачи, обосновывать выбор решения, соотносить вопрос задачи с ответом.
  • Развивать образное, логическое мышление, вычислительные навыки, знание состава числа 10.
  • Воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к изучению математики.

Форма урока: Урок-путешествие.

Оснащение урока: Слайды, картинки героев мультфильма “Смешарики”, карточки с числами от 1 до 10, игрушки.

Приложение

Деятельность учителя Деятельность обущающихся
  1. Организационный момент
 
  1. Момент атракции.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Покажите, пожалуйста, радость глазами…носиком…ртом…руками… А теперь покажите радость сразу глазами, носом, ртом и руками!

- С веселым, радостным.

(Дети выполняют просьбы учителя.)

  1. Введение в тему урока, постановка цели урока.

- Прочитайте на доске тему урока. (Приложение ). Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Сегодня у нас будет необычный урок, мы отправимся с гости и будем решать задачи, которые нам приготовили наши любимые герои мультфильма “Смешарики”. Посмотрите на доску, узнаете их?

  • Читают тему урока. “Решение задач”. (Мы будем решать математические задачи)
  • Дети называют героев мультфильма.
Самоопределение к деятельности.

- Давайте выберем, к кому мы пойдем в гости сначала. (Учитель указывает стрелками на доске маршрут “путешествия”).

- Итак, мы определили наш маршрут и теперь можно отправиться в наше путешествие!

(Ответы ребят)
В гостях у Бараша.

- Чем любит заниматься Бараш? А еще, как вы помните, он пишет замечательные стихи. И он приготовил нам задачи в стихах! Внимание на экран.

В двух автобусах сидят
Девять маленьких ребят,
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько?

 
- Как записать решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске. Давайте проверим, правильно ли мы выполнили решение.

(На экране появляется решение задачи)

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 9-2=7

В одном кармане четыре каштана,
В другом кармане их пять.
Мы просим, дети, каштаны эти
Пересчитать.

- Как записать решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске.

(На экране появляется решение задачи)

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 4+5=9

Сидят рыбаки, стерегут поплавки:
Рыбак Корней поймал трех окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыбы рыбаки натаскали из реки?

- Как записать решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске.

(На экране появляется решение задачи)

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 3+4+2=9

Стоит горка крутая
На ней тыква большая,
А пониже тоже
Три тыквы моложе.
А под горкою в траве
Еще две.
Ну-ка, кто скажет сейчас,
Сколько тыкв всего у нас?

- Как записать решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске.

(На экране появляется решение задачи)

- Молодцы! С заданиями Бараша мы справились! Отправляемся дальше!

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 1+3+2=6
В гостях у Совуньи.

- Давайте вспомним, чем любит заниматься Совунья? Сегодня Совунья решила накормить всех своих друзей вкусным овощным супом! Посмотрим, как же она его готовит.

(На экране условие задачи)

(Ответы ребят)
Задача. Совунья готовит вкусный суп из овощей. В него она положила 3 морковки, а картофелин на 4 больше. Сколько картофелин положила в суп Совунья?
  • Почему именно 7? Какое действие вы выбрали для решения этой задачи?
  • Почему сложение?
  • Что значит на математическом языке “на 4 больше”?

(На экране появляются 7 картофелин)

  • 7.
  • Сложение.
  • Потому что в задаче говориться “на 4 больше”.
  • Это значит “столько же и еще 4”. Столько же – это 3, и еще 4 – это 7.
  • Молодцы. А вот луковиц Совунья добавила в суп на 2 меньше, чем моркови. Сколько луковиц добавила в суп Совунья?
  • Почему? Как вы рассуждали, чтобы выбрать нужное действие для решения задачи?

(На экране появляется луковица)

- Мы хорошо с вами подумали и решили задачу от Совуньи. Давайте, оставим ее доваривать суп, а сами отправимся дальше.

  • 1.
  • В задаче говориться “на 2 меньше”, это значит “столько же, но без двух”, значит, задачу нужно решать вычитанием, а 3-2=1.
В гостях у Лосяша и Каркарыча.

- Ребята, Лосяш и Каркарыч занимаются науками. И вот сегодня, наблюдая за осенними изменениями в природе, они гуляли по лесу. И… после дождика выглянуло солнце и наши друзья увидели прекрасную радугу.

(На экране появляется радуга)

- Разглядывая внимательно радугу, они увидели капельки, которые отражали солнечные лучи.

(На экране появляются капельки)

 
  • Для выполнения задания от Лосяша и Каркарыча нам будут нужны карточки с числами, приготовьте их, пожалуйста.
  • Посмотрите внимательно на радугу, на количество капелек на каждом цвете радуги. Составьте и решите цветной пример, который появляется на экране.

(На экране появляется пример).

  • Дети кладут карточки от 1 до 10 перед собой.
  • Дети составляют выражение из чисел, считают его и показывают карточку с ответом.
  • Хорошо, ребята, давайте повторим ход ваших мыслей. Почему получилось в ответе 9?
  • Посмотрите, на следующий цветной пример. Объясните его составление и решение.
  • Решите еще два цветных примера.

(На экране появляются цветные схемы примеров, дети считают, показывают карточку с ответом. Если есть необходимость в объяснении, ребенок объясняет свои действия, если нет, выполнение задания продолжается молча, игра “Молчанка”).

- Молодцы, ребята, дальше мы пойдем в гости к Нюше.

  • Нужно было к красному цвету прибавить синий цвет. На красной полосе радуги 7 капелек, а на синем 2, поэтому составляем пример 7+2. Считаем его, получается 9.
  • Нужно из зеленого цвета вычесть голубой цвет. На зеленой полосе радуги 4 капли, на голубой – 3 капли. Составляем пример 4-3=1.
В гостях у Нюши.

- Нюша сегодня занимается уборкой в своем домике. Ей нужно убрать игрушки на две полки. Посмотрите, сколько игрушек нужно расставить Нюше на полки?

(На экране появляются 10 игрушек)

Дети считают и называют число 10.
- Ребята, подумайте и ответьте, как можно расставить эти игрушки на две полки? 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3 8 и 2; 9 и 1.
- А теперь подумайте, как расставить эти игрушки на две полки так, чтобы на одной из полок было на 2 игрушки больше?

- Давайте сделаем это с игрушками, которые я совершенно случайно принесла на наш урок.

Детей нужно подвести к тому, что, если на одной полке на 2 игрушки больше, то нужно эти две игрушки поставить на одну полку, а остальные расставлять по одной на каждую из полок.
В гостях у Пина.

- Ребята, чем практически все время занимается Пин?   Посмотрите на новое изобретение Пина. Как вы думаете, что изобрел Пин?

(На экране появляется <рисунок 1>)

  • Из каких геометрических фигур состоит изобретение Пина?
  • Сегодня мы с вами научимся не только показывать увиденные фигуры, но и называть их.
  • Почему треугольник называется треугольником?
  • А что мы скажем о четырехугольнике?
  • Углы в фигуре называются вершинами.

(На экране появляются вершины фигуры <рисунок2>)

- Каждая вершина имеет свое имя-название, которое обозначается большими буквами. Мы с вами будем обозначать вершины большими буквами русского алфавита.

(На экране появляются буквы <рисунок3>)

  • Чтобы назвать геометрическую фигуру, нужно назвать вершины фигуры по порядку.
  • Давайте назовем увиденные вами геометрические фигуры в изобретении Пина.
  • Ребята, что нового мы узнали в мастерской у Пина?
  • Он работает в своей мастерской, все время что-то изобретает.
  • Возможно это палатка… или крыша нового дома, который решил построить Пин.
  • из треугольников и четырехугольников.
  • У этой фигуры три угла, поэтому это треугольник.
  • У четырехугольника четыре угла, поэтому он так называется.

Дети называют фигуры, учитель показывает эти фигуры на экране.

  • Геометрическую фигуру можно не только показать, но и назвать ее, используя большие буквы русского алфавита.
В гостях у Копатыча.

- Ребята, чем занимается Копатыч?
- Правильно. Копатыч собрал хороший урожай из фруктов и ягод и заготовил на зиму компоты.

(На экране появляются банки с компотом)

Задача. Копатыч заготовил на зиму 6 банок яблочного компота, 4 банки сливового компота и 5 банок клубничного компота.

  • Ребята, это задача? Почему?
  • Молодцы. Подумайте, какой вопрос можно добавить к этому условию, чтобы получилась задача?
  • Хорошо. И сколько?
  • Как записать решение этой задачи?

(Решение записываем на доске)

  • Какие еще вопросы можно задать к этому же условию?

(Решения записываем на доске)

  • Все ли данные мы используем в условии задачи для ее решения?
  • А теперь подумайте, какой вопрос нужно задать к этому условию задачи, чтобы задача решалась вычитанием?

(Решения записываем на доске)

  • Посмотрите, ребята, какая интересная вещь получается! У нас условие задачи одно…а вопросов и решений вот сколько!
  • Почему так получается?
  • Копатыч все время работает у себя на огороде и в саду, выращивает урожай овощей и фруктов.
  • Нет, это не задача. Здесь только условие и нет вопроса, на который нужно ответить.
  • Сколько всего банок компота заготовил Копатыч?
  • 15 банок.
  • 6+4+5=15
  • Сколько банок яблочного и сливового компота заготовил Копатыч?
  • Сколько банок сливового и клубничного компота?
  • Сколько банок яблочного и клубничного компота?
  • Нет.
  • На сколько банок яблочного компота больше, чем сливового?
  • На сколько банок сливового компота меньше, чем клубничного?
  • ……………….
  • От вопроса в задаче зависит решение этой задачи.
В гостях у Кроша и Ежика.

- Ребята, Ежик и Крош всегда что-то выдумывают и подшучивают над своими друзьями. Они приготовили нам задачи на смекалку и сообразительность. Будьте внимательны! Закройте глаза и постарайтесь представить ситуацию, которая будет описываться в задаче.

  • В люстре 5 лампочек. 3 из них перегорели. Сколько лампочек придется заменить в люстре?
  • В квартире 2 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире?
  • Нюша в саду помогала Копатычу собирать яблоки. Она собрала больше пяти яблок, но меньше восьми. Сколько яблок собрала Нюша?
  • В корзине сидят котята. Из корзины видны 8 маленьких ушек. Сколько котят в корзине?
  • Три.
  • Три.
  • Шесть или семь.
  • Четыре.
  • Решали задачи.

Дети отвечают на вопросы учителя.

  1. Подведение итогов урока.
  • Ребята, чем мы занимались на нашем уроке?
  • Только ли задачи нам приготовили Смешарики? Что нового, интересного мы узнали? И у кого в гостях вам больше всего понравилось?
  • Как вы думаете, как вы работали на уроке?
  • Кто из вас очень хорошо работал на уроке?
  • Ребята, Смешарики нас просто так не хотят отпускать, они приготовили нам маленькие подарочки на память. Свои фотографии.

(Учитель дает оценку работе класса на уроке)

  • Дети дают оценку своей работе.
  • Дети дают оценку работе одноклассников.
  1. Релаксация.

- Ребята, посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки. Поблагодарите своего соседа за хорошую работу на уроке. Пожелайте ему дальнейших успехов в учебе. Наше путешествие подошло к концу. Урок окончен

Дети выполняют просьбы учителя.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru