Урок-зачет по физике в 10-м классе в форме учебно-ролевой игры "Отчет НИИ МКТ тепловых явлений"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок-зачет по физике в 10-м классе в форме учебно-ролевой игры "Отчет НИИ МКТ тепловых явлений"

Цели урока:

Обучающие:

  1. Привести в систему знания учащихся по МКТ тепловых явлений.
  2. Углубить навыки решения расчетных и качественных задач в рамках учебной темы. (Объем проверяемых знаний и умений указан в <Приложении 1>)

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления (умение выделять главное и второстепенное, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы).
  2. Развитие умения применять полученные знания на практике.
  3. Развитие общеучебных умений и навыков.
  4. Развитие интереса к предмету, познавательной самостоятельности.

Воспитывающие:

  1. Воспитание природоохранного отношения к тепловым процессам.
  2. Воспитание эстетического отношения к природе тепловых явлений.
  3. Привитие чувства товарищества, умения сопереживать, оказывать помощь и поддержку одноклассникам.
Организация урока

Все ученики на уроке являлись сотрудниками НИИ. В институте работали четыре отдела:

  • информационный;
  • физическая лаборатория;
  • экологический отдел;
  • проблемная лаборатория.

Оценивали работу два независимых эксперта, которые являлись нештатными сотрудниками министерства науки и образования (роль сотрудников министерства играли гости зачета во главе с министром науки и образования – завучем школы, учитель физики играл роль директора НИИ).

Задания на урок Задания для информационного отдела.

1. Дать определение и записать расчетные формулы для Мr, М, V.(у доски).

2. Записать формулы, назвать все величины и единицы их измерения, входящие в формулы (у доски):

  • основное уравнение МКТ газов;
  • уравнение состояния идеального газа;
  • закон Гука;
  • формулу определения относительной влажности воздуха.

3. Сформулировать основные положения МКТ и обосновать первое положение.

4. Записать Закон Бойля – Мариотта и объяснить связи между параметрами в нем с точки зрения МКТ(у доски).

5. Дать характеристику твердым телам на основе МКТ.

Задания для физической лаборатории.
  1. Проверить экспериментально уравнение Клапейрона.
  2. Продемонстрировать кипение при пониженном давлении с объяснением.
  3. Объяснить, как можно вырастить кристалл?
  4. Выращенный кристалл является монокристаллом или поликристаллом?
  5. Чем кристалл отличается от аморфного тела?
  6. Почему в обычном состоянии металлы не обнаруживают анизотропии?
Задания для экологического отдела.
  1. Дать экологическую справку почве, воде и воздуху в г. Каргате.
  2. Влияние повышенной влажности воздуха в г. Каргате на здоровье жителей.
  3. Прочитать стихотворение и ответить на вопрос:

Без каких тепловых явлений круговорот воды в природе был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным? Дать определение этим явлениям.

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря наполняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.

Задание для проблемной лаборатории

Найти выход из лабиринта  <Рисунок 1>

Ход урока Мотивационный этап

В начале урока воспользовавшись правом директора НИИ, учитель физики задает мотивационный вопрос в шуточной форме.

Назовите имя физической величины, характеристику которой  я даю:
Фамилия   Вещественная,
характер   беспорядочный
взаимоотношение с соседями   двойственные,
 симпатия  притяжение,
антипатия   отталкивание
место жительства   города
  • Твердое тело
  • жидкость
  •  газ
  • прописка постоянная
  • прописка временная
  • без определенного места жительства

(ответ – Молекула).

Основную идею урока учитель физики обозначает словами:

Молекула – частица вещества, а человек, наделенный разумом – часть природы.

 И от людей зависит, каким увидят окружающий мир потомки, и от нас зависит, сумеем ли мы найти свое определенное место в нем. Оценим свою готовность жить в согласии с тепловыми явлениями с точки зрения МКТ.

Основной этап

Отчет информационного отдела

Информационный отдел знакомил работников министерства с понятиями, формулами, уравнениями и законами исследуемой темы.

Отчет физической лаборатории

Физическая лаборатория демонстрирует плоды своего труда: выращенные кристаллы; интересные опыты по тепловым явлениям с пояснениями.

Отчет экологического отдела

Работники экологического отдела дали справку о состоянии почвы, воды, воздуха в г. Каргате. А также информировали о влиянии повышенной влажности воздуха в городе на здоровье его жителей.

Отчет проблемной лаборатории

Проблемная лаборатория благополучно вышла из лабиринта, решив все разноуровневые задачи.

Дополнительные вопросы экспертов – отделам.

Во время зачета сотрудники министерства, работники отделов, эксперты задавали друг другу вопросы, с целью уточнить или улучшить оценку.

Физической лаборатории.
  • почему говорят, что отрезанный ломоть к хлебу не пристанет? Объяснить это с точки зрения МКТ;
  • вы надули щеки. При этом и объем, и давление воздуха во рту увеличивается. Как это согласовать с законом Бойля-Мариотта?
Экологическому отделу.

Почему человек сильную жару легче переносит в сухих местах, чем во влажных, болотистых?

Проблемному отделу.

Из дневника Шерлока Холмса … «Была зима, я вошел в комнату с улицы. Сквозь замершие окна был виден лишь край дороги. Хозяйка квартиры ленивая».

Почему Шерлок Холмс сделал такой вывод?

Информационному отделу.
  • дать определение насыщенному пару;
  • объяснить броуновское движение, дав ему определение;
  • какой температуре по шкале Кельвина соответствует температура.
Подведение итогов

Эксперты подвели итоги и объявили оценки сотрудникам отделов НИИ.

Намечен индивидуальный план коррекционной работы перед прохождением письменного этапа зачета.

В завершении зачета из уст директора НИИ (учитель) звучали слова Б. Паскаля:

«Величие человека в его умении мыслить»

и призывы благоразумно относиться ко всему, что нас окружает.

Берегите Землю!
Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите.
М. Дудин

Некоторые фотоматериалы урока приведены в <Приложении 2>

w.yaCounter1063863 = new Ya.Metrika(1063863);
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru