Новые подходы к преподаванию естественрно-научных дисциплин в школе
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Новые подходы к преподаванию естественрно-научных дисциплин в школе

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Средняя общеобразовательная школа №17 г. Белогорска, в которой я работаю с 1991 года, является типовым учебным заведением, особенностью, которой является поиск оптимальных форм и методов организации учебного процесса. Школа имеет успешный опыт работы по следующим направлениям: психологизация учебно-воспитательной работы, стратовые формы организации обучения как одна из форм разноуровневой дифференциации. Функционирует психолого-педагогический центр «Доверие», призванный оказывать психологическую, социальную помощь всем участникам образовательного процесса.

Важнейшим направлением работы коллектива нашей школы является создание условий для саморазвития, самореализации, самообразования каждого учащегося и педагога, т.е. создания школы успешности.

С 2004 года в рамках областной экспериментальной площадки внедряется проект «Школа успешности – школа для каждого», разработанный творческой группой педагогов нашей школы, в работе которой я принимала непосредственное участие. Являясь участником реализации проекта, свою педагогическую концепцию строю на принципах гуманизма и обучающего воспитания.

Целью своей педагогической деятельности я считаю воспитание самодостаточной личности, способной к самоопределению и самореализации в современном окружающем социуме.

В перечень задач, направленных на достижение поставленной цели, я включила следующие:

  • создать на моих уроках и во внеурочной деятельности условия, способствующие   выявлению   задатков,   развитию   интересов   способностей всех учащихся;
  • обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, ориентированного на потребности личности;
  • использовать  единое  информационное  пространство  в  школе, обеспечивающее сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Основная педагогическая идея заимствована мной у В.Ф. Шаталова: «Обеспечение успешного учения каждого ученика на основе максимально действенной помощи и поддержки».
Претворение в жизнь этой идеи происходит в контексте тех целей и задач, которые ставит перед собой наша школа, реализующая проект «Школа успешности – школа для каждого».
Содержание образования определяет методы и формы организации учебной деятельности учащихся.

Естественнонаучные дисциплины, преподавателем которых я являюсь, науки экспериментально-теоретические. Они развивают теоретическое мышление наряду с эмпирическим. Тем самым достигается одна из основных целей – развитие у школьников активного дидактического мышления. Они позволяют воспитывать культурную личность, определяют её поведение в окружающей среде, учат строить свои взаимоотношения с природой на основе уважения к живому. При обучении основам этих наук я не просто знакомлю учеников с терминами, понятиями, развиваю практические навыки, но и создаю фундамент для дальнейшего совершенствования знаний в других учебных заведениях, в повседневной жизни. Поэтому одним из направлений в обновлении содержания и методики преподавания естественнонаучных дисциплин я считаю их экологизацию и прикладное применение.

Подготовка учащихся к решению реальных проблем зависит как от содержательной, так и от процессуальной сторон организации учебного процесса. В частности, от включения в него таких методов и форм организации учебной деятельности, которые способствуют активному обучению.

Использование активных форм обучения позволяет мне реализовать те цели и задачи, которые стоят передо мной в учебно-воспитательном процессе. Такие уроки способствуют воспитанию потребности в деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и соблюдения здорового образа жизни, а также развитию интеллектуальной сферы учащихся – способности анализировать, стремиться к пополнению багажа знаний.

Уроки, организованные мной в форме активного обучения, приобретают разные виды: ролевая игра, урок-дискуссия, урок-сомнение, урок-путешествие, урок-конференция. По своему назначению они могут быть и уроками изучения нового материала, и уроками повторения, и обобщающими уроками в зависимости от тех целей и задач, которые я ставлю на данном уроке. В процессе преподавания предметов использую  формы активного обучения: урок-дискуссия «Может ли остановиться круговорот воды?» по географии в 6 классе; урок-семинар «Природоохранные территории» по географическому краеведению в 8 классе; урок-конференция «Экология жилища и здоровье человека» по экологии в 10 классе, урок – путешествие «Грибы вокруг нас» по биологии в 6 классе и другие.

Дискуссия – один из методов развития творческого мышления и применения теоретических знаний. В процессе дискуссии  стараюсь привить учащимся навыки доказывать правоту своей точки зрения, общаться с товарищами.

Невозможно представить преподавание естественнонаучных дисциплин   без   такой   формы   организации   учебной деятельности,   как   экскурсии   в   природу,   на   пришкольный   участок,   в лабораторию.

Обязательным компонентом учебного процесса для меня является использование здоровьесберегающих технологий. Особое место в их использовании отводится на уроках. Планирование их  провожу таким образом, чтобы учащиеся имели возможность получить информацию о том, как оценить состояние окружающей среды, степень её влияния на их здоровье и  применение в реальной жизни.

Очень важным и полезным является использование аудиовизуальных средств обучения, к числу которых отношу использование на уроках компьютеров и мультимедийных приставок, позволяющих составить к уроку красочный иллюстративный материал с текстовым и иллюстративным  сопровождением, использовать фрагменты электронных учебников, программы электронного тестирования для проверки знаний. В качестве контроля знаний  использую задания по составлению презентаций учащимися на заданную тему, а на уроке – их просмотр с последующим обсуждением. В последнее время такие формы работы стали более доступны, так как в рамках реализации национального проекта «Образование» наша школа получила Премию Президента Российской Федерации и использовала её на оборудование второго компьютерного класса, что позволяет проводить электронное тестирование в классе. Создание локальной сети в школе облегчило доступ к информационным ресурсам, в том числе к сети «Интернет».
На страницах Интернета находится собственный сайт нашей школы, дающий возможности для широкого обмена информацией, для публикаций новинок педагогического опыта наших учителей.

После переподготовки по программе Intel  «Обучение для будущего»,  имею возможность использовать полученные знания не только в урочной деятельности, но и для оказания помощи учащимся в оформлении результатов научно-исследовательской деятельности. Данную работу провожу в рамках индивидуально – групповых занятий «Я - исследователь» и в работе секции естественно-географического цикла  в школьном научном обществе «Мысль», существующем с 1997 года.

Учёба может стать увлекательным занятием, если она носит не только научный, но и поисково-исследовательский характер. Этим я стараюсь сохранить самое главное в работе – эффект новизны, мотивацию познавательного   интереса   учащихся.   Основной   формой   работы   в   этом направлении считаю проведение лабораторных и практических работ.
Важным аспектом своей деятельности считаю междисциплинарную интеграцию. При её оптимальном применении формируется целостное представление учащихся об окружающем мире, учащиеся лучше адаптируются в современной действительности, расширяют границы своих знаний.

Более масштабные и глубокие исследования провожу с юными исследователями членами школьного научного общества «Мысль»,  результаты работы выносятся на школьную научно-практическую конференцию, где становятся доступны всем.

Из года в год увеличивается количество участников школьной научно-практической конференции. Растёт число моих исследователей: 2003 – 2, 2004 – 2, 2005 – 3, 2006 – 4, 2007 – 5, 2008 – 5. В прошлом году положено начало медиатеке ученических проектов.

При разработке темы по самообразованию: «Системный подход в преподавании биологии», мною собрано и систематизировано большое количество тестовых заданий к разным темам и разной степени сложности.

Изменение программ преподавания в последние годы, особенно в 6 классе по биологии и географии, создаёт новые сложности в подготовке к занятиям, но основная масса накопленного материала может быть использована либо целиком, либо в изменённом, доработанном виде.

Таким образом, мной была разработана программа элективного курса «Экология у нас дома», которая была рассмотрена на заседании ГМО и утверждена директором школы. Цель курса – создать условий для развития способностей учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной здоровья человека.

Считаю, что моя деятельность как педагога, нацелена на оптимизацию процесса преподавания естественнонаучных дисциплин, уже приносит свои результаты: за последние три года по моим предметам отсутствуют неуспевающие, высок уровень качества знаний, стабильно подтверждаемый учащимися на итоговой аттестации. Секция естественно – географического цикла в школьном научном обществе — одна из самых популярных, растёт уровень выполнения научных экспериментов и мастерство использования мультимедийных технологий при оформлении их результатов. Высоким остаётся уровень учебной мотивации к изучению преподаваемых мной предметов.

В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей.

Любить своих учеников, находить истину, вести постоянный диалог между прошлым и настоящим, воспитывать учащихся в духе свободы и творчества, воспитывать в них ответственность за сохранность природы; понимать своих воспитанников и быть понятой ими – таковы слагаемые моей педагогической концепции.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
Вышивка в детском саду и тематический план
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Вышивка в детском саду и тематический план

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цель: Развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей. Освоение техники вышивания, приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи: развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображения, восприятия, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачаество, шитья, вышивания).

Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, приложения, стремление к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом “вперед иголку”).

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видит результат, сопоставить его с образцом, оценить качество поделки. Перед воспитателем, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия проявляя фантазию, творчество и в то же время предупредить возможность не удачи, чтобы не снизить интерес к труду использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.

Возможность изготовит предмет, имеющую практическую значимость, своими руками привлекать детей. Эта способность рунного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, настойчивости в процессе деятельности. Но выбирая методы организации труда и его содержания необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т.д.)

Нередко причиной недостатков в работе является сложность предлагаемого содержания (узора для вышивки, способ плетения, рисунка для выжигания и т.д.). казалось бы, чем сложнее элементы вышивки, тем оригинальнее, интереснее будет работа.

Организуя ручной труд в группе, воспитатель должен учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них, приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать отрицательное влияние на двигательный режим, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам)

Для занятий каким –либо ремеслом или искусством, а вышивка –это ремесло и искусство, прежде нужен начальный интерес.

Для того чтобы у детей получились красивые работы, надо тщательно изучить несколько интересных вышивательных техник.

Прежде всего нужно подбирать необходимое: пяльцы (диаметром 18 см, лучше деревянные), наперсток (по детскому пальцу), иголку (с большим ушком, длиной не более 3 см. с острым концом), нитки (лучше мулине), ножницы (хорошо отрегулированные и заточенные, размером около 140-170 мм.), игольницу для каждого ребенка, ткань нежных пастельных тонов (мягкую, стиранную, белую или черную).

Сама работа должна проходить только в присутствии взрослого небольшой группой (1-4 детей). Обучение пятилетних детей необходимо проводить в индивидуальном порядке ( можно использовать время до завтрака и после сна).

Изучив навыки и умения своих подопечных, надо подбирать соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включать рисование узоров на клетчатой бумаге. Подкреплять обучение мастерству крылатыми выражениями: “Поспешай не торопясь”, “поспешишь – людей насмешишь” -эти выражения помогают вовремя работы.

По времени это работа от 8-10 минут и до 30 минут. Любителей вышивания надо учить делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. Особое внимание уделяется на освещение. Оказывается, что технические навыки дети осваивают довольно легко, а художественные даются им трудом.

При подборе ниток дети чаще всего в рисунке стараются использовать все имеющие цвета. Они думают, что чем больше красок, тем лучше. Для этого нужно чтобы воспитательница расширила свои знания о цвете. Все многообразие красочных сочетаний и цветов оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные).

Ахроматические цвета: белый, черный и серый различаются только по светлоте. Они бесцветные, неокрашенные. К хроматическим цветам относятся все оттенки цветового спектра: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Важно научить детей увидеть наилучшее сочетание цветов. Например, синего с белым, серым, желтым, черным; зеленого с серым, оранжевым, коричневым, золотистым; красного с черным и серым и другие.

Надо сшить специальный коврик, чтобы поместить нитки разного цвета, сочетающие по цвету. Ребята просто могут перебирать нитки, искать оттенки. Надо установить правила: как обращаться с ножницами, как хранить иглы, заканчивать работу, как относится друг другу в процессе вышивания.

Вышивание полезно, но надо строго следить за осанкой, умело сочетать труд и отдых.

Прежде чем начать работу нужно подобрать необходимый теоретический материал. Сделать и этого материала наглядное пособие. Для родителей надо организовать беседу о технике безопасности во время занятий детей с ножницами и иголками.

Надо вести предварительному работу по вышиванию. Можно пригласить рукодельницу в детский сад, подбирать соответствующие подвижные игры, провести беседу о вышивке. Рассматривание книг с иллюстрациями о вышивке, рассказать детям о технике безопасности при работе с иголками и ножницами. Во время занятий рекомендуется использовать физкультминутки, пальчиковые игры, разминки для глаз, этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и спины. Занятие проводятся в несколько этапов:

  1. Ознакомление с вышивкой как разновидность декоративно-прикладного искусства.
  2. Работа со шнуровкой.
  3. Вышивание на картоне.
  4. Вышивание на ткани.
  5. Заключительная часть-выставка работ детей.

Тематический план

Тема

Оборудование и материалы

Предварительная работа

1 Беседа по ознакомлению дошкольников с вышивкой Образцы работы по вышиванию Беседа о вышивке.
2 Ознакомление детей с видами национальной одежды искусством своего народа. С.И.Петрова “Ебугэ танаьа уонна итэ5эл”, “Саха танаьа”  
3 Ознакомление с нитками Нитки-мулине, для шитья, вязания, ирис  
4 Беседа по ТБ Иголка, ножницы, игольница Рассказ о технике безопасности.
5 Работа со шнуровкой шов “Вперед иголку” Картон с отверстиями и шнурок для каждого ребенка Дидактическая игра “Завяжи шнурок на ботинке”
6 Вышивание на картоне шва “Вперед иголку” Картон, мулине, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. Дидактическая игра “Мозаичный узор”
7 Вышивание на ткани шва “Вперед иголку” Мулине, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. Ознакомительная беседа о тканях
8 Работа со шнуровкой шов “Тамбурный” Картон, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. Подвижная игра “Перепрыгни через ручеек”
9 Вышивание на картон шва “Тамбурный” Картон, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. Конструирование из бумаги “Цепочка”
10 Вышивание на ткани шва “Тамбурный” Ткань, пяльцы, иголка, мулине, игольница для каждого ребенка. Дидактическая игра “Чем отличаются эти узоры”
11 Работа со шнуровкой шва “Петельный” Картон с отверстиями и шнурок для каждого ребенка Дидактическая игра “Мозаичный узор”
12 Вышивание на картоне шва “Петельный”   Подвижная игра “иголка с ниткой”
13 Вышивание на ткани шва “Петельный” Ткань иголка, игольница, мулине, пяльцы для каждого ребенка Дидактическая игра “Мозаичный узор”
14 Работа со шнуровкой шва “Крестик” Картон, шнурок для каждого ребенка Дидактическая игра “Соедини телефонные линии”
15 Вышивание на картоне шва “Крестик” Картон, иголка, игольница, мулине, ножницы  
16 Вышивание на ткани шва “Крестик” Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине, пяльцы для каждого ребенка Подвижная игра “Змейка”
17 Итоговая выставка работ    
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru