Использование графического редактора для Создания модели "Валенок" урок для учащихся 5-х классов
Познание 21 век - все об образовании и школах

Использование графического редактора для Создания модели "Валенок" урок для учащихся 5-х классов


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель: Закрепление навыков работы в графическом редакторе.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать навыки работы с графическими инструментами. Создать условия для применения практических навыков выполнения действий (перемещение, копирование, деформация, отражение) с графическими фрагментами при моделировании Валенка.

Развивающие: Способствовать развитию активного внимания, наблюдательности, творческого воображения, самостоятельности. Создать условия для динамики творческого роста. Создать условия для развития логического мышления учащихся, формирования его неординарности. Способствовать развитию пространственного воображения учащихся, расширению кругозора при правильном восприятии мира. Познакомить детей с историей возникновения и развития валенок.

Воспитательные: Формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером; способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся. Воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.

Методы: Рассказ, объяснения, демонстрация презентации, дидактическая игра, работа за компьютером.

Оборудование:  Плакаты с моделями валенок, детский валенок, небольшой отрез войлока, презентация о валенках, компьютеры, проектор, экран.

Тип урока: Урок по комплексному применению знаний при работе с графическим редактором.

Методы обучения: Фронтальный опрос, презентация - объяснительно – иллюстративный; практическая работа.

ХОД УРОКА

Педагог приглашает ребят посмотреть выставку валенок на плакатах, развешанных в классе.

Организационный момент, фронтальный опрос (5 мин.):

Тема нашего урока — «Создание эскиза валенка с помощью компьютера». Мы отправимся с вами в путешествие, где мы узнаем, как развивались, изменялись, совершенствовались валенки со времен Древней Руси до наших дней.

Во время путешествия мы будем работать с графическим редактором Paint. Давайте вспомним основные приемы работы с данной программой.

Вопрос: С какими инструментами мы работали в граф. Редакторе Paint? (Инструменты: “ТЕКСТ”, “ЗАЛИВКА”, “КАРАНДАШ”, “ЛАСТИК”, “ЛИНИЯ”, ”ПРЯМОУГОЛЬНИК”, ”ОВАЛ”, “МНОГОУГОЛЬНИК”).

Вопрос: Что позволяет сделать команда Отмена последнего действия? (Отменить изменения, внесенные последним инструментом).

На предыдущих уроках мы научились выполнять различные действия с фрагментами рисунков в графическом редакторе.

Вопрос: Как скопировать объект?

Вопрос: Как изменить размеры графического объекта?

Просмотр презентации (12 мин.):

Теперь мы с вами смело отправляемся в путешествие, которое называется «Валенки, валенки, да не подшиты, старенькие».

Учащимся предоставляется возможность просмотра презентации об истории создания валенок. (приложение 1)

- Какой только войлочной обуви на подиумах не увидишь: стилизованной и под римские сандалии, и под обувку Деда Мороза, и под обувку древних славян... Говорят: "Валенки - это Россия, а Россия - это валенки". Хотя, честно признаться, утверждение это отнюдь не бесспорно. Ведь дело все в том, что древние русичи валенок не валяли: нет о них ни пол слова, ни в русской мифологии, ни в народных сказах.

Не валенки носили герои былин, а лапти - порождение русского лесного лыка, из которого столь удобно было плести древесную обувь. Правда, зимой под них поддевались шерстяные вязаные чулки из шерсти собак и другой домашней живности.

Валенки (валенцы, валеники, волнушечки, выходки, сапоги валяные, пимы) - обувь для русских сравнительно молодая.

Собственно, материал для изготовления теплой обуви был известен на Руси еще раньше - знаменитый русский историк Н.М. Карамзин упоминает войлок среди вещей, которыми пользовались еще во времена князя Святослава. Сказывалось соседство и постоянные контакты с тюркскими народами, для которых валяние из шерсти было обычным и чуть ли не единственным занятием. Они использовали войлок как строительный материал, обтягивали им свои жилища, покрывали войлочными коврами полы.

Значение валяной обуви, как одежды первой необходимости, знали уже в XIV веке. В период княжения на московском престоле сына Ивана Даниловича Калиты, Семена Ивановича (Гордого), занимавшего престол с 1341 по 1353 гг. знали толк в валенках.

Еще до тех валенок, которых мы привыкли видеть, жители суровых азиатских просторов носили валяные коты, чуни, кеньги, которые были с суконным голенищем или вообще не имели его. Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой (скроенной) и имела хотя бы один шов. А валенки тем и хороши, что «катали» их целиком, на специальной колодке, доводя их до нужного размера неоднократно распаривая и выбивая. Этим можно объяснить, что валенки, в современном понимании этого слова, появились много позже, чем материал, из которого их делали.

Традиция же "валяния" валенок на русскую землю пришла от супостатов-татар. Изначально заворачивая ноги в шкуры животных, со временем кочевники додумались до более удобного варианта: катанная из шерсти овец обувь оказалась подходящей для передвижений, спасала от лютых морозов и исцеляла многие недуги. Так появились якобы исконные русские валенки. И, надо сказать, пришлись они русским людям в самый раз.

Высокие валенки с голенищами стали изготавливать позже. На Руси "пимы", "самовалки", "катанки", изобретенные ремесленниками Нижегородской и Ярославской губерний, появились только к XVIII веку.

Именно в Ярославле была первая и самая крупная в России фабрика по изготовлению валенок того времени. Она принадлежала Кашину.

В Европейской части России валенки появились в начале XIX века и сразу же завоевали рынки, базары, ярмарки и сердца наших морозостойких предков. С тех пор история России и свершения ее народов немыслимы без валенок.

Валенки оказались истинно народной обувью. И дело не только в том, что их можно было заказать из домашней шерсти у своего деревенского мастера, что было много дешевле, чем покупать городскую фабричную обувь. Длинная снежная зима без валенок просто невозможна. Ведь даже русская пословица гласит: "Держи голову в холоде, а ноги - в тепле".

Свойственная народному костюму разумность, которую ученые называют «практичностью», предопределила долголетие валенок в истории русской бытовой культуры.

Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно.

Иметь собственные валенки было заветной мечтой молодого парня - ведь девушки больше заглядывались на того, кто в валенках: значит, он - состоятельный, серьёзный человек. Семья, имеющая хотя бы одни валенки, считалась зажиточной, носить их приходилось по старшинству. Валенки никогда не выбрасывались. Их берегли, передавали из поколения в поколение. Если валенки протирались, то со старых валенок брали голенища и подшивали их не нитками, а дратвой. Поэтому срок носки валенок был практически неограничен.

Получение валенок по наследству приравнивалось к большой сумме денег, либо даже к какой-то драгоценности. Одна женщина рассказывал, что когда ее бабушка делила свое наследство, одной сестре достались сережки, а ей достались валенки. Так та, которая получила сережки, плакала, почему не ей достались валенки, а только золотые сережки. Вот и поймите, что такое цена золота.

Это и понятно - стоили они недешево, ведь их ручное изготовление обходилось в копеечку. Даже крестьяне среднего достатка обзаводились валенками с трудом. Оказывается, в приданое невесты помимо домотканых половичков и скатерти, которую девушки вязали годами, готовясь к замужеству, входила и... пара новеньких валенок ручной работы. Ведь недаром же именно на Руси возникла поговорка - "два сапога - пара"!

Но зато большие люди могли себе позволить эту роскошь - кто же откажется от такого удобства! Известно, что катанки любил Петр I, который помимо прочих достоинств, находил в них лечебные цели. Например, после сна, государь наутро любил окунаться в прорубь, потом требовал поднести горячих щей и обувал валенки. Теплая обувь должна была обеспечить лучшую циркуляцию крови. Так и происходило. Надо сказать, что Петр Первый уделял огромное внимание развитию пимокатного производства.

Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоанновна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью

В старину девушки гадали на валенках: они поочередно бросали валенок за ворота на дорогу, но не руками, а прямо с ноги, ворота же в сибирских деревнях высокие. В какую сторону носок валенка смотрит - оттуда и жених.

На Руси было поверие: если в новом доме у хозяйки убегает тесто, киснет молоко, пригорают котлеты - значит, она забыла в старом жилье своего домового. С парой старых валенок она должна была вернуться в старый дом, положить валенок голенищем к печи и позвать домового: "Дедушка домовой, хозяйка с хозяином пошли в новый дом жить - пошли и ты с нами!" Если валенок хорошо подготовлен, то домовой в нем перебирался в новый дом и все в новом хозяйстве шло хорошо.

Сонники тоже не обошлись без валенка: если вы увидели во сне валенки, то размолвка, случившаяся у вас с близким человеком, не затянется и уж тем более не принесет никаких серьезных последствий, как бы вы того ни опасались, полагая главным виновником происшедшего себя. Видеть валенки у себя на ногах или у других людей — перемена отношений то ли от худшего к лучшему, то ли наоборот. Ходить в валенках по сугробам в сильный мороз — предвестие плохого здоровья и мрачных перспектив на будущее, лишающих вас веры в благорасположение судьбы.

Но вскоре у валенок обнаружился единственный, но серьезный недостаток. Войлок мало намокает, но все же нуждается в защите от влаги - стоило чуть-чуть намочить ногу, как вместо оздоровляющего тепла валяная шерсть тут же "распускала" по телу ненавистную сырость. Поэтому валенки носили с галошами. Конечно, в XVIII и XIX веках галоши были кожаными, а с появлением нового материала, уже в ХХ столетии - резиновыми. В крестьянском быту для «защиты» довольно дорогих валенок пользовались лаптями.

Поэтому в более влажных по сравнению с Сибирью краях на валенки придумали надевать резиновые "носки". Так что все же нам есть, чем гордиться: валенки с калошами – это действительно истинно русское изобретение.

Валенкам пора бы уже поставить памятник - существуют ведь памятники, посвященные автомобилю, кораблю, паровозу, книге… Заслуга валенка перед человечеством, живущим на 1/6 части суши не менее очевидна.

Трудно переоценить роль этой обуви в политической, культурной, спортивной и бытовой жизни страны, в развитии промышленности и народного хозяйства.

Вопрос: Как вы думаете, какая заслуга валенок перед человечеством?

- Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обувки.

Вопрос: А знаете профессии нашего времени, у которых валенки всегда в почете? (Ответы детей: строители, лесорубы, рыбаки, геологи, пограничники.)

А вы знаете, что валенки – это единственная обувь сделанная из натуральных материалов, которые не истребляют природу и животных. Шерсть срезается с мирно пасущихся овец и перерабатывается, таким образом, производство валенок не нарушает естественную природу.

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме.

Для изготовления одной пары валенок не самого большого размера необходимо настричь около килограмма шерсти, то есть обработать одну овцу. Так что, гуляя в валенках, мы носим на ногах по овечке, а то и по две.

Первые валенки изготовляли в два приема: сначала делали низкие валяные коты, а потом к ним пришивали голенища. Вскоре перешли на изготовление валенок целиком, на колодке.

Процесс валяния не так прост и передается из поколения в поколение. Он кропотлив и используется не только машинный, но и ручной труд. Чтобы изготовить пару валенок требуется три дня. Сначала шерсть освобождают от примесей, потом разбивают, так что она становится мягкой и пушистой, сваливают в полотнищах на специальных барабанах, закладывают в конуса. Каждый конус скроен по отдельной выкройке. Заготовки будущих валенок отпускают в кипяток, вымачивают в серной кислоте, обколачивают, сушат в печке, потом вынимают колодку, обрезают наждаком голенище и обтачивают.

Отделка валенок делается в ручную и зависит от полета фантазии и творческого мышления мастериц в момент работ.

Валенки снова входят в моду! Но уже не только как удобная и незаменимая обувь, но и как предмет для новых фантастических идей художников, дизайнеров и модельеров. Российские Кутюрье соревнуются между собой в мастерстве превращения обычного валенка в произведение искусства. Валенки смело выходят на мировые подиумы.

Ведущие модельеры утверждают: "21 век - век ВАЛЕНКА!"

Практическая часть (20 мин.):

- Ребята, я вам предлагаю на время стать художниками-модельерами, включить полет фантазий и творческое мышление, и превратить обычный валенок в произведение искусств.

Загрузите графический редактор Paint . В своей папке откройте документ под названием «Заготовка валенка». Используя все известные графические инструменты, создайте свой эскиз отделки валенка.

Учащиеся выполняют задание. Педагог наблюдает за работой учащихся.

Физ. минутка (5 мин.):

В старину девушки гадали на валенках: они поочередно бросали валенок за ворота на дорогу, но не руками, а прямо с ноги, ворота же в сибирских деревнях высокие. В какую сторону носок валенка смотрит - оттуда и жених будет.

Два мальчика взявшись за руки, изображают ворота. Дети по очереди становятся спиной к «воротам» и кидают валенок. В какую сторону будет смотреть носок валенка, оттуда и будет ваша вторая половина.

Подведение итогов (3 мин.):

Рекомендуемая литература:

  1. Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1977.
  2. Васильченко Л.П. Быт славян. Томск: Красное знамя, 2001.
  3. Я познаю мир. Детск. энцикл.: Культура/Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1996.
  4. Каштанов Ю.Е. Эпоха Петра. Смоленск: Русич, 2000.
  5. CD №3 «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  6. Журнал «L’OFFICIEL» №15 зима 1999-2000 (О моде – из официальных источников).
  7. www.valenki.inc.ru
  8. www.valenok.ru
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru