Урок-исследование по теме "Деепричастие"

Урок-исследование по теме "Деепричастие"

Тип урока: Урок-исследование

Цель урока:
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

развивающая:  развитие умения анализировать, группировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);

воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), чуткого и бережного отношения к природе.

Ход урока:

I. Оргмомент. Приветствие.
II. Работа с текстом (текст на доске или на экране):
   Бе…зжизне…ые туманы дымчато в…сят над водой, отражаясь призрачными оч…ртаниями. З…таившись, ветер чутко дремл…т, не зар…бит уснувшей воды, не шелохнёт зелёной хвои.
   Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно поыма…тся с воды. А лебеди, изогнув дли..ые шеи, пр…слуш…ваются к лесному эху.
(А.С. Серафимович)
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите тему данного текста. (О природе, о красоте природы)
- Определите стиль предложенного текста (Литературно-художественный)
- Назовите характерные черты данного стиля (сфера использования – художественная литература; задача речи – нарисовать картину, изобразить предмет, передать чувства, которые испытывает автор; высказывание образное, эмоциональное, выразительное; использованы языковые средства, характерные для этого стиля – конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочная лексика)
- Выпишите слова с пропущенными орфограммами, сгруппировав их:
( 1 группа: орфограмма в приставке – безжизненные, затаившись, прислушиваясь
2 группа: орфограмма в корне – висят, очертаниями, зарябит
3 группа: орфограмма в суффиксе – безжизненные, длинные, прислушиваются
4 группа: орфограмма в окончании – дремлет, подымаются)
- Какие группы у вас получились?
- Какими словами автор передаёт действие? Выпишите их.
( Висят, дремлет, зарябит, шелохнёт, подымаются, прислушиваются)
- На какие вопросы они отвечают? (Глагольные)
- Есть ещё слова, обозначающие действие?
тражаясь, затаившись, шлёпая, изогнув)
- Что вы можете сказать об этих словах? В чём разница между глаголами и ими?

Постановка цели урока: Исходя из вышесказанного, как вы думаете, чему мы можем посвятить сегодняшний урок?
(Деепричастию. Выяснить, что такое деепричастие, его особенности. Морфологические признаки и синтаксическую роль)

- Как можно «перевести» слово «деепричастие»? (Причастно к действию)
- Давайте посмотрим, каким же образом оно причастно? Глагол обозначает действие, а деепричастие?
- Выясните, какое слово главное для причастия, отметьте его х (крестиком), задайте к деепричастию вопрос. (Что делая?, что сделав?, как?)
- В выделенных словосочетаниях определите, каким словом выражено основное действие, а каким добавочное. (Глагол – основное действие, деепричастие – добавочное)

Вывод №1: Деепричастие обозначает добавочное действие

III. Выполнение упражнения  из учебника стр. 96, упр. 166
- Что общего и чем отличается деепричастие от известных вам частей речи?

Вывод №2: Нет привычных окончаний, значит, не изменяется. Имеет вид, возвратность.

- В зависимости от заданного вопроса определите синтаксическую роль деепричастия.

Вывод № 3: Деепричастие в предложении является обстоятельством.

- Мы задавали вопрос к деепричастию. Попробуйте задать вопрос от него.
Что получается?

Вывод № 4: Деепричастие может быть одиночным и с зависимыми от него словами.

- А как вы думаете, как называется деепричастие с зависимыми от него словами?
(Деепричастный оборот
- Теперь посмотрите на текст, с которым мы работали в начале урока. Что вы можете сказать об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов?

Вывод № 5: одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются почти всегда. Об особенностях обособления поговорим чуть позже.

- Давайте подведём итог всему сказанному выше. Что же такое деепричастие?

Общий вывод по теме: Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном, бывает совершенного и несовершенного вида, возвратным и невозвратным. В предложении является обстоятельством.

IV. Закрепление материала- задания на выбор:
(Материал для работы смотри в Приложении №1)

  1. из предложенных слов выбрать деепричастия;
  2. из текста выписать деепричастия;
  3. из предложенного текста выписать деепричастия со словом, от которого оно зависит;
  4. из текста выписать деепричастные обороты с определяемым словом.

- О чём мы должны помнить, чтобы не путать деепричастия с другими частями речи?

V. Редактирование  предложений.
- Прочтите предложения и скажите, что привело к созданию в предложении смешной ситуации? (неправильное употребление деепричастных оборотов)
1) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
2) Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

- Как можно исправить данные речевые ошибки? (Сохранив деепричастный оборот или синонимической конструкцией с союзом КОГДА)
1) Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.
Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
2) Идя по мокрой тропинке, я думал о том, что дождь не прекращался.
  Когда я шёл по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

VI. Итог урока: Что нового узнали мы сегодня на уроке?
Зачем нам эти знания?

VII. Оценки за урок. Домашнее задание.

Читать еще:


Новые материалы:

Наркомания – знак беды :: Развитие личности обучающегося в процессе исследовательской деятельности :: Праздник первой отметки :: Классный час "70-летие контрнаступления под Москвой. Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" :: Формирование умений и навыков исследовательской деятельности на уроках химии :: Огни большой деревни, 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list28.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Кузя и семейка троллей ( Hugo ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD