Уроки литературы в 7-м классе на тему "А.С. Пушкин "Повести Белкина" в системе РО Эльконина—Давыдова
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Уроки литературы в 7-м классе на тему "А.С. Пушкин "Повести Белкина" в системе РО Эльконина—Давыдова

Цели урока:

  • Образовательная: формирование навыков осмысленного выразительного чтения, обучение навыкам анализа художественного произведения.
  • Воспитательная: постижение художественного мира А.С.Пушкина, решение нравственно–этических, нравственно-эстетических проблем, решение вопросов общечеловеческого звучания.

Тип урока: постановки и решения учебных задач (урока усвоения новой темы и закрепления), анализ текста путём акцентного вычитывания с учётом отбора эпизодов для подробного изучения, анализа ключевых сцен. Формирования знаний о литературе осуществляется путём повторения сведений по теории литературы (применение ранее открытых теоретических понятий: род, жанр, тип рассказчика.)

Изучение сведений об авторе осуществляется путём определения места произведения в творчестве писателя истории его создания; путём выявления отношения рассказчика к героям и событиям; авторской позиции в тексте.

Анализ произведения по картинкам, художественным образам осуществлён методом научного исследования, путём разложения и синтеза получаем целостное представление о художественном тексте.

Развитие речи на уроках представлено формированием навыков осмысленного чтения, обогащение словаря, лексического комментария, работой над ответами учеников.

На данных уроках использован репродуктивный метод, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, метод эвристической беседы. Метод творческого чтения даёт возможность использования всех видов речевой деятельности: слушания говорения чтения письма.

Беседа на уроке рассчитана на развития мысли ученика: делать свои выводы, сопоставлять, сравнивать героев, заключения.

Ход урока

Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью рифму гонят.
А.С. Пушкин

Примечание: согласно рекомендациям З.Н.Кудиной, Г.Н.Новлянской, предлагаемое акцентное вычитывание довольно подробно. Если учитель почувствует угасание интереса детей, лучше сократить работу, остановившись на вычитывании лишь самого существенного для понимания характеров: главных героев. Если же интерес детей будет довольно высок то, наоборот, можно вычитать и те моменты, которые в данных разработках не акцентированы.

Урок 1: Повесть «Гробовщик»

Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:

  1. Определить род, жанр произведения и тип рассказчика.
  2. Как рассказчик характеризует Адрияна? Вечно угрюмый и задумчивый.
  3. Какой цвет и зачем в повести повторен многократно? Выражает авторское отношение - иронично - снисходительно, возможно с оттенком брезгливости.
  4. "… Конечно, мой товар не то что ваш: живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет". На что намекает реплика Шульца? Жизнь каждого из горожан замкнется, в конце концов, на гробовщике»
  5. Как характеризует Адрияна его ответ Шульцу. "Сущая правда, однако ж, если живому не на что купить сапог, то не прогневайся, ходит он и босой, а нищий мертвец и даром берет себе гроб".

Его натура сумрачная, подозрительная, жадная. Какими изображали своих гробокопателей Вальтер Скотт и Шекспир.

  1. О чем думает гробовщик, на что надеется? О переезде и о близкой смерти купчихи Трюхиной.
  2. С каким словом гробовщик отправился на кровать и скоро захрапел. "Ей богу, созову… тех, на которых работаю: мертвецов православных … у меня попировать …"
  3. Почему Адриян всю жизнь помнит отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина? Память о первом, обманном гробе никогда не стиралась.
  4. "Что ты, батюшка? не с ума ли спятил. Али хмель вчерашний у тебя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день…пировал у немца - воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до часа …"

Учитель: К какому роду литературы относится этот жанр? Почему?

Дети: Относится к эпосу, потому в нем раскрываются характеры героев в оценке рассказчика - повествователя. А это как раз и есть задача эпоса.

Учитель: Эта задача сближает повесть с другими эпическими жанрами с рассказом, сказками, повестями, романом ("Дубровский" изучен). А чем же повесть отличается от других эпических жанров?

Примечание: Чтение повестей предваряется небольшим вступительным словом об истории создания "Повестей Белкина". (В.П.Полухина. Методические рекомендации к учебнику хрестоматии "Литература" 6 кл. Стр.22). В качестве индивидуальных задач можно предложить одному из учеников подготовить сокращенный художественный пересказ вступления "От издателя".

Учитель: Можно ли отождествлять Пушкина с Иваном Петровичем Белкиным. Для каких читателей Пушкин писал повести: для взрослых или детей? А трудно ли вам читать повести? Все ли понятно? Вот и проверим, выросли ли вы как читатели? Можно ли вам читать эти повести?

Учитель: Кто герой повести "Гробовщик"?
Каков он?
О каких чертах характера говорит его поведение?
В чем рассказчик видит причину такого поведения?
Как рассказчик относится к своим героям?
В тексте можно найти много таких указаний на отношения рассказчика.
Итак, в основе повести лежит одно событие - сон.
Сюжет незамысловатой повести: преддействие - переезд Адрияна в желтый домик, "давно соблазнявший его воображение и "наконец куплен­ный им за порядочную сумму" (авторская усмешка), праздничный обед у нового приятеля - сапожника Шульца; завязка - приглашения Адрияна спьяну к себе на новоселье "мертвецов православных"; вершина - устрашающие объятия скелета Петра Петровича Курилкина; развязка - благополучное пробуждение Адрияна.

Учитель: "Гробовщик" стал началом, которое поворачивало русскую литературу к прозе жизни.
Возможно, не случайно поэт выбрал для первой повести случай с гробовщиком.
Казалось бы, всякое занятие почтенно. И не хоронить же покойника без гроба. Но что-то не лежит душа к этому добропорядочному ремеслен­нику, строящему свое благополучие на чужих смертях.
Автор показывает грубую житейскую правду, с которой сталкивает­ся человек в своей жизни.
Переживания клиентов Адрияна остались в стороне. Главным в по­вести оказывается он сам, угрюмый - вечный сосед живущих…
Подтвердите текстом.

Дети: "Он разрешал молчание разве только для того…"
В центре повести незамысловатый эпизод, происшествия, забавный случай.
Что же приключилось с мрачным Адрияном?

Дети: …

Учитель: Пушкин обстоятельно описывает переезд Адрияна в желтый домик, но не утомляет читателя подробностями; мы хорошо все видим и улавливаем авторскую …

Дети: Усмешку.

Учитель: Эта усмешка и в адрес каких героев?

Дети: Самого Адрияна, его нового приятеля - сапожника Шульца, будоч­ника - Чухонца Юрко, который двадцать лет расхаживает около своей буд­ки «с секирой и в броне сермяжной».
Усмешка - и в адрес сложившихся в литературе правил.

Дети: "Не стану описывать ни русского кафтана Адрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая, принятого нынешними романистами…"

Учитель: Обратите внимание на цвет шляпок у дочерей гробовщика. Обратите внимание на многократное повторение желтого и красного цвета.
Эти детали лукаво "вспыхивают" на протяжении всей повести.
Найдите их.

Дети: Дом, шляпки, будка Юрко, лица покойников.

Учитель: Создается живописная картина быта и нравов горожан - сапожников, булочников, будочников, портных.
Однако в центре - гробовщик. В том смысле, что жизнь каждого из горожан замкнется, в конце концов, на гробовщике.
На это намекает реплика Шульца…

Дети: Читают. "… конечно, мой товар не то что ваш…"
Адриян отвечает Шульцу по-своему: "Сущая правда…"

Учитель: В этих словах выражается его натура: сумрачная, подозрительная, жадная.
Почему он думает о близкой смерти купчихи Трюхиной?

Дети: "Надеется выместить убыток…"

Учитель: Лукавый строй сюжета пушкинской повести заключается в том, что читатель не замечает границы между явью и сном.
С каким словом Адриян отправился на кровать и скоро захрапел.

Дети: "Ей-богу, созову тех, на которых работаю: мертвецов православных"

Учитель: На дворе еще было темно, как Адрияна разбудили. Купчиха Трюхина скончалась.
Вот так мы и незаметно оказались в ином измерении, за пределами яви.
С этого момента начинается новый, "страшный" поворот в сюжете.

Дети: Читают о том, как Адриян, к своему ужасу, видит полную комнату мертвецов.

Учитель: Здесь вся социальная лестница первопрестольного града Москвы.
Все, как в жизни. От "смиренного" бедняка до богатых купцов "в праздничных кафтанах" и важных чиновников в мундирах.
Почему Петр Петрович Курилкин никогда не умирал в памяти гробов­щика?
Отношение рассказчика к этому?

Дети: Память о первом обманном гробе никогда не стиралась. И в этом лукавая усмешка Пушкина.

Учитель: После страшной сцены доверчивому читателю уготовано благополуч­ное пробуждение.
Это тоже лукавый прием Пушкина, который хорошо знает законы "ро­мантической" прозы.
Какие чувства испытывает Адриян, проснувшись?
Что возвращает его к реальной жизни?

Дети: … Работница, раздувающая самовар.

Учитель: Воспитанный на романической литературе читатель мог счесть себя обманутым. Мало того, что герои - какие-то ремесленники, но и захваты­вающая дух сердцевина повести оказалась лишь сном. Не посмеялся ли над нами автор?
Может быть, приглашая смеяться вместе над очевидной нелепицей или предрассудком.
Пора перестать верить в эту загробную чертовщину. Пора взрослеть и в жизни, и в литературе.
Однако, СОН не теряет своего значения и смысла.
Вернемся к эпиграфу повести. Что он гласит? Откуда взят?

Дети: "Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной".
Из оды Державина "Водопад".

Учитель: Строка из высокопарной, глубокомысленной оды философичной оттеняла житейский, ироничный характер произведения о человеке, который сопровождал умерших ко "гробовому входу" и не худо зарабатывал на этом.
Немаловажной особенностью в "Гробовщике" являются четыре рисунка Пушкина.
Они помогают уловить ироничный характер повести и ее стройную композицию.
На первом изображено чаепитие Адрияна и Шульца.
Слева курносый "открытого нрава" сапожник. Справа "угрюмый и задумчивый" Адриян.
В рукописи рисунок помещен в конце эпизода с чаепитием и приглашением отобедать у Шульца "по-приятельски". Здесь читатель вместе с рассказчиком должен сделать паузу, прежде чем перейти к событиям другого дня.
Там, в конце эпизода шумного застолья на серебряной свадьбе сапожника красуется второй рисунок - рюмка.
Она как бы служит знаком, который отделяет эту сцену от следующих событий.
В них пьяному Андрияну приснились похороны купчихи Трюхиной – третий рисунок с удивительной динамикой передает эту мечту мастера похорон: похоронный картеж.
Четвёртый рисунок был помещен после абзаца, в котором шла речь о появлении отставного сержанта гвардии. Это событийная кульминация всей повести.
Своим рисунком Пушкин, как умелый художник-иллюстратор, за­держивает на ней наше внимание. Мастерские штрихи передают малопривлекательную суть того, что выражено словами: "Клочки светло-зеленого и красного сукна и ветхой холстины кое-где висели на нем, как на шесте, кости ног бились в больших ботфортах, как пестики в ступах".
Он, без сомнения, отвратителен, этот скелет, но и чем-то коми­чен точно как в повести - с этими ботфортами и костями-пестиками.
Справа и слева от него помещены вполне серьезные зарисовки: распятие, свеча и два профиля. Один из них имеет некоторое сходство с покойным дядюшкой Пушкина, Василием Львовичем…
В повести, оконченной через пять дней после "Гробовщика", по­добных рисунков нет. В черновике лишь один раз поверх зачеркнутых строк перо Пушкина наметило беглый абрис какого-то пейзажа.

Изучение повести А.С Пушкина «Выстрел»

Отдельные вопросы к повести "Выстрел" могут быть использованы до анализа и чтения произведения в классе, и для анализа произведения в обобщающей беседе после чтения всей повести.

  1. Кто основной рассказчик в повести "Выстрел'? (Рассказчик-герой – молодой офицер, впоследствии небогатый провинциальный помещик).
  2. Назвать двух других центральных героев повести? (Граф и тот, кто в повести назван Сильвио)
  3. К какой одной среде принадлежали герои в течение недолгого срока? (Армейскому, гусарскому братству)
  4. По каким общим законам для всех его членов живёт армейское братство? (Офицерской чести, удали, карточной игры и т. д.)
  5. В каком монологе Сильвио рисуется "идеал" этого поведения? ("В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали…")
  6. К чему он сильно привык? (Он привык "первенствовать смолоду", что было в нём "страстию")
  7. Какой "тип" гусара являет собой рассказчик - герой? (Рассказчик-герой помоложе, не столь опытный в дуэлях и кутежах, более скромный)
  8. Какой третий "тип" гусара, представляет собой человек, появившийся однажды рядом с Сильвио? ("Вообразите себе молодость, ум, красоту, весёлость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым не знал он счёта и которые никогда не переводились…")
  9. Почему Сильвио его возненавидел? (Первенство его поколебалось)
  10. Прочитаем об этом:

    "Я его возненавидел, Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда казались мне неожиданнее и острее моих и которые, конечно» не в пример были веселее; он шутил, а я злобствовал"
  11. Почему рождается злоба Сильвио? (Граф знатен и богат)
  12. Что, по мнению рассказчика, свидетельствует о том, что Сильвио беден? "Холил вечно пешком, в изношенном чёрном сюртуке, а держал открытым стол для всех офицеров нашего полка. Правда обед его состоял их двух или трёх блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою".
    Вскоре после ссоры с графом поселился в бедном местечке. Приехал к графу в дорожной телеге.
  13. Почему автор взял два эпиграфа? Как они связаны с содержанием повести?
  14. Строчка из поэмы Баратынского "Бал": "Стрелялись мы …" и фраза из произведения другого писателя-романтика Александра Бестужева "Вечер на бивуаке": "Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел)".
    На первых страницах повести рассказчик настраивает нас на романтическую историю, любимую читателям пушкинской эпохи. А эпиграфы нацеливают на восприятие главного героя, как типичного персонажа романтических историй: характер сильный, страстный, странный, загадочный.
    Какими словами о главном герое рассказчик направляет нас в это "романтическое" русло? ("Какая- то таинственность окружала его судьбу").
    Однако по мере развития событий открывалась вполне реальная жизнь. Попробуем понять противоречивый характер Сильвио и житейские мотивы его странного и загадочного поведения.
  15. Как и почему ведут себя герой во время первой и второй дуэли?
  16. Кому принадлежало право первого выстрела?
    Сильвио. Он был оскорблён (граф дал ему пощёчину) и поэтому получал первый выстрел.
  17. Почему Сильвио уступил графу в первый раз?
  18. В первый раз "волнение злобы" было в нём столь сильным, что он "не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время, остыть, уступил ему первый выстрел".
  19. Какая черта проявляется в этом признании?
  20. (Честность Сильвио: он не прячет истинной причины своего "благородства")
  21. Почему во второй раз Сильвио уступает графу первый выстрел, вновь склонив его бросить жребий? Как изменился Сильвио? Каков теперь его мотив? ("Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнём сызнова; кинем жребий, кому стрелять первому".)
  22. Почему граф оба раза не соглашается бросить жребий"? Это было не "по правилам" дуэли.
  23. Почему Сильвио предаёт графа его совести? Почему считает это более сильным наказанием, чем сама смерть? (В обоих случаях Сильвио принудил графа Полунин лишний шанс. Граф не должен был стрелять в Сильвио. Это противоречило понятиям дворянской чести. Но граф выстрелил. Сильвио вправе был предполагать, что позже, когда граф придёт в себя, мысль об этом станет для него своеобразным возмездием: "Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести".)
  24. Прав ли Сильвио. когда говорит о том, что видел робость графа?
  25. (Робости не было. Граф не менее храбр, чем Сильвио. Когда - то тот сам признавал, что в графе "храбрость была самая беспечная")
    За кого боится граф? (За жену. «…А вы, сударь, перестанете ли издеваться мая бедной женщиной? Будете ли вы стрелять или нет?»
  26. Почему в столкновении именно с такой личностью, как граф резче проявляется натура Сильвио? (Безупречен). Каково отношение автора к этому герою? (Симпатичен). Проверим это.
  27. Как автор показывает безупречность графа на всём протяжении сюжета? (Вначале, в полку, обольщённый славой Сильвии, ищет его дружества: затем не терпит с его стороны грубой выходки, не соглашается переигрывав право выстрела.
  28. В иных обстоятельствах демонстрирует свою любезность воспитанного, радушного человека в общении с рассказчиком, небогатым, робеющим в его присутствии дворянином).
    Итак. Сильвио не всегда прав и не во всём безупречен. Его вызывающее поведение по отношению к графу определено социально. Всё его повеление - от зависти и мести графу до «бедной и расточительной» жизни в захолустном местечке является следствием чего? (Того общественного положения, которое он занимает). Ещё раз убеждаемся, что поступки героев в этих повести Пушкина определяло место людей в общественной структуре эпохи. Такое понимание зависимости личной судьбы человека от его положения в обществе, от обстоятельств жизни было новым в прозе пушкинского времени. Такое' поведение А.С. Пушкин назвал в "Евгении Онегине " «кипение в действии пустом''. И это не вина, а беда человека.
  29. Какое "оправдание" находит Сильвио в последних строках повести? ("Сказывают, что Сильвио. во время возмущения Александра Ипсиланти предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении пол Скулянами".)
  30. Таким образом, смерть героя во имя великого дела - освобождения греческого народа от турецкого владычества - искупала всю его сложную жизнь.
    Рассказчик этой повести - третий её герой - фигура тоже типичная для военной и помещичьей среды.
  31. Каковы его отношения с Сильвио и графом? (Тот и другой поведали ему "свои " части дуэльной истории. С Сильвио он вместе служил. Тот отличил, молодого в ту пору И Л.Б.? Именно с ним поделился своей тайной. С графом ему суждено по-соседски жить в деревне.)
  32. Кто ближе подполковнику: слишком богатый граф или небогатый Сильвио? (Сильвио. хотя так и остался для него загадкой).
  33. Своим существованием в повести подполковник помогает читателю лучше понять главных героев.
  34. Как с помощью своего рассказчика автор осуществляет важную сюжетно - композиционную задачу? (Он сообщает рассказанные ему дуэльные истории Ивану Петровичу Белкину, то есть соединяет два рассказа вместе.)
  35. Перескажите первую и вторую части с помощью 5-10 предложений. (Таким образом, можно составить план)
  36. План первой части:

    1. Рассказ о странном поведении вышедшего в отставку Сильвио.
    2. Ссора и дуэль.
    3. Внезапный отъезд.

    План второй части:

    1. Встреча подполковника с графом в деревне.
    2. Сообщение о втором "акте" дуэли.
    3. Раскрытие "тайны" Сильвио.
  37. В чём мастерство сюжета? Почему автор именно в этом порядке излагает события? (До самого конца она держит читателя в напряжении, как в лучших романтических сюжетах.)
  38. Когда происходит действие и какова среда, изображённая писателем? Что сообщает в начале повести рассказчик, сразу знакомя нас с обстановкой? "Жизнь армейского офицера известна…"
  39. Мы увидели, до каких уродливых размеров может вырасти мстительная идея в подобной обстановке. К тому же Сильвио не служит и. значит, не несёт полковых обязанностей, которые хоть как-то занимают внимание и время.
  40. Как во второй части рисуется обстановка другого захолустья – поместного. (Дети считывают)
  41. Что автор сообщает о судьбе рассказчика? Каков он в начале повести и в конце? (В начале это молодой пылкий человек. Затем, вынужденный выйти в отпуск и поселиться в деревне, он «простой и добрый барин», изнывающий от деревенской скуки, но не ставший "пьяницею с горя", наподобие кое-кого из соседей. Холостяк. И это тоже «помогает» его одичанию в деревенской глуши, усиливает робость, которая охватывает! его в роскошном доме графа, в присутствии красавицы графини…

Так этот милый и трогательный прямодушный человек приоткрывает для читателя завесу над провинциальной, поместной Россией начала XIX века.

Изучение повести А.С.Пушкина «Барышня–крестьянка»

Вопросы для письменной проверни домашнего чтения:

  1. Кем рассказана Белкину эта повесть? («девицею К.И.Т.," т.е. провинциальной барышней»).
  2. Каковы впечатления автора об уездных барышнях.
  3. "Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни. Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жил ни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам… Конечно всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность…"
  4. Какие правила учредил в доме сумасбродный отец, помещик-англоман'/ (Мисс Жаксон должна была сделать из Бетси чопорную англичанку)
  5. Что говорит читателю автор своим сюжетом с переодеванием?
  6. Главный вывод: Как нетрудно таким вот уездным барышням крестьянки, и войти в эту роль, и даже заставить без памяти влюбленного дворянина принять нешуточное, тоже по-своему самобытное решение. Переодевание крестьянкой, затеянное как шалость, вдруг обнаруживает в этой девушке ее национальную сущность. Ей, оказывается, легко и весело ощущать себя крестьянкой. (Русская душой).
    Ответ выясняется детьми после обсуждения в группах.
  7. Что внушает Алексею Берестову его новая знакомая?
  8. (Я простая крестьянка, дочь Василия-кузнеца. Я красива, необыкновенно мила и отнюдь не простодушна)
  9. Какая романтическая мысль приходит ему в голову?
  10. ("Романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами'', "и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нём благоразумия")
  11. «Он написал Акулине письмо самым чётким почерком и самым бешеным слогом объявлял ей о грозящей им погибели, и туг же предлагал ей… (свою руку.)»
  12. Какую роль разыгрывает до поры до времени Алексей Берестов?
  13. (Тоже "переодевание", роль байронического героя.)
    Он первым явился в кругу наших барышень.
    Каким? "Мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мёртвой головы."
    Учитель: Авторская ирония, блестящая, многогранная.
  14. "Вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от… пугливости куцей кобылки".
  15. (Т.е. какой сущий пустяк примирил заклятых врагов?).
  16. Каковы взаимоотношения между дворовой девушкой Настей и ее госпожой Лизой?
  17. Тончайший и точнейший психологизм.
    Со своей крепостной девушкой, поверенной в её сердечных делах,обращается она достаточно самовластно - тут нет особой сердечности.
    Вопрос трудный, вызывает споры. Лучше детям обсудить в группе. Выводы о характере героев можно записать в тетрадь:

    Берестов Лиза
    Сквозь «душевный маскарад» пробивается другой человек.
    «В самом деле молодец.»
    Приходит совсем не к ироничному, нешуточному итогу.
    Резва, шаловлива, самобытная, прелесть, русская душою.
    Умение перевоплощаться.

Алексей Берестов с его отчаянным решением жениться на крестьянке и жить своими трудами - образ новый в литературе, необычный. Наверное, для таких решений ещё не пришла историческая пора.

Учитель: Не так проста эта "пасторальная" повесть, повторяющая как бы "навыворот" один из популярнейших сюжетов мировой литературы - сюжет Ромео и Джульетты. Там тоже любящие сердца и непримиримые семейства. Но там трагедия. У Пушкина всё наоборот. Герои остаются живы, А российские Монтекки и Капулетти мирятся.

Сцены переодевания, примирения в центре анализа позволяют обнаружить авторскую иронию. А вообще, справедливо замечает Игорь Смольников. В литературном шедевре всё главное. Из такой повести, как "Барышня-крестьянка", невозможно устранить, отодвинуть на второй план ни один эпизод, ни один образ.

Учитель: Повествование идёт от лица "девицы К.И.Т.", но в нём слышны отголоски впечатлений главного рассказчика, когда он вместе с Лизой любуется наступившим утром: "Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце, как царедворцы ожидают государя ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек, наполнили сердце Лизы младенческой весёлостью," (Фрагменты текста читают дети).
Или когда сообщают о её чувствах в момент ожидания незнакомого ещё ей Алексея.
"Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть."
И в том случае, когда Лиза вошла в сумрак рощи и "глухой, перекатный шум её приветствовал девушку".
Всё это видит и слышит Пушкин, а не девица К.И.Т и не И.П. Белкин.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru