Методическая разработка урока экономики в 10-м классе социально-экономического профиля по теме "Поиск предпринимательской ниши"

Методическая разработка урока экономики в 10-м классе социально-экономического профиля по теме "Поиск предпринимательской ниши"

Цель урока: Применить полученные ранее знания для самостоятельного поиска, анализа и использования учащимися экономической информации в процессе деловой игры.

Обучающие задачи:

  • Закрепить знание предыдущих тем “Организационно-правовые формы бизнеса” и “Конкуренция и рыночные структуры”;
  • Усвоить новое понятие “предпринимательская ниша”;
  • Сформировать навык поиска предпринимательской ниши в процессе деловой игры.

Развивающие задачи:

  • Развивать рациональное экономическое мышление и культуру речи;
  • Содействовать развитию творческих способностей старшеклассников в процессе выполнения домашнего задания в виде диалога, интервью или сценки.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся
  • Формировать умение работать в группах в процессе выполнения домашнего задания и участия в деловой игре.

Тип урока:

  • По основной дидактической цели: Урок применения знаний, умений, навыков.
  • По способу проведения: Урок, основанный на самостоятельной работе учащихся.

Формы работы.

  • Форма проведения урока: Деловая игра
  • Формы учебной работы:

- парная - во время презентации домашнего задания и во время деловой игры;
- коллективная - во время обсуждения нового понятия “Предпринимательская ниша”;
- групповая работа жюри.

Методы обучения.

Методы формирования интереса к учебе:

  • творческая работа учащихся в процессе выполнения домашнего задания;
  • проблемно-поисковый метод;
  • методы эмоционального стимулирования.

Методы ответственности в обучении:

  • накопительная система баллов;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности в форме работы жюри;
  • применение учебного поощрения.

Методы организаций учебных действий:

Методы контроля:

  • устный контроль в процессе проверки домашнего задания и обсуждения нового понятия;
  • письменный контроль результатов поиска предпринимательской ниши.

Средства (Приложения 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

  • карточки с заданиями №1 (10 штук)
  • план - конспект “Поиск ниши” (30 штук)
  • таблица “Выбор предпринимательской ниши” (15 штук)
  • карточки с заданием №2 (15 штук)
  • ответы на задание №2 для оценочной деятельности жюри (3 штуки)

Критерии проверки знаний учащихся

  1. Домашнее задание оценивается по пятибалльной системе;
  2. Ответы с места оцениваются по накопительной системе баллов: 1 балл за верный обоснованный ответ
  3. Максимальные баллы за деловую игру:
  • определение формы бизнеса - 1 балл
  • определение рыночной структуры - 1 балл
  • обоснование каждого решения - 2 балла
  1. По накопительной системе баллы суммируются, например 5 баллов соответствуют оценке “отлично”.
  2. Работа жюри оценивается по пятибалльной системе.

Сценарий урока

Подготовительный этап

Формирование команд:

Класс заранее разбивается на команды по 2 человека и команды получают домашнее задание (Приложение 1, задание №1)

Состав жюри и его задачи:

  • Жюри назначает учитель в составе 3 человек из числа эрудированных и активных учащихся.
  • Жюри работает весь урок: выставляет учащимся баллы за домашнее задание и устные ответы с места, изучает письменное задание и ответы на него (Приложение 4), проверяет результаты игры, подводит итоги деловой игры.
  • Работа жюри оценивается по пятибалльной системе.
  • Перед уроком создается рабочее место для жюри.

Структура урока.

Продолжительность урока - 40 мин.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока - 2 мин.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что домашнее задание и последующие ответы учеников будет оценивать жюри. При этом критерии оценок записаны на доске, как и тема урока. Затем учитель объявляет тему урока: “Поиск предпринимательской ниши” и акцентирует внимание учащихся на актуальности этой темы, поскольку, во-первых, обобщаются знания, полученные при изучении форм бизнеса и конкуренции, а во-вторых, эти знания необходимы для самостоятельного поиска детьми предпринимательской ниши и анализа результатов в процессе деловой игры. Кроме того, учащиеся узнают цель урока - применить знание экономической теории к выполнению творческого домашнего задания и к процессу деловой игры, уложившись в запланированное время и оценив результаты.

  1. Проверка домашнего задания - 10 мин. (Приложение 1, задание 1)
  2. Осмысление учащимися содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
  • Объяснение учителем нового понятия “предпринимательская ниша” - 2 мин.

Во все времена, в любом обществе были и есть люди, которые одержимы идеей бизнеса. Они не желают быть наемными работниками и получать зарплату, а хотят работать самостоятельно и получать прибыль. Это инициативные люди, которые стремятся к инновациям и способны рисковать. Чтобы получать прибыль, надо производить тот продукт, который нужен людям. Поэтому, чтобы заняться бизнесом, надо сначала определить свою нишу.

Предпринимательская ниша - это сфера хозяйственной деятельности, которая востребована в данном месте и в данное время. [1]

  • Работа с раздаточным материалом “Поиск ниши” [2] - 5 мин. (Приложение 2)

Учитель акцентирует внимание на нескольких вопросах, которые задает учащимся:

- Чем характеризуются входные барьеры?
- Как можно определить тип рыночной структуры?
- Какую форму бизнеса лучше выбрать в совершенной и монополистической конкуренции, в олигополии и монополии?
- Чем отличается ценовая политика в совершенной конкуренции и в монополии?
- В чем особенности ценовой политики в монополистической конкуренции и в олигополии?

  • Объяснение учителем условий деловой игры “Поиск предпринимательской ниши” - 4 мин.

Учащиеся получают задание [3] (Приложение 1, задание 2) и таблицу “Выбор предпринимательской ниши”. [4] (Приложение 3). Работают парами.

Учащиеся должны оценить свои финансовые возможности, учесть входные барьеры и написать на тетрадном листе обоснование своего выбора.

  1. “Основы предпринимательского дела” под ред. Ю.М. Осипова, МП “Тригон”, М.,2000 г.
  2. Составлен на основе учебной литературы:
  • Ф. Котлер “Основы маркетинга”, АОЗТ “Литера плюс”, С. - П., 2001 г.
  • “Основы предпринимательского дела” под ред. Ю.М. Осипова, МП “Тригон”, М., 2000 г.
  1. Составлено автором этой работы.
  2. Разработана автором этой работы.
  1. Деловая игра: “Поиск предпринимательской ниши” - 10 мин.
  2. Закрепление нового понятия “предпринимательская ниша” - 10 мин.

Пока жюри проверяет работы, учащиеся работают с раздаточным материалом “Поиск ниши” (Приложение 2).

Вопросы для обсуждения:

- Почему бизнесмен должен быть компетентен в избранной сфере деятельности?
- Привести примеры уникальных ресурсов.
- Как изучить спрос на школьные тетради?
- Какая это стратегия: производство шариковых ручек; цветных очков с диоптриями; ситалловых обогревателей; использование на рынке тканей лафсана, предназначавшегося для авиации?

  1. Домашнее задание - 1 мин.

Написать примеры рыночных стратегий на основе текста “Поиск ниши”, который учащиеся берут домой.

  1. Итоги урока - 3 мин.
  1. Выставление оценок;
  2. Сопоставление цели урока с достигнутыми результатами.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок наглядной геометрии по теме "Топологические опыты" :: Разработка урока алгебры и начал анализа в 11-м классе "Решение иррациональных неравенств" :: Урок "Решение логарифмических уравнений". 11-й класс :: Часто ли вы применяете математику в жизни? :: Конспект урока математики в 1-м классе по теме: "Десять" :: Темные времена ( Darkest Hour ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list20.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Бабушка лёгкого поведения, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD