Методическая разработка урока экономики в 10-м классе социально-экономического профиля по теме "Поиск предпринимательской ниши"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Методическая разработка урока экономики в 10-м классе социально-экономического профиля по теме "Поиск предпринимательской ниши"

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цель урока: Применить полученные ранее знания для самостоятельного поиска, анализа и использования учащимися экономической информации в процессе деловой игры.

Обучающие задачи:

  • Закрепить знание предыдущих тем “Организационно-правовые формы бизнеса” и “Конкуренция и рыночные структуры”;
  • Усвоить новое понятие “предпринимательская ниша”;
  • Сформировать навык поиска предпринимательской ниши в процессе деловой игры.

Развивающие задачи:

  • Развивать рациональное экономическое мышление и культуру речи;
  • Содействовать развитию творческих способностей старшеклассников в процессе выполнения домашнего задания в виде диалога, интервью или сценки.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся
  • Формировать умение работать в группах в процессе выполнения домашнего задания и участия в деловой игре.

Тип урока:

  • По основной дидактической цели: Урок применения знаний, умений, навыков.
  • По способу проведения: Урок, основанный на самостоятельной работе учащихся.

Формы работы.

  • Форма проведения урока: Деловая игра
  • Формы учебной работы:

- парная - во время презентации домашнего задания и во время деловой игры;
- коллективная - во время обсуждения нового понятия “Предпринимательская ниша”;
- групповая работа жюри.

Методы обучения.

Методы формирования интереса к учебе:

  • творческая работа учащихся в процессе выполнения домашнего задания;
  • проблемно-поисковый метод;
  • методы эмоционального стимулирования.

Методы ответственности в обучении:

  • накопительная система баллов;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности в форме работы жюри;
  • применение учебного поощрения.

Методы организаций учебных действий:

Методы контроля:

  • устный контроль в процессе проверки домашнего задания и обсуждения нового понятия;
  • письменный контроль результатов поиска предпринимательской ниши.

Средства (Приложения 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

  • карточки с заданиями №1 (10 штук)
  • план - конспект “Поиск ниши” (30 штук)
  • таблица “Выбор предпринимательской ниши” (15 штук)
  • карточки с заданием №2 (15 штук)
  • ответы на задание №2 для оценочной деятельности жюри (3 штуки)

Критерии проверки знаний учащихся

  1. Домашнее задание оценивается по пятибалльной системе;
  2. Ответы с места оцениваются по накопительной системе баллов: 1 балл за верный обоснованный ответ
  3. Максимальные баллы за деловую игру:
  • определение формы бизнеса - 1 балл
  • определение рыночной структуры - 1 балл
  • обоснование каждого решения - 2 балла
  1. По накопительной системе баллы суммируются, например 5 баллов соответствуют оценке “отлично”.
  2. Работа жюри оценивается по пятибалльной системе.

Сценарий урока

Подготовительный этап

Формирование команд:

Класс заранее разбивается на команды по 2 человека и команды получают домашнее задание (Приложение 1, задание №1)

Состав жюри и его задачи:

  • Жюри назначает учитель в составе 3 человек из числа эрудированных и активных учащихся.
  • Жюри работает весь урок: выставляет учащимся баллы за домашнее задание и устные ответы с места, изучает письменное задание и ответы на него (Приложение 4), проверяет результаты игры, подводит итоги деловой игры.
  • Работа жюри оценивается по пятибалльной системе.
  • Перед уроком создается рабочее место для жюри.

Структура урока.

Продолжительность урока - 40 мин.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока - 2 мин.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что домашнее задание и последующие ответы учеников будет оценивать жюри. При этом критерии оценок записаны на доске, как и тема урока. Затем учитель объявляет тему урока: “Поиск предпринимательской ниши” и акцентирует внимание учащихся на актуальности этой темы, поскольку, во-первых, обобщаются знания, полученные при изучении форм бизнеса и конкуренции, а во-вторых, эти знания необходимы для самостоятельного поиска детьми предпринимательской ниши и анализа результатов в процессе деловой игры. Кроме того, учащиеся узнают цель урока - применить знание экономической теории к выполнению творческого домашнего задания и к процессу деловой игры, уложившись в запланированное время и оценив результаты.

  1. Проверка домашнего задания - 10 мин. (Приложение 1, задание 1)
  2. Осмысление учащимися содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
  • Объяснение учителем нового понятия “предпринимательская ниша” - 2 мин.

Во все времена, в любом обществе были и есть люди, которые одержимы идеей бизнеса. Они не желают быть наемными работниками и получать зарплату, а хотят работать самостоятельно и получать прибыль. Это инициативные люди, которые стремятся к инновациям и способны рисковать. Чтобы получать прибыль, надо производить тот продукт, который нужен людям. Поэтому, чтобы заняться бизнесом, надо сначала определить свою нишу.

Предпринимательская ниша - это сфера хозяйственной деятельности, которая востребована в данном месте и в данное время. [1]

  • Работа с раздаточным материалом “Поиск ниши” [2] - 5 мин. (Приложение 2)

Учитель акцентирует внимание на нескольких вопросах, которые задает учащимся:

- Чем характеризуются входные барьеры?
- Как можно определить тип рыночной структуры?
- Какую форму бизнеса лучше выбрать в совершенной и монополистической конкуренции, в олигополии и монополии?
- Чем отличается ценовая политика в совершенной конкуренции и в монополии?
- В чем особенности ценовой политики в монополистической конкуренции и в олигополии?

  • Объяснение учителем условий деловой игры “Поиск предпринимательской ниши” - 4 мин.

Учащиеся получают задание [3] (Приложение 1, задание 2) и таблицу “Выбор предпринимательской ниши”. [4] (Приложение 3). Работают парами.

Учащиеся должны оценить свои финансовые возможности, учесть входные барьеры и написать на тетрадном листе обоснование своего выбора.

  1. “Основы предпринимательского дела” под ред. Ю.М. Осипова, МП “Тригон”, М.,2000 г.
  2. Составлен на основе учебной литературы:
  • Ф. Котлер “Основы маркетинга”, АОЗТ “Литера плюс”, С. - П., 2001 г.
  • “Основы предпринимательского дела” под ред. Ю.М. Осипова, МП “Тригон”, М., 2000 г.
  1. Составлено автором этой работы.
  2. Разработана автором этой работы.
  1. Деловая игра: “Поиск предпринимательской ниши” - 10 мин.
  2. Закрепление нового понятия “предпринимательская ниша” - 10 мин.

Пока жюри проверяет работы, учащиеся работают с раздаточным материалом “Поиск ниши” (Приложение 2).

Вопросы для обсуждения:

- Почему бизнесмен должен быть компетентен в избранной сфере деятельности?
- Привести примеры уникальных ресурсов.
- Как изучить спрос на школьные тетради?
- Какая это стратегия: производство шариковых ручек; цветных очков с диоптриями; ситалловых обогревателей; использование на рынке тканей лафсана, предназначавшегося для авиации?

  1. Домашнее задание - 1 мин.

Написать примеры рыночных стратегий на основе текста “Поиск ниши”, который учащиеся берут домой.

  1. Итоги урока - 3 мин.
  1. Выставление оценок;
  2. Сопоставление цели урока с достигнутыми результатами.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru