Урок творчества в 8-м классе. Сочинение по воображению по теме "Слушая пьесу Камиля Сен-Санса «Лебедь»…"

Урок творчества в 8-м классе. Сочинение по воображению по теме "Слушая пьесу Камиля Сен-Санса «Лебедь»…"

Цели урока:

  • Развитие устной и письменной речи учащихся.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Формирование навыка анализа музыкального произведения.
  • Формирование умения выражать свои впечатления от прослушанного музыкального произведения.

Оборудование урока:

  • Презентация PowerPoint
  • Портрет Камиля Сен-Санса кисти А. Росси(1903 г.)
  • Репродукция картины М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”
  • Видеозапись балетного номера “Лебедь” в исполнении М.Плисецкой
  • Аудиозапись пьесы К. Сен-Санса “Лебедь”

Тип урока: урок творчества

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – урок творчества. А посвящен он музыке, литературе, живописи и танцу. Почему мы их объединили?

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, литература – словом, танец – движениями.

Итак, тема нашего урока – “Слушая пьесу Камиля Сен-Санса “Лебедь”…

Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка. И все это постараемся отразить в своих сочинениях, то есть обратимся к искусству слова.

  1. Усвоение новых знаний.

Камиль Сен-Санс – известный французский композитор 19 века. “Лебедь” - пьеса из сюиты “Карнавал животных” (1886 г. зоологическая фантазия для ансамбля инструментов).

  1. Что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, состоящее из отдельных пьес (14), жанровых зарисовок)
  2. Как вы думаете, что вдохновило Сен-Санса на создание этой пьесы? Какой образ в ней воплощен? (Лебедь)
  3. Что же могло так удивить, поразить Сен-Санса? Что вы знаете об этой птице? (Декоративная птица, известна лебединая верность, создает супружескую пару один раз на всю жизнь и ищет гибели, если подруга погибает)
  • Фразеологизм - лебединая песня (самое последнее проявление таланта, деятельности) сложился от поверья, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью;
  • фразеологизм – лебединая поступь (плавная, грациозная); в фольклоре: лебедушка.
  1. А в живописи кто-нибудь создавал образ лебедя? (А.Врубель “Царевна-лебедь”, но эта картина навеяна поэзией А.Пушкина (“Сказка о царе Салтане”) и музыкой Н.Римского-Корсакова (к этой сказке.))
  1. Подготовка к сочинению.

Задание перед 1-м прослушиванием музыки:

Какую картину вы представляете, слушая музыку Сен-Санса? Что вы представляете? Делайте записи своих чувств, мыслей, своей души, ощущений.

1-е прослушивание.

  • Обмен первыми впечатлениями:
  • Понравилась музыка?
  • Какое настроение старается передать автор?
  • Какие чувства вызывает музыка?
  • Что представили, какую картину?
  • Охарактеризуйте музыку одними прилагательными. (Спокойная, плавная, светлая, робкая, несмелая, гордая, негромкая, лиричная, нежная…)
  • А какие цвета можно использовать, чтобы охарактеризовать музыку, передать характер, замысел автора? (Голубой, розовый, белый, блеск воды)
  • А движениями? (Плавными, медленными)

Задание перед знакомством с балетным номером:

Общеизвестно, что на основе музыки Сен-Санса еще в начале 20 века был создан балетный номер, который сначала блестяще исполнила великая русская балерина Анна Павлова. А мы увидим этот номер в исполнении Майи Плисецкой.

Посмотрите, как балерина создает образ с помощью искусства движений – танца, балета. Просмотр записи.

Обмен впечатлениями:

  • Что сумела воплотить, передать балерина? (Пластику, нежность, грацию, мечтательность)

Словарная работа.

Давайте обратимся к богатству нашего языка и подберем эпитеты и синонимы для нашего сочинения.

Перед ребятами на экране или доске: Из “Словаря эпитетов русского языка”

Лебедь

  • Белый
  • Белогрудый
  • Белоснежный
  • Благородный
  • Величавый
  • Величественный
  • Горделивый
  • Одинокий
  • Статный

Мелодия

  • Великолепная
  • Величавая
  • Волшебная
  • Дивная
  • Задумчивая
  • Задушевная
  • Красивая
  • Очаровательная
  • Чарующая

Шея

  • Длинная
  • Изящная
  • Тонкая

Осанка

  • Величавая
  • Величественная
  • Гордая
  • Горделивая
  • Царственная

Из “Словаря синонимов русского языка”

Удивительный

  • Изумительный
  • Поразительный
  • Дивный

Величественный

  • Величавый
  • Царственный
  • Красивый
  • Прекрасный

Дивный

  • Чудный
  • Чудесный
  • Волшебный
  • Сказочной
  • Фантастический

Очаровать

  • Пленить
  • Обворожить
  • Заколдовать
  • Заворожить
  • Зачаровать
  1. Работа над черновиком сочинения под музыку Сен-Санса.
  2. Чтение учащимися своих сочинений под музыку Сен-Санса.
  3. Итоги урока: оценки.
  4. Рефлексия:

Вспомним слова Гельвеция: “Задача искусства – волновать сердца”. Были ли ваши сердца сегодня на уроке взволнованы? Чем? Что удивило? Что больше всего запомнилось?

  1. Домашнее задание: написать сочинение, можно с иллюстрацией.

Желаю творческих успехов! Идите, творите!

Словарная работа:

  • Грация – красота движений
  • Греза – мечта
  • Танец – искусство пластических движений
  • Пластика – искусство ритмических движений

Приложение.

Образцы ученических работ

Корнеев Сергей.

Маленькое озеро все освещено лунным светом. Темно-синее небо густо усыпано звездами. Хрустальная тишина. Вдруг на середину озера выплывает белая и легкая, как облачко, лебедь. Величавая, гордая, скользит по водному озеру. Кружит в своем волшебном танце, словно балерина в белоснежной пачке. Вскоре ее движения становятся медленными. Луна покрывается легкой дымкой, и прекрасное видение исчезает, растворившись во мгле.

Гришин Максим.

Теплый летний вечер. В глубине леса небольшое озеро с зеркальной водой. Дует слабенький ласковый ветер, слегка колышет ветви деревьев. Вдруг бесшумно выплывает прекрасный лебедь. На краю озера начинает свой удивительный танец: вытянув длинную, изящную шею, поочередно взмахивает крыльями, кружит по воде. Грациозные движения птицы напоминают танец балерины в белоснежной пачке.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок географии в 7-м классе на тему "Внутренние воды Африки. Реки Африки" :: Кумыс — национальное богатство :: Практическая работа "Определение горных пород" :: "Остров сокровищ". Урок географии (7-й класс) :: Интегрированный урок "Поле памяти" :: Миссия: невыполнима 6 ( Mission: Impossible 6 ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list11.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Веном ( Venom ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD