Интегрированный урок литературы и истории "Религия как отражение общественных отношений в древнегреческом обществе"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Интегрированный урок литературы и истории "Религия как отражение общественных отношений в древнегреческом обществе"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

На современном этапе развития общества цель обучения, как известно, изменилась, и состоит она не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Поэтому без обращения на уроке к необычному по существу, а не по форме, мы готовим не активную и творческую личность, а пассивного и инфантильного потребителя, который входит в жизнь с твердой уверенностью, что всё в дальнейшем будет легко и доступно. Но в реальной жизни всего нужно добиваться самому, не теряя при этом человеческого достоинства, не столько выполнять указания, сколько решать возникающие проблемы "по-взрослому".

В современном уроке появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффектности передачи знаний к изучению более глубинных оснований знания. Наиболее эффективной и приемлемой из всех существующих на данном этапе технологий является, с нашей точки зрения, ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (далее ТРКМ), разработанная и апробированная Муштавинской И.В., Загашевым И.О. и Заир-Беком С.И. Данная технология позволяет сосредоточить работу на развитии способности ученика к самообразованию, т.е. "Сам себе - ученик и сам себе - учитель".

Кроме того, современный урок невозможно представить без обращения к техническим средствам: компьютеру, мультимедийным установкам и т.д. Невозможно работать и без обращения к всемирной паутине.

Таким образом, мы должны использовать на уроке то, что способствует возникновению личностного смысла знаний. А это возможно тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.

Цели урока

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент. Определение целей.

2. Фаза вызова (в соответствии с технологией развития критического мышления).

На данном этапе урока осуществляется пробуждение

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

Вопрос на повторение: Какие явления природы нашли отражение в религии египтян?

Вопрос, направленный на формирование умения видеть связь между отдельными темами курса: А какие природные явления могли объяснять греки при помощи религии?

Предполагаемый ответ: древние люди при помощи религии объясняли явления природы, от которых зависела их жизнь.

Вопросы:

3. Фаза реализации смысла (или смысловая стадия).

На данном этапе уроке ученики получают новую информацию, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

Мы предлагаем работу в группах в соответствии со стратегией ИДЕАЛ

Эта стратегия предполагает работу в группах по следующей схеме:

И - идентифицируйте проблему. (Проблема определяется в самом общем виде).

Д - доберитесь до её сути. (Формулировка проблемы в виде вопроса).

Е - Есть варианты решения! (Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы, которое осуществляется посредством "мозговой атаки". Любая критика здесь запрещена!).

А - а теперь - за работу! (Выбор оптимального варианта(ов).

Л - логические выводы. (Анализ действий, предпринятых для решения проблемы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Выстроить схему взаимоотношений между олимпийскими богами.

На работу даётся от 5 до 8 минут, затем каждая группа предлагает свой вариант работы (работы закрепляются на доске при помощи магнитов).

Вопрос: Почему вы их выстроили в таком порядке?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

*ИЕРАРХИЯ - порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему.

*ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА

Презентация.

После этого демонстрируются слайды ( №3 - олимпийские боги, №4 - увеличенное изображение Зевса). На доске закрепляется заранее нарисованная схема "Иерархия олимпийских богов".

Вопрос:

Как вы думаете, каково отношение главных богов к тем, кто ниже их на этой лестнице? (равнодушны, безучастны, жестоки и коварны).

Просим привести примеры (из мифов). (мифы о приходе к власти Зевса, об отце его Кроне, о жене Зевса - Гере, миф о Прометее).

Демонстрируем слайд №5 - "Миф о Прометее".

Слушаем краткий пересказ "Мифа о Прометее".

Смотрим эпизод мультфильма "Прометей" (эпизод "Разговор Прометея с орлом")

Вопрос: Скажите, почему Прометей так жестоко наказан? (варианты ответов могут быть разными, но главное - он противится воле Зевса, не хочет склониться перед ним).

Вопрос: Как вы думаете, решение Зевса было справедливым?

Вопрос: А поведение Прометея как бы вы оценили? Может быть, он просто упрямец?  Промежуточный итог: боги жестоки к тем, кто противится их воле!

Вопрос: А каковы люди в обычной повседневной жизни по отношению друг к другу? Они всегда доброжелательны?.. (подчас люди бывают несправедливы и жестоки)

Вопрос: Что же является главной причиной таких взаимоотношений? (неравенство в общественных отношениях).

Вопрос: Как можно выстроить эти отношения в виде *иерархической лестницы в государстве? С этой целью вспомним, что такое государство?

(*государство - это такая организация общества, при которой существуют власть, границы, армия, казна, налоги, законы).

Работа в группах. Каждой группе можно выдать вопросы, которые помогут выстроить модель.

Вопросы могут быть такими:

В результате такой работы должна появиться следующая схема (модель).

 

Задание: Сравним олимпийскую иерархию с государственной. Какой вывод мы можем сделать?

4. Фаза рефлексии.

На данной стадии происходит осмысление результатов работы, рождение нового знания.

Здесь возможно написание синквейнов. Например: (работы написаны детьми 5 класса)

1) Боги.

2) Прометей.

Вывод: общественные отношения нашли своё отражение в религии и мифах древних греков.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся проследить, как отразились в мифах разных народов мира их верования и представления о мироздании.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа "Познание - XXI век" в Новокосино.
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7. Тел. (916) 148-4547 .
E-mail: poznanie21@yandex.ru