Дидактические игры и игровые элементы на уроках математики в 5-м классе и внеклассных занятиях в 5—8-х классах
Познание 21 век - все об образовании и школах

Дидактические игры и игровые элементы на уроках математики в 5-м классе и внеклассных занятиях в 5—8-х классах


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать возможности сделать
его немного более занимательным. (Б.Паскаль.)

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности.

Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести напарника по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают самые разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого, в игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно всех людей, независимо от возраста привлекает игра.

Наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры, по новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых технологий при изучении всех предметов в школе.

На уроках математики игра приобретает особое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те ученики, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.

Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского: “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву – это одна из труднейших задач дидактики”.

Часто некоторые учителя, желая разнообразить урок, слишком увлекаются вопросом “интересности” обучения. Необходимо помнить, что занимательность ради занимательности малоэффективна в вопросе выполнения учебных задач на уроке. Учебная занимательность может дать разные результаты как положительные, так и отрицательные поэтому, готовясь к уроку, учитель, должен продумать, где и в каком месте использовать игру или игровой момент. Также не следует преувеличивать образовательное значение дидактических игр, так как они не могут стать источником систематических и точных знаний. Если есть опасность, что ученики не усвоят тот или иной трудный материал, то следует найти элементы занимательности, игры, в процессе которых учащиеся незаметно для себя выполняют обучающую задачу, тогда дидактические игры будут представляться учащимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются вне обычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы.

Игра – творчество, игра – труд. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках происходит по следующим направлениям:

Педагогическая направленность “дидактическая игра” - многообразие её применения, поэтому использование дидактической игры в системе обучения математике в 5 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществление преемственности между обучением в 1–4-х и 5-х классах.

При использовании дидактических игр и игровых элементов следует придерживаться:

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование, которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач:

Требования к организации дидактических игр:

Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:

Игры могут быть предметом специальных занятий в кружках, математических вечерах, предметных неделях. Классифицируя математические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 3 типа игр:

Примеры таких игр я привожу в Приложении 1. Я привела примеры самых, на мой взгляд, наиболее интересных приемов, уроков, которые сама использовала в работе, и получала хорошие результаты.

Список литературы, которую можно использовать в своей практике:

  1. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Москва. Наука, 1984.
  2. Оникул П.Р. 19 игр по математике. Союз: С - Петербург, 1999.
  3. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5 -11 классы, Волгоград: Учитель,2006.
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва “Просвещение”, 1990.
  5. Шуба М.Ю Занимательные задания в обучении математике Москва “Просвещение”, 1994.
  6. Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5 – 11классы. “Грамотей” 2004.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru