Открытый урок по теме "Строение Земли". 6-й класс
Познание 21 век - все об образовании и школах

Открытый урок по теме "Строение Земли". 6-й класс


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Задачи урока:
1. Обучающая: Обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний, понятий о строении Земли: земная кора, материковая, океаническая, мантия, ядро. Дать представление о способах изучения земной коры.
2. Воспитательная: Обеспечит личностно- ориентированный и гуманистический характер обучения.  Воспитывать умение работать в коллективе ( группе); объективность оценивания своего вклада в решение общих вопросов группы, своей деятельности на уроке.  
3.  Развивающие: Способствовать развитию у уч-ся учебно- интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, логически излагать мысли, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу  с учебным пособием в группах, через систему само и взаимоконтроля, через использование информационных технологий, через ситуации удивления, занимательности. Создать условия для усиления познавательной активности.

Оборудование:
Физическая карта полушарий; атласы; наглядный иллюстративный материал; видео и аудио фрагменты темы; мультимедийный учебник для 6 кл.

Терминология: Атмосфера, Литосфера, Гидросфера, Биосфера. Земная кора: материковая, океаническая; ядро, мантия.

Тип урока: новых знаний.

Формы организации:
фронтальная, групповая ( при работе с учебником, дополнительной литературой), парная ( в ходе взаимопроверки).

Методы работы:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов под музыку), метод контроля и самооценки.

Приемы работы:
Прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

Технология:
Эффективность и целесообразность использования мультимедийного учебника на уроке географии при изучении нового материала.

Основные этапы урока

1 этап урока. Организационный момент.
2 этап урока. Мотивация. Целепологание. ( через прием удивления,  занимательности).

1. Под музыку, в  начале урока  учитель показывает слайды- пейзажи планеты. Одновременно читает стихотворение.

Есть одна планета- сад, в далеком космосе холодном
Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелетных.
Только здесь в горах блестят шапки, вечно ледяные.
Только здесь поют. Журча, рек и водопадов ливни.
Лишь на ней одной цветут, все цветы в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно.
Береги свою планету- ведь другой, похожей нету!

2. Учитель:

  1. О чем это стихотворение?
  2. Какие образы возникли у вас при прослушивании?
  3. Как вы думаете, для чего я вам прочла стихотворение показала видеозарисовки?
  4. Так мы подошли к очень интересному разделу  географии, который называется –Оболочки  планеты. У Земли их 4. Что же это за оболочки?

1. Самая верхняя, легкая, воздушная оболочка, благодаря которой существует жизнь, называется – атмосфера. С греческого- воздух.
Учитель прикрепляет первое понятие на доску ( и так название каждой оболочки с комментарием).
Рассказ учителя при этом сопровождается показом четырех слайдов.
-  За 1-2 урока не возможно познать все особенности и загадки нашей планеты. Поэтому  мы будем знакомиться  с каждой оболочкой отдельно много уроков и в той последовательности, в которой они возникли на планете.
А тема сегодняшнего урока станет началом большого путешествия в первую интересную оболочку- литосферу.
Запись в тетради темы урока: Литосфера. Строение Земли.
Учитель:
-  Теперь, с помощью стенных картин, с помощью вопросов- помощников, попробуем наметить, над чем нам предстоит работать, изучая эту тему сегодняшнего и последующих уроков.

3. Работа с вопросами на доске.
Дети составляют вопросы. Учитель записывает их на доску. Т.о. дети сами планируют работу.    (  Что?   Как?   Из чего?  Почему?   Где? )
Например:

  1. Что такое литосфера?
  2. Как она образовалась. Как возникли на планете горы, равнины?
  3. Из чего состоит Земля?
  4. Почему происходят землетрясения, извержения вулканов?
  5. Где на планете можно встретить части литосферы? 

Где могут пригодиться знания. Людям каких профессий?
Учитель уточняет по вопросам, над чем предстоит работать.

3 этап. Усвоение исходных знаний.
Учитель:
-Давайте вспомним, почему наша звезда- Солнце излучает так много тепла и света?
( предполагаемый ответ детей:

      6-10 тыс. градусов по С).
Учитель:

Работа с компьютером. ( электронный учебник Начальный курс географии 6 класс).
Исследования показали, что Земля состоит из земной коры, мантии и ядра.
Учитель:

Работа с компьютером. Показ фрагмента фильма « Извержение вулкана Этна
( электронный учебник Начальный курс географии 6 класс).

 Сосредотачиваемся! Представляем, что мы движемся вглубь, проходя толщу Земли в каком- нибудь фантастическом аппарате, вместе с героями фантаста- писателя Жюля Верна из романа « Путешествие к центру Земли». ( Можно показать книгу).
Для работы нужно создать небольшие  исследовательские группы.
Учитель распределяет группы, а учащиеся  выбирают  задания по группам.
1 группа: Геологи- исследователи земной коры.
2 –3 группа: Вулканологи- изучают мантию и ядро.
4 группа:   Эксперты- штурманы- моделируют схему: строение Земли.
5 группа:   Аппоненты- корреспонденты- составляют вопросы классу по параграфу и по учебному материалу урока.

Для этого все группы в течение 5-7 минут работают с параграфом учебника
( дополнительной литературой) и нарабатывают ответы на вспомогательные вопросы.  

1 группа:
1. Что такое земная кора?
2. Бывают 2 типа земной коры: материковая и вулканическая. Чем они отличаются?
3.  Какими породами сложена земная кора?

2 группа:

  1. Что такое мантия? Из чего она состоит?
  2. Какая внутри мантии температура?
  3. На какой глубине она находится?
  4. Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше, чем на поверхности Земли, несмотря на времена года?

3 группа:

  1. На какой глубине находится ядро Земли?
  2. Какая в ядре температура?
  3. Почему вещество в ядре находится при высокой температуре не жидком состоянии, а в твердом?

4 группа:
В результате просмотра фильма и чтения параграфа, нарисовать круговую
модель- схему строения Земли.

5 группа:
Готовит классу вопросы по изученному материалу на основе текста параграфа, фильма
Учитель:  - Команды готовы к путешествию?
-  Проходим и изучаем верхний слой  Земли- земную кору.
Работа с рисунком компьютера №3. Раздел «Литосфера»
Далее учитель дополняет примером:
Если сравнить земную кору с яблоком или куриным яйцом, то кора будет только  тонкой, хрупкой кожицей. Но именно она не только защищает нас от горячего дыхания Земли, но и широко используется человеком: на ее поверхности построены дома, дороги, из ее недр добывают различные п/ и, воду и д.р.

Учитель:

Работа с коллекцией горных пород.
Учитель:

Дети работают с образцами коллекции горных пород.

Учитель:

Работа с компьютером, рисунок №2. ( Электронный учебник Начальный курс географии 6 класс. Раздел «Литосфера» )

Учитель:
- Шахтерам, добывающим уголь очень тяжело приходится работать из-за высокой температуры.  Некоторые шахты приходилось даже  забрасывать, т.к. там становилось невозможно работать при температуре  +50 С.   Как вы думаете, с чем связана такая проблема. ( ответ детей).
Учитель:

  1. Представляете, какая температура должна быть еще глубже, в центре Земли?
  2. Но чтобы опуститься  к центру Земли, подведем итог изучению мантии.

      ( Отвечает 2 группа).

Работа с компьютером рисунок №2.

( ответ детей).

 4 группа задает составленные вопросы классу.
Учитель:
- Сейчас в наши рабочие тетради нужно занести отчет о проделанной работе в виде опорной схемы, которую моделировала 5 группа.
Один ученик выходит к доске и рисует  схематичный рисунок- строение Земли.

Работа с компьютером (Электронный учебник География Наш дом – Земля. 7кл. Строение Земли.)
Учитель:

Показ видеофрагмента «Самая глубокая скважина в мире»

4 этап урока. Обобщение и контроль за результатами учебной деятельности.
Учитель:

Работа с вопросами на доске, с вопросами компьютера.
-Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

Небольшой тест- контроль.  Установить соответствие:
1. Земная кора под океанами 
2. Ядро. 
3. Земная кора под горами.
4. Мантия. 
5. Земная кора под равнинами.
            а. 5000 С.
б. 70 км.
в. 30 км.
г. 10 км.
д. 2000 С.

1. Взаимопроверка.  ( обмен тетрадями).
2.  Самооценка деятельности на уроке:   Как я усвоил полученные знания?
-     Если я активно работал на уроке, в группе, то ставите еще один плюс.

5 этап урока. Домашнее задание.
1. Обязательный уровень для всех учащихся – работа с  параграфом и вопросами после параграфа.
2.  *Какими породами сложена земная кора в нашей местности. При каких условиях   их можно увидеть.
6 этап урока. Рефлексия.

  1. Что нового  узнал на уроке?
  2. Какое значение для меня лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
  3. Какая работа была интересной?
  4. Что помогало в работе?
  5. Что вызвало наибольшие затруднения:
  6. исследование материала учебника.
  7. исследование дополнительной информации.
  8.  обобщение полученных результатов.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru