Урок открытия нового знания (ОНЗ) по русскому языку на тему "Чередование гласных а-о в корнях лаг, лож". 5-й класс

Урок открытия нового знания (ОНЗ) по русскому языку на тему "Чередование гласных а-о в корнях лаг, лож". 5-й класс

Цель:

  • сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях лаг – лож
  • сформировать способность к написанию чередующихся гласных
  • развивать орфографическую зоркость
  • развивать мыслительные операции.

Демонстрационный материал:

  • алгоритм проверки чередующихся гласных в корне
  • эталон для самопроверки.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).

Фронтальный опрос

– Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

– Какие части слова вы знаете?

(Приставка, корень, суффикс, окончание)

– Как называются части слова?

(Морфемы)

– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

(Правописание приставок, оканчивающихся на -з, с)

– Какая морфема идет за приставкой?

(Корень)

– Вы хотите узнать новое о корне?

(Да)

– Конечно, они будут для вас новыми. А зачем нам нужны новые знания?

(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите +, если ошиблись –

Повторим с целью закрепления с предыдущей темы

– морфемный разбор указанных на доске слов:

Рассмотреть, предложение, прилагательное

Учащиеся по желанию выходят к доске.

В то время класс графически комментирует изученную на прошлом уроке орфограмму “приставки на -з, -с”

Бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.

Учитель проверяет выполненное задание.

Далее проверяется морфемный разбор.

– Кто хочет стать консультантом?

– Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з,-с, неизменяемые приставки (пред) и безуд. гл. в корне)

– Какие слова вызвали у вас затруднение? (предложение, прилагательное)

– Почему?

(К ним нельзя подобрать проверочные слова)

III. Постановка проблемы.

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания чередующихся гласных в корнях лаг – лож;
  • сформулировать тему урока;
  • обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

-  В чем причина затруднения при написании гласных в эт. корнях?

(Предложение, прилагательное)

– Т. е. причина затруднения в новом типе корня

Что происходит с согласными в корне этих слов? (чередование)

– Мы знакомы с чередованием? (Да)

– Какова же тема нашего урока? (чередование гласных в корнях лаг – лож)

– Как называются эти слова? (однокоренными)

-Чтобы зафиксировать причину затруднения, обратимся к словам, написанным на доске (наблюдение)

располагать расположить
излагать изложить
прилагать приложить

(В корнях выделены корни)

– Почему в выборе гласной возникают затруднения?

(Не знаем приема проверки гласных)

Сравните слова левого и правого столбиков.

– Чем же отличаются слова?

(В левом столбике в корне а, в правом – о)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,средство)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
  • создать “новую” технологию правописания чередующихся гласных в корне лаг-лож;
  • зафиксировать новую технологию знаково, в речи и с помощью эталона.

– Можно ли найти общий принцип написания букв а-о в корнях (да)

– От чего зависит а, о в корне? (от согласных г-;)

– Какая буква пишется перед г (а)

– А перед ж? (о)

– Кто обратил внимание, что есть общего в словах левого столбика?

– Какая морфема идет за корнем лаг? (суф. а)

– Сколько же способов проверки мы вывели? (два)

– Каких? (а и о зависят от согласных г и ж или от суф. а за корнем)

– Выразим наш вывод в обобщенном виде.

Высвечивается эталон:

лага – лож (нет а)

– Теперь мы можем объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?

В слове предложение написана буква о, потому что нет г, в слове прилагательное написана а – перед г, суф.а

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • реализовать построенный прект в соответствии с планом;
  • зафиксировать преодоление затруднения.

– Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях?

На доске слова с пропущенными буквами:

Высказать предпол..жение;

Вычислить сл..гаемое.

– Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

(Воспользуемся эталоном – алгоритмом)

Сильный ученик проговаривает правило схему алгоритма.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

  • проговорить новый способ действия во внешней речи;
  • установить состоятельность этого способа.

– Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия. Обратимся к учебнику. Запишем примеры из упражнения № 421 и поочередно, в парах прокомментируем их друг другу. Начинаем с 1 варианта, используем алгоритм.

Iв. положение (в корне о перед ж, нет суф. а)

II в. слагаемое (в корне а перед г, есть суф. а) и т.д.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять изученный способ;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Задание для всех: вставим пропущенные слова с корнем лаг – лож и обозначим условия выбора букв а и о первых пяти предложениях из упражнения № 265 дидактических материалов к учебнику. Для тех, кто закончит раньше: продолжить эту же работу с остальными предложениями (с 6-10)

– Проведем самопроверку по эталону.

  1. На уроке математики первоклассники занимались сложением.
  2. По сумме и одному слагаемому ученики правильно определили второе.
  3. По этому тексту можно написать интересное изложение.
  4. В словарях все слова расположены в алфавитном порядке.
  5. В старинных энциклопедиях слова не располагаются в алфавитном порядке.

– Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать? ?

– Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак +

– У кого нет ошибок? Умницы!

VIII. Включение в систему знаний и повторение. \5-8 мин

Цель:

  • уяснить место использования нового приема в системе изученных орфограмм;
  • поупражняться в употреблении способов постановки безуд. гл. а и о в корнях лаг – лож;
  • формировать умение использовать полученные знания по назначению.

– Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?

(Проверяемые удар., не провер. ударением (словарные) и чередующиеся)

– К какой группе можно применить прием проверки глас. а и о в корнях лаг – лож? (к чередующимся)

– Достаточно ли мы закрепили новый прием? (нет)

– Я рекомендую выполнить еще одно упражнение, вставив пропущенные буквы в данные слова, написанные на доске, пользуясь необходимым способом действия.

На доске:

Предл..гал выгуливать собаку
Принять предл..жение из-за болезни
Прол..жить в снегу тропинку
Разл..жить на столе учебники
Выр..щенный цветок

(Самопроверка по эталону)

– Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.

Опережающий метод. – Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • повторить способ нового знания;
  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (новый прием проверки гласных в чередующихся корнях)

– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

  1. Кто научился проверять гласную в корне лаг – лож, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из парагр. 71;
  2. Кто научился проверять гласную в корне лаг-лож, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и сделайте упр. № 420;
  3. Кто научился проверять чередование гласных в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и придумайте 5-6 предложений по теме “ В лесу”.
  4. Задание для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень.

– Ребята, какую цель мы ставили? Мы достигли ее?

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок внеклассного чтения и окружающего мира "Дорога к звездам" :: Русский язык. 3-й класс. "Построение предложений что делает? + где?, что делает? + через что?" :: Действия с многозначными числами. "Страна, открывшая путь в космос" :: Программа кружка "Бумажные фантазии" (оригами, работа с модулями) :: Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературы :: Бегущий по лезвию 2049 ( Blade Runner 2049 ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list34.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list34.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list34.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Звонки ( Rings ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD