Урок открытия нового знания (ОНЗ) по русскому языку на тему "Чередование гласных а-о в корнях лаг, лож". 5-й класс

Цель:

  • сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях лаг – лож
  • сформировать способность к написанию чередующихся гласных
  • развивать орфографическую зоркость
  • развивать мыслительные операции.

Демонстрационный материал:

  • алгоритм проверки чередующихся гласных в корне
  • эталон для самопроверки.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (приставка, корень, суффикс).

Фронтальный опрос

– Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

– Какие части слова вы знаете?

(Приставка, корень, суффикс, окончание)

– Как называются части слова?

(Морфемы)

– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

(Правописание приставок, оканчивающихся на -з, с)

– Какая морфема идет за приставкой?

(Корень)

– Вы хотите узнать новое о корне?

(Да)

– Конечно, они будут для вас новыми. А зачем нам нужны новые знания?

(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

В течение всего урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите +, если ошиблись –

Повторим с целью закрепления с предыдущей темы

– морфемный разбор указанных на доске слов:

Рассмотреть, предложение, прилагательное

Учащиеся по желанию выходят к доске.

В то время класс графически комментирует изученную на прошлом уроке орфограмму “приставки на -з, -с”

Бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.

Учитель проверяет выполненное задание.

Далее проверяется морфемный разбор.

– Кто хочет стать консультантом?

– Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з,-с, неизменяемые приставки (пред) и безуд. гл. в корне)

– Какие слова вызвали у вас затруднение? (предложение, прилагательное)

– Почему?

(К ним нельзя подобрать проверочные слова)

III. Постановка проблемы.

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания чередующихся гласных в корнях лаг – лож;
  • сформулировать тему урока;
  • обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

-  В чем причина затруднения при написании гласных в эт. корнях?

(Предложение, прилагательное)

– Т. е. причина затруднения в новом типе корня

Что происходит с согласными в корне этих слов? (чередование)

– Мы знакомы с чередованием? (Да)

– Какова же тема нашего урока? (чередование гласных в корнях лаг – лож)

– Как называются эти слова? (однокоренными)

-Чтобы зафиксировать причину затруднения, обратимся к словам, написанным на доске (наблюдение)

располагать расположить
излагать изложить
прилагать приложить

(В корнях выделены корни)

– Почему в выборе гласной возникают затруднения?

(Не знаем приема проверки гласных)

Сравните слова левого и правого столбиков.

– Чем же отличаются слова?

(В левом столбике в корне а, в правом – о)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,средство)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
  • создать “новую” технологию правописания чередующихся гласных в корне лаг-лож;
  • зафиксировать новую технологию знаково, в речи и с помощью эталона.

– Можно ли найти общий принцип написания букв а-о в корнях (да)

– От чего зависит а, о в корне? (от согласных г-;)

– Какая буква пишется перед г (а)

– А перед ж? (о)

– Кто обратил внимание, что есть общего в словах левого столбика?

– Какая морфема идет за корнем лаг? (суф. а)

– Сколько же способов проверки мы вывели? (два)

– Каких? (а и о зависят от согласных г и ж или от суф. а за корнем)

– Выразим наш вывод в обобщенном виде.

Высвечивается эталон:

лага – лож (нет а)

– Теперь мы можем объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?

В слове предложение написана буква о, потому что нет г, в слове прилагательное написана а – перед г, суф.а

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • реализовать построенный прект в соответствии с планом;
  • зафиксировать преодоление затруднения.

– Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях?

На доске слова с пропущенными буквами:

Высказать предпол..жение;

Вычислить сл..гаемое.

– Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

(Воспользуемся эталоном – алгоритмом)

Сильный ученик проговаривает правило схему алгоритма.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

  • проговорить новый способ действия во внешней речи;
  • установить состоятельность этого способа.

– Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия. Обратимся к учебнику. Запишем примеры из упражнения № 421 и поочередно, в парах прокомментируем их друг другу. Начинаем с 1 варианта, используем алгоритм.

Iв. положение (в корне о перед ж, нет суф. а)

II в. слагаемое (в корне а перед г, есть суф. а) и т.д.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять изученный способ;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

– Теперь мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Задание для всех: вставим пропущенные слова с корнем лаг – лож и обозначим условия выбора букв а и о первых пяти предложениях из упражнения № 265 дидактических материалов к учебнику. Для тех, кто закончит раньше: продолжить эту же работу с остальными предложениями (с 6-10)

– Проведем самопроверку по эталону.

  1. На уроке математики первоклассники занимались сложением.
  2. По сумме и одному слагаемому ученики правильно определили второе.
  3. По этому тексту можно написать интересное изложение.
  4. В словарях все слова расположены в алфавитном порядке.
  5. В старинных энциклопедиях слова не располагаются в алфавитном порядке.

– Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать? ?

– Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак +

– У кого нет ошибок? Умницы!

VIII. Включение в систему знаний и повторение. \5-8 мин

Цель:

  • уяснить место использования нового приема в системе изученных орфограмм;
  • поупражняться в употреблении способов постановки безуд. гл. а и о в корнях лаг – лож;
  • формировать умение использовать полученные знания по назначению.

– Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?

(Проверяемые удар., не провер. ударением (словарные) и чередующиеся)

– К какой группе можно применить прием проверки глас. а и о в корнях лаг – лож? (к чередующимся)

– Достаточно ли мы закрепили новый прием? (нет)

– Я рекомендую выполнить еще одно упражнение, вставив пропущенные буквы в данные слова, написанные на доске, пользуясь необходимым способом действия.

На доске:

Предл..гал выгуливать собаку
Принять предл..жение из-за болезни
Прол..жить в снегу тропинку
Разл..жить на столе учебники
Выр..щенный цветок

(Самопроверка по эталону)

– Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.

Опережающий метод. – Можно ли проверить корень ращ нашим правилом? (нет) Об этом мы узнаем на следующем уроке.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • повторить способ нового знания;
  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть? (новый прием проверки гласных в чередующихся корнях)

– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

  1. Кто научился проверять гласную в корне лаг – лож, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из парагр. 71;
  2. Кто научился проверять гласную в корне лаг-лож, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и сделайте упр. № 420;
  3. Кто научился проверять чередование гласных в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и придумайте 5-6 предложений по теме “ В лесу”.
  4. Задание для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень.

– Ребята, какую цель мы ставили? Мы достигли ее?

Читать еще:


Новые материалы:

Военные корабли-роботы: в ВМФ США уже сейчас! В крайнем случае лет через 10. :: Причина выбросов газа в Новокосино раскрыта и будет ликвидирована :: Почему архитектура – это застывшая музыка? :: Олуша Найджел: полная история жизни :: Фейсбук выпустил исследование о вреде и пользе фейсбука :: Жил-был кот ( Rudolf The Black Cat ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Мягкая мебель/Пуфы / Dreambag / Пуф Лотос коричневый ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Упражнение с резинкой для похудения для женщин

Упражнения с резиновой лентой — самый доступный тренажёр Визитная карточка современной девушки – её фигура. Иметь стройную фигуру здорово, но и этого мало...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать мышечный корсет

Как укрепить мышечный корсетскачать PDF Эффективные упражнения и советы, которые сделают мышцы кора сильнее. Часто можно услышать о том, что все проблемы с...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как отжиманиями накачать спину

Отжимания для спины для укрепления позвоночника Всем привет! После того как появились множество разных тренажеров, об отжиманиях забыли. И очень зря! Это простое...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как надо качать пресс

Можно ли качать пресс каждый день Очень много любителей спорта стремятся как можно быстрее накачаться, изолированно прорабатывая отдельные части своего тела....

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD