Поурочное планирование проектной деятельности учащихся

Поурочное планирование проектной деятельности учащихся

Согласно «Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы», каждый ученик по окончании школы должен знать и владеть методами проектной деятельности.

Современные методы проектирования направлены на то, чтобы заставить проектировщика "думать вслух" и интегрироваться в своем мышлении с мышлением других позиционеров в процессе коллективного проектирования. Основное преимущество таких методов в том, что участники процесса проектирования могут следить за происходящими изменениями и участвовать в них, сообщая друг другу факты и оценки, выходящие за пределы компетенции каждого отдельно взятого проектировщика. Актуальность внедрения метода проектов в учебный процесс не требует обоснования, но совместимость научно-исследовательской деятельности с уроком в 45 минут остается открытым и во многом спорным вопросом. Проектная деятельность является очень специфичной в формате массовой общеобразовательной школы. В основном, ее осуществление ведется во внеурочное время с мотивированными детьми индивидуальными методами. Перед педагогами нашей школы была поставлена проблема внедрения проектной деятельности в учебный процесс. Перевод проектно-исследовательской деятельности из нерегламентированного внеурочного процесса в рамки классно-урочной системы вызвал ряд затруднений, как у организаторов (учителей), так и у участников (учащихся).

В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.

В ходе эксперимента, учащимся был предложен выбор предметов для осуществления нового вида деятельности, далее класс был разделен на группы, сформированные с учетом выбора предметов учащимися. Фактически учащийся получил свободу выбора курса, основываясь на своих приоритетах. Урок «проектная деятельность» появился в расписании наряду с другими общеобразовательными предметами; урок, целью которого становилось не только освоение некоторого предметного содержания, но и формирование, и развитие универсальных проектных и общеучебных умений. Теперь учитель должен был предоставить учащемуся возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.

Перед учителями встала задача организации учебного процесса в новых условиях. Урок проектной деятельности - сложное педагогическое явление. С одной стороны, это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой - управление этой деятельностью учителем. Возник целый ряд вопросов:

Как проводить занятие по проектной деятельности?

Каким образом совместить работу по разным темам с разными авторами в одно и то же время?

Как научить учеников самостоятельно ставить цели, планировать, выполнять и оценивать свою работу?

Как спланировать работу?

Эффективность работы учителя – исследователя зависит от качества его подготовки к организации и руководству учебным проектом. Возникает необходимость координации деятельности всех педагогов, согласованности промежуточных результатов, обеспечения единых требований к проектным работам. Одним из обязательных условий успешности данной работы является принятие и утверждение общешкольных методических норм к организации ученического проектирования.

В данной ситуации мной было разработано планирование уроков проектной деятельности, которое утверждено Методическим объединением учителей-исследователей нашей школы как базовое. Тематическое планирование позволяет учителям – предметникам зафиксировать процесс развития навыков проектирования в границах традиционных учебных дисциплин. В целом планирование ориентировано на приобретение учащимися навыков научной работы, на обеспечение интеллектуального развития школьников и их последующую адаптацию и социализацию.

В практике организации проектной деятельности учащихся возможно использование традиционных форм: фронтальной, индивидуальной и групповой.

Например, на уроке при фронтальной организации занятия учитель всему классу объясняет, как правильно оформлять библиографический список литературных источников с одним, двумя или более авторов, литературу без автора, брошюру, журнальную или газетную статью. И объясняет это на примерах литературных источников, подобранных детьми самостоятельно, после чего каждый учащийся оформляет список литературы по своей теме.

Другим примером фронтальной организации занятия может служить занятие по теме: "Обоснование темы проекта", где учащиеся получают объяснение по обоснованию актуальности темы, формированию целей и задач и т.д., а затем каждый обосновывает свою тему самостоятельно с последующей ее доработкой после получения консультации учителя.

Фронтальную форму организации проектной деятельности учащихся можно применить при объяснении этапов проектирования и разработке каждым учащимся содержания предстоящих работ по этапам проектирования. Каждый учащийся, работая в коллективе, в то же время выполняет свое задание, работает над своей темой, овладевая при этом общими приемами работы над проектом. Это наиболее сложный процесс, требующий учета индивидуальных особенностей и познавательных возможностей учащихся.

Авторское планирование (Приложение 1) носит интегративный характер, что позволяет объединить творческие потенциалы многих учителей и предусматривает креативный подход к организации занятий, а также дает возможность при различии стилей деятельности педагогов и некоторой возникающей дифференциации класса обеспечить единство подходов и методов научного познания.

Планирование рассчитано на 1 час в неделю, согласно учебному плану, и построено следующим образом:

  • Тема занятия
  • Форма урока
  • Основное содержание
  • Этапы проектной деятельности учащихся

Содержание курса и характер занятий предусматривают обучение учащихся технологии проектной деятельности и формирование проектной культуры, поэтому в планирование включен ряд общих вопросов.

Кроме того, в этом плане намечаются мероприятия, необходимые для всех исследователей. К ним относятся лекции: по истории проектирования, по проектным технологиям, по правилам делового общения и ведения дискуссий, по формам и видам презентаций. Лекции проводятся для всего класса одним педагогом или группой преподавателей - исследователей. Коллективным видом деятельности являются и межпредметные консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов для учащихся, испытывающих затруднения.

Следует отметить, что использование современных информационно-коммуникативных технологий, электронной почты позволяет организовать работу с каждым учащимся в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, степенью самостоятельности и интеллектуальным потенциалом.

На завершающем этапе учащиеся представляют свои проекты на общешкольной конференции (проектная неделя), где подводятся итоги проделанной работы и дается оценка, а также рекомендации по продолжению работы.

Благодаря введению общего планирования уроков проектной деятельности удалось регламентировать осуществление проектной деятельности, обеспечить стабильную реализацию и развитие этого направления образовательного процесса, скоординировать деятельность педагогов школы по совершенствованию проектно – исследовательских умений учащихся. Единое планирование уроков не является статичным, оно корректируется в соответствии с новыми идеями, методиками, дидактическими комментариями и педагогическим опытом.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование мультимедийных презентаций на начальном этапе обучения в работе со слабослышащими детьми :: Построение обучения учащихся на принципах индивидуально ориентированного обучения в школьном курсе географии в переходный период :: Преподавание глобальной географии с использованием технологии модульного обучения :: Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся :: Сценарии мероприятий по патриотическому воспитанию школьников :: Тихоокеанский рубеж 2 ( Pacific Rim Uprising ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Безымянный анимационный проект про Человека-паука ( Untitled Animated Spider-Man Project ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD