Урок русского языка в 6-м классе на тему "Имя числительное"

Цель урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя числительное»; контроль знаний учащихся по правописанию, склонению имен числительных;

Оборудование урока: тетради, ребусы с числительными; карточки с заданиями.

1. Сегодня мы проводим урок-зачет. Его тема: «Имя числительное».

Что вам особенно запомнилось при изучении этой части речи?

Какой материал больше всего понравился, полюбился, запомнился?

2. Устный зачет по теме.

Проводится устный зачет по теме. 9 групп по 3 человека. У каждой группы свои задания (два одинаковые, 1 индивидуальное). 1 ученик из группы – консультант - выслушивает и оценивает ответы учащихся в группах. После оценивания ответов учащихся в группах, два ученика по выбору отвечают у доски. Учащиеся все сдают карточки. Оценки выставляются в тетрадь учителя.

3. Теперь проверим ваше умение правильно писать числительные с Ь и без него.Употребите эти числительные с существительными.

(Учитель диктует 10 слов).

(Семьсот, восемьсот, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, двести, девятнадцать, девяносто, семнадцать).

4. Узнали ли вы что – нибудь интересное об отдельных числительных?

Подготовившийся 1 ученик рассказывает о числительном «семь».

«Семь» в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах. Если человек часто меняет свои решения, непостоянен, о таком говорят, что у него семь пятниц на неделе. Об умном – что он семи пядей во лбу.

- А какие пословицы с числительными семь знаете вы? (Записать).

- А теперь по любой из записанных пословиц составьте совсем коротенький рассказ, чтобы было видно, как вы ее понимаете. (Учитель за это время проверяет словарные диктанты, выставляет оценки в тетрадь).

2-3 ученика читают примеры пословиц и сочинения – миниатюры.

5. А теперь посмотрите на доску, правильно прочитайте записанные на ней числительные и выберите нужную форму для относящихся к ним существительных.

Зарегистрировали 271 (делегат);

Не оказалось 490 (книга);

Расстояние между Магаданом и Усть-Нерой составляет около 989 (километр)

- Выберите любое словосочетание и напишите его (числительное) - словами.

- Что вы знаете о склонении числительных сорок, девяносто, сто?

- А знаете, почему четыре десятка называется словом сорок? Ведь оно так не похоже на тридцать (три десятка) или пятьдесят (пять десятков).

Подготовившийся 2-ой ученик рассказывает.

Слово «сорок» первоначально было именем существительным и обозначало «мешок, рубаха (сорочка)». В один мешок вкладывали 40 шкурок – четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на полную шубу. Мешок с сорока шкурками служил в древней Руси денежной единицей. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем «мешок с 40 соболями (или белками)» и, наконец, числительное «сорок»

6. Вам, ребята, часто приходится встречаться с числительными в повседневной жизни.

Вот, например, вы хотите устроить книжную выставку в подшефном классе. Книги нужно взять в библиотеке под расписку. Пусть каждый из вас попробует составить такую расписку.

- А теперь давайте послушаем о том, как образовалось числительное двенадцать.

Подготовившийся 3 ученик рассказывает.

Числительное «двенадцать» - исконно русское слово. В памятниках письменности оно встречается с четырнадцатого века. Слово «двенадцать» возникло из сочетания числительного и существительного с предлогом: «две на десяте», то есть «два свыше десяти». В этом сочетании установилось одно ударение на предлоге «на», «слова слились в одно слово. Во втором корне произошли фонетические изменения, которые привели к образованию суффикса «-надцать». Так же образовались остальные числительные с этим суффиксом.

7. Повторим собирательные числительные.

Учащиеся объясняют, в чем особенность употребления собирательных числительных.

- Дайте полный ответ на вопрос «Что вы знаете о собирательных числительных?» и запишите ответ. (Письменная работа).

8. Прочтите вслух запись на доске:

прошло 3, 17, 74 (сутки)

купили 3, 13, 33 (ножницы)

Слова – «помощники»: больше, около, штук.

- Замените, где возможно, количественные числительные собирательными.

3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).

После этого на доске вывешивается таблица – ребус.

100Р»    100лб    100ляр    100РЅ

- А теперь попробуйте заменить некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении:

Прежде чем РІСЃСЏ семья опять сядет Р·Р° стол,  (7СЏ)  (Рѕ5)  (100Р»)

предварительно вытри клеенку.  (РїСЂРµ2рительно)  (РІС‹3)

9. Контрольный словарный диктант.

Экземпляр, миллион, миллиард, километр, центнер, бассейн, гараж, конституция, территория, одиннадцать, девяносто, двести, триста, четыреста.

10. Часто ли вам приходится встречаться с именами числительными на обложках книг,

или, например, на афишах кинотеатров?

Запишите, что вы успеете вспомнить за 3 минуты. (Подсчитать, кто сколько написал).

Игра «Четвертый лишний».

Записать числительные, пропустив четвертое лишнее.

Шестидесятый, пятисотый, седьмой, восьмидесятый.

Двадцать один, семнадцать, двести сорок, тридцать три.

11. Подведение итога урока.

Итоговые оценки будут выставлены после проверки учителем контрольных листов.

Домашнее задание. Вспомните и напишите фразеологические обороты с числительными (Кто сколько вспомнит).

Читать еще:


Новые материалы:

Коррекция межличностных отношений у подростков в условиях социально-реабилитационного центра с недирективной игровой терапией :: Элективный курс "Искусство красноречия". 9-й класс :: Что такое текст? :: Урок-путешествие по островному государству Лингвистике :: Психологический тренинг как эффективное средство повышения родительской ответственности :: Чудо-женщина 2 ( Wonder Woman 2 ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Полка Брио 023.02 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD