Обобщающий урок по теме "Имя существительное "
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Обобщающий урок по теме "Имя существительное "

Тип урока: обобщающий урок по основным орфограммам имени существительного.

Цели:

  1. Обобщение знаний основных понятий темы «Имя существительное».
  2. Проверка практических умений учащихся применения основных орфографических правил темы.
  3. Развитие связной речи и творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • компьютер с проектором;
  • компьютеры с установленным электронным учебным изданием «Русский язык. 5 класс» (мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, издательства «Дрофа»).

На уроке используются презентация, программа «Имя существительное», созданная учеником в среде Visual Basic.

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.

2. Повторение понятий темы.

2.1. Работа с программой. Приложение 1.

Ребята, вспомним, с какой частью речи мы работали на уроках русского языка?

А что это за часть речи мы расскажем с помощью компьютерной программы, созданной учеником нашего класса.

(Ученики заполняют пропуски вместе с учителем, программа демонстрируется через проектор.)

( Имя существительное – это ... (часть речи); обозначает…(предмет); отвечает на вопросы…(кто? что?); в предложении чаще всего является …(подлежащим, дополнением).

2.2. Работа с презентацией. Приложение 2 (слайды 1 – 7).

Сейчас нам предстоит очень интересная работа: мы разгадаем кроссворд, вспомнив основные понятия, изученные нами в теме «Имя существительное» и узнаем раздел, над которым мы будем работать на уроке. (Заполнение кроссворда.)

Кроссворд. Слайд 1.

  1. Прочтите стихотворение и ответьте, все ли слова написаны правильно? Как называются такие слова? (Несклоняемые.) Слайд 2.
  2. Прочтите данное стихотворение и объясните, почему выделены некоторые слова? (Разносклоняемые существительные.) Слайд 3.
  3. Рабочий, специалист по фрезеровке. Какое орфографическое правило вспомнили?(Фрезеровщик.)
  4. Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром. Какое правило вспомнили? (Шоколад.)
  5. Поставьте пропущенное слово в строку из стихотворения К.Чуковского. Слайд 4.

Ты один не умывался
И…..остался.

Что мы можем сказать об этом имени существительном? (Грязнулею, существительное общего рода.)

  1. Неряшливый человек. Какое орфографическое правило повторили? (Неряха.)
  2. Вставив пропущенное слово, вы вспомните один из непостоянных признаков имени существительного. (Падеж.) Слайд 5.

У слова есть шесть…
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой.

  1.  Выбрать сложносокращённое существительное женского рода. ФСБ, МЧС, ОРТ. Слайд 6.
  2.  Выбрать из данных слов существительное женского рода. (Салями.) Слайд 7.
  3. Маленький мяч. Какое орфографическое правило повторили?(Мячик.)

3. Обобщение.

Итак, тема урока «Орфография». Мы вспомнили и повторили основные понятия и правила. А теперь мы посмотрим, как вы умеете применять данные правила.

На уроке мы будем работать в группах. Учащиеся разбиваются на две группы по уровню знаний: 1 группа – сильные, 2 группа – слабые учащиеся.

1 этап.

1 группа работает за компьютерами, выполняя электронный тест в программе Excel. Приложение 3.

Со 2 группой работает учитель.

- Сейчас мы запишем слова под диктовку, объяснив их правописание.

  • Непогода, снежок, ненастье, барабанщик, волшебник, шорох.

- Какие из записанных слов можно использовать для составления текста о зиме?

(Составьте предложения о зиме, используя данные слова.)

- Запись предложения под диктовку и выполнение синтаксического разбора.

  • В эту ночь чудеса приходят без приглашения.

- О какой ночи идёт речь?

2 этап.

2 группа работает на компьютерах, выполняя задания с диска п.74-п.75. Правописание суффиксов -ек , -ик, правописание НЕ с существительными.

С 1 группой работает учитель. Детям раздаются карточки с предложениями. (Предложения даны вразброс, у каждого в предложениях две разные орфографические ошибки.)

А иногда снежочик- не поседа падает с форточьки вниз, хватается за воздух снижинками.

Снежёк беззвучно опускается на дама и диревья.

Он садится на форточки и болтает своими нажёнками.

  1. Что объединяет эти предложения?
  2. Что нужно сделать, чтобы получился текст?
  3. Прочитайте так, чтобы получился текст.
  4. Какой приём художественной изобразительности использован в этом тексте?
  5. У каждого из вас в этих предложениях допущено две ошибки. Найдите их и запишите предложения в исправленном виде.

4. Итог.

Приложение 2 (слайды 8 – 11).

Из предложенных слов выделите только слова с теми орфограммами, которые повторили сегодня на уроке.

  • Снежинки, веселье, фонарик, шепот. Слайд 8.
  • Драгоценности, корона, изморозь, блестели. Слайд 9.
  • Непоседа, рассказчик, ласковая, чудеса. Слайд 10.
  • Все слова + фонарик, шепот, непоседа, рассказчик. (Выделены другим цветом.) Слайд 11.

5. Домашнее задание.

Используя слова, с которыми работали на уроке, составить мини-рассказ, продолжив данные предложения.

1 группа. Однажды, сидя на форточке, снежок увидел…

2 группа. Я с нетерпением жду эту волшебницу-ночь, когда…

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru