Урок чтения в 3-м классе. Г.Скребицкий. "Передышка"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок чтения в 3-м классе. Г.Скребицкий. "Передышка"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием «научно-популярная литература» через чтение статьи Г.Скребицкого «Передышка». Формировать навык осознанного и беглого чтения.
  2. Развивать речь, память, внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, карточки с планом.

Ход урока

1. Организация начала урока.

- Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным …

Дети хором: «Мы всем классом шлем привет!»

2. Актуализация базовых знаний.

- Проверим, как вы знаете жанры произведений.

- Что такое «жанр»? (Жанр – это устойчивая разновидность художественных произведений.)

Тест.

И. Крылов «Кукушка и Петух» ____________________________________________________

Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес» _____________________________________________

С.Есенин «С добрым утром!» ____________________________________________________

М.Пришвин «Золотой луг» ______________________________________________________

- Все эти произведения относятся к художественной литературе.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «научно-популярная литература», к которой относятся статья, очерки.

- Как вы понимаете этот термин?

- В научной статье описываются не только явления и их признаки, но и дается им научное обоснование.

4. Подготовка к чтению.

- Как выглядят деревья в разное время года? Опишите их.

- Что особенно запомнилось вам?

- Что красивого было в этом?

- Отгадайте загадку, о каком дереве будем читать статью:

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(береза) иллюстрация

- Прочитайте название статьи.

- Подберите к слову «передышка» родственные слова. (отдых, передохнуть, отдохнуть)

- Сравните их значения.

- Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко описал березу в разное время года, казалось бы в обычном для нас дереве, но таком необычном Георгий Алексеевич Скребицкий, который очень любил ходить на речку, в лес, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за растениями, животными.

5. Чтение и анализ статьи.

А) Первичное чтение.

- Кому принадлежало название «передышка» раньше?

- Что теперь люди зовут этим словом?

(Целостное чтение подготовленными учениками.)

Б) Повторное чтение по цепочке с комментированием.

- Как выглядела дорога?

- Что делали путники в прохладной тени дерева?

- Какие слова использует автор для описания березы?

- Как прозвали эту березку местные жители?

- Как выглядела Передышка ранней весной? Осенью?

- Чем служила береза для птиц и людей?

- Что приспособились делать ребята у березы?

- Как выглядит береза зимой?

- Что произошло с Передышкой весной?

- Как выглядело место, оставшееся от Передышки?

- Кто и как исправил эту ошибку?

- Как сейчас выглядит это место?

6. Обобщение знаний, полученных при чтении.

А) Прочитайте самостоятельно начало статьи. На сколько частей разделили? (2)

- Почему?

- О чем говорится в первой части? Во второй части?

- Как озаглавить 1 часть? Как озаглавить 2 часть?  

- Самостоятельное чтение статьи до конца.

- О чем говорится в третьей части? В четвертой части?

- Как озаглавить 3 часть? Как озаглавить 4 часть?

План.

  1. Росла у дороги береза.
  2. Костер между корней.
  3. Засохла березка.
  4. Снова шумит «передышка».

Б) Пересказ текста по плану.

В) Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями.

- Прочитайте описание березы летом к первой иллюстрации.

- Как выглядит береза осенью? Прочитайте.

- Прочитайте, как выглядит Передышка зимой.

- Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?

- Какой вывод для себя сделаете вы из этой статьи?

Г) Выставка научно-популярной литературы.

7. Итог урока.

- С каким произведением познакомились? К какому жанру литературы относится?

- Кто автор?

- В чем заключается основная мысль?

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
"Пушкин и его время" (литературная игра для старшеклассников)
Познание 21 век - все об образовании и школах

"Пушкин и его время" (литературная игра для старшеклассников)


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.
Ф.И.Тютчев

1. Представление команд: название, эмблемы, девиз.

2. Адресаты лирики Пушкина. (Задания даются командам поочередно)

- Кому поэт посвятил эти строки?

1) “Подруга дней моих суровых” (Арине Родионовне)

- “Мой первый друг, мой друг бесценный” (И.И.Пущину)

2) “Друзья мои, прекрасен наш союз!” (Лицеистам)

- “Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль” (В.А.Жуковскому)

3) “Сын лени вдохновенный” (А.Дельвигу)

- “Мой брат родной по музе, по судьбам” (В.Кюхельбекеру)

4) “С веселых струн во дни покоя походную сдувая пыль,

Ты славил, лиру перестроя, любовь и мирную бутыль” (Д.Давыдову)

- “Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья” (П.Чаадаеву)

3. Конкурс знатоков геральдики

- Составить символический герб А.С.Пушкина, прокомментировать его.

4. Конкурс пантомимы. (Темы по жребию)

- Угадать инсценированный соперниками отрывок из произведения А.С.Пушкина.

а) “Сказка о царе Салтане”: “К морю лишь подходит он… - Бьет крылом и в море топит”.

б) “Сказка о мертвой царевне”: “Вдруг сердито под крыльцом пес залаял… - Пес как прыгнет, завизжит…”

5. Аукцион “Кто больше?”. (Конкурс болельщиков)

- Назвать пары литературных героев Пушкина (например, Онегин – Татьяна).

6. Состязание поэтов – буриме.

- Написать стихи с рифмами:

вновь – любовь
холод – голод

Сравнить с пушкинскими:

И с каждой осенью я расцветаю вновь.
Здоровью моему полезен русский холод.
К привычкам бытия вновь чувствую любовь,
Чредой слетает сон, чредой находит голод…

7. “Узнай героя”. (Конкурс болельщиков)

- Кто из героев Пушкина.

а)

- насвистывал в минуты раздраженья “Гром победы раздавайся” (Троекуров, “Дубровский”)

- наряжался, идя на свидание, в крестьянское платье (Лиза, “Барышня-крестьянка”)

б)

- не мог отличить ямб от хорея (Онегин, “Евгений Онегин”)

- делал змея из географической карты (Петр Гринев, “Капитанская дочка”)

в)

- казался русским, а носил иностранное имя (Сильвио, “Выстрел”)

- был похищен в день свадьбы (Людмила, “Руслан и Людмила”)

г)

- “всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела” (Ольга Ларина, “Евгений Онегин”)

- “в книгах не видал греха, он не читал их никогда” (Ларин, “Евгении Онегин”)

д)

- “корсет носила очень узкий и русский Н, как N французский, произносить умела в нос” (Ларина, “Евгений Онегин”)

- “красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт” (Владимир Ленский, “Евгений Онегин”)

е)

- “тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и плут” (Флянов, “Евгений Онегин”)

- “капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей” (Зарецкий, “Евгений Онегин”)

8. Лирическая пауза. Чтение стихов А.С.Пушкина.

9. Конкурс “Инкогнито”.

- С помощью подсказок узнай современника Пушкина. Чем меньше подсказок, тем больше баллов набирает команда.

Джордж Гордон Ноэль Байрон

  1. Он был выдающимся спортсменом своего времени: пловцом, боксером, стрелком, наездником.
  2. Выдающийся критик В.Г.Белинский назвал его “Прометеем, прикованным к скале, терзаемым коршуном”.
  3. Его любимым героем был Вильгельм Телль, а любимым писателем – Вольтер.
  4. Он был путешественником, военным, дипломатом, поэтом.
  5. Его провожали в последний путь под звуки артиллерийского салюта.
  6. Его перу принадлежит “Надпись на могиле ньюфаундлендской собаки”.
  7. Он “умер…при героической попытке вернуть этой стране ее древнюю свободу и славу” (из надписи на надгробной плите).
  8. О нем писали Рылеев, Гете, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов.
  9. При жизни его называли англичанин-рыба.
  10. Это о нём писал Пушкин:

Он был, о море, твой певец
………………………………
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим;
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим. (“К морю”)

Наполеон Бонапарт

  1. Ему принадлежит высказывание: “Раб – дурак, ему достаточно показать большой печатный бланк с поставленной на нем печатью”.
  2. Один великий поэт писал о нем: “Один предмет в твоей пустыне/ Мою бы душу поразил…” (одна скала, гробница славы).
  3. Он умел вызывать в людях сильные чувства: от обожествления до ненависти.
  4. О нем писали или упоминали И.Крылов, Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Пушкин.
  5. Его статуи должны были стоять в Москве и Петербурге.
  6. Это о нем строки: “Чудесный жребий совершился, / Угас великий человек”.
  7. Его честолюбие не знало границ. Он всегда думал о том, какое впечатление он произведет.
  8. Он повторил поступок Карла Великого: короновал себя сам.
  9. Однажды он сказал: “Александр – ребёнок, я заставлю его плакать кровавыми слезами”.
  10. Это о нем писал Пушкин:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя…
………………………
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико иль смешно.

10. Лирическая пауза. Чтение стихов поэтов пушкинской поры.

11. Конкурс внимательных.

- Найдите неточности в тексте (ошибки для контроля подчеркнуты).

В 1811 году в Павловске (Царском Селе), недалеко от Петербурга, 30 мальчишек и девчонок (только мальчиков) сели за парты и стали одноклассниками. Их величали “первый курс Царскосельского Лицея”. В среднем им было по12 лет. Этого события все ждали, так как еще год назад царь Павел I (Александр 1)подписал проект о создании закрытого учебного заведения. И сегодня на четвертом этаже отведенного Лицею флигеля над дверями дортуаров можно видеть черные дощечки с надписями: “№ 13 (№ 14) – Александр Пушкин”, “№ 14 (№ 13) – Иван Пущин”.

Прошло шесть лет (восемь). О выпускном (не выпускном) экзамене было заранее объявлено. Когда стало известно о приезде в Лицей Жуковского (Державина), учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения на экзамене. Тогда-то Пушкин и прочел впервые “Руслана и Людмилу” (“Воспоминания в Царском Селе”), за что получил портрет Жуковского с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”…Волнение юного поэта было столь велико, что, окончив чтение, он убежал. Его искали, но не нашли. Жуковский (Державин) был в восторге. Говорили, будто он воскликнул: “Я не умер!” Позже, после Лицея, Пушкина примут в общество “Арзамас”, где назовут Сверчком по строчке из поэмы (баллады) Жуковского “Светлана” (“Крикнул жалобно сверчок, вестник полуночный”).

И вот последние лицейские дни. 19 октября 1917 (1819) года произошла церемония выпуска лицейских воспитанников. Все было скромно и спокойно. Тогда же лицеисты дали клятву: “И последний лицеист будет праздновать 19 октября”. Им станет барон Дельвиг (князь Горчаков). В 1825 году у Пушкина было два лицейских дня. Первый – 14 января, когда, прорвавшись сквозь снега, запреты и опасности, Андрей (Иван) Пущин “вломился на нерасчищенный болдинский (михайловский) двор”.

В 1880 году происходят большие пушкинские торжества: открытие “рукотворного памятника” на Пушкинской площади (Тверском бульваре) в Москве. Знаменитые речи Достоевского, Тургенева, Гоголя (Гоголь умер в 1852 г.) Всего два одноклассника великого поэта были живы в это время, но лишь Комовскому было суждено увидеть скульптуру работы Аникушина (Опекушина), до сих пор считающуюся “лучшим памятником великому поэту”.

12. Конкурс перевертышей “С точностью наоборот”.

- Узнай пушкинские строки.

(Например, “С ленью опустил мясо на сушу” – “Без труда не вынешь рыбку из пруда”).

1) Враги твои! Ужасен ваш раздор! (“Друзья мои! Прекрасен наш союз!”)

- Ты от нас рисовал… (“Я к вам пишу…”)

2) Здесь теперь работал он, и полезен юг ему (“Там некогда гулял и я, но вреден север для меня”)

- Ты забыл ужасную вечность (“Я помню чудное мгновенье”)

3) От счастья опыт уводит (“К беде неопытность ведет”)

- Мать ее может понять, но воду берет в дивидендах (“Отец понять его не мог и земли отдавал в залог”)

4) Твоя тетя наименее лживых исключений (“Мой дядя самых честных правил”)

- А ты этой взят, но был мгновенно ею предан (“Но я другому отдана и буду век ему верна”)

13. Конкурс “Дальше, дальше, дальше”.

- Дайте наибольшее количество правильных ответов за наименьшее время.

1) Кто из героев Пушкина сражался на дуэли на шпагах? (Гринев и Швабрин, “Капитанская дочка”)

- Кто из героев Пушкина, кроме Онегина и Ленского, стрелялся на дуэли? (Граф и Сильвио, “Выстрел”)

2) Когда день рождения у Татьяны Лариной? (25 января ст. стиля, в Татьянин день)

- Когда день рождения у царевны из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”? (6 января – “Вот в сочельник в самый в ночь / Бог дает царице дочь”)

3) “Столы зеленые накрыли…” Почему зеленые? (Карточные столы, покрытые зеленым сукном)

- “Мой брат двоюродный Буянов”. Кто это? ( Герой поэмы В.Л.Пушкина, дяди поэта “Опасный сосед”)

4) “Зима. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь”. Почему “торжествуя”? (“Снег выпал только в январе”. Снег до 3 января сулил хороший урожай)

- Каков эпиграф к 1 главе “Евгения Онегина”? (“И жить торопится, и чувствовать спешит” Вяземский)

5) Кому посвящен роман “Евгений Онегин”? (Плетневу)

- “Не потому ль, что мой позор / Теперь бы всеми был замечен / И мог бы в обществе принесть / Вам соблазнительную честь”. Что значит “соблазнительную? (Честь соблазнителя)

6) “Как я завидовал волнам, / Бегущим бурной чередою / С любовью пасть к ее ногам…” Чьим? (Марии Раевской)

- “Надев широкий боливар, / Онегин едет на бульвар”. Что такое “боливар”? (Широкополая шляпа)

7) “Вина кометы брызнул ток” (Вино урожая 1812 г.)

- Когда состоялась дуэль Онегина с Ленским? (26 января, после именин Татьяны)

8) Что такое сплин? (Хандра)

- Кто такой денди? (Щеголь, франт)

9) Муза танцев? (Терпсихора)

- Муза трагедии? (Мельпомена)

10) День рождения лицея? (19 октября)

- Год смерти Пушкина? (1837)

11) Кто автор памятника Пушкину в Москве? (Опекушин)

- Кто автор памятника Пушкину в Санкт-Петербурге? (Аникушин)

12) В каких произведениях Пушкина изображен Петр Первый? (“Полтава”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”)

- Что написал поэт после изучения “Слова о полку Игореве”? (“Руслан и Людмила”)

13) В основе какого произведения Пушкина лежит летописный рассказ, приведенный в “Истории государства Российского” Карамзина? (“Песнь о вещем Олеге”)

- Кто из литераторов, современников Пушкина, служил, кроме него, в Коллегии иностранных дел? (Грибоедов, Кюхельбекер)

15) “С моим тезкой я не ладил”. С кем? (С Александром I)

- “С № 14 я не согласен”. С кем? (С Пушкиным, 14-номер комнаты поэта в лицее)

16) Прозвища Пушкина? (Егоза, Сверчок, Француз, Помесь тигра с обезьяной)

- Кто был прототипом пиковой дамы? (Кн. Наталья Петровна Голицына, кн. Наталья Кирилловна Нащокина)

17) Кого называли “бархатным канцлером”? (Кн. Горчакова)

- “Ура! В Россию скачет кочующий деспот”. О ком писал Пушкин? (Об Александре Первом)

18) Сюжет каких произведений Пушкин подсказал Гоголю? (“Мертвые души”, “Ревизор”)

- В каких произведениях Пушкин упоминает войну 1812 г.? (“Евгений Онегин”, “Барклай”, “Метель”)

19) К какому произведению взят эпиграф: “Береги честь смолоду”? (“Капитанская дочка” Пушкина)

- К какому произведению взят эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”? (“Ревизор” Гоголя)

20) О ком Пушкин писал:

а) “Он мало царствовал, но много начудесил: / 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил” (О Николае Первом)

б) “Воспитанный под барабаном, / Наш царь лихим был капитаном. / Под Аустерлицем он бежал, / В 12-м году дрожал”. (Александр Первый)

а) “Всей России притеснитель, / Губернаторов мучитель, / А царю он друг и брат” (Аракчеев)

б) “Полумилорд, полукупец, / Полумудрец, полуневежда, / Полуподлец, но есть надежда, / Что будет полным наконец”. (Воронцов)

14. Подведение итогов игры. Вручение призов.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru