Урок литературы в 8-м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама"

Урок литературы в 8-м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама"

Цели занятия:

  1. Обучать осознанию смысла и художественной формы произведения.
  2. Формировать умение построения кластера.

Ход урока

Эпиграф: Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
А.С.Пушкин “Герой”

1. Вступительное слово учителя об истории создания повести.(Слайд 2)

Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино, в то же время написана поэма “Медный всадник” и стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума…” Тема безумства очень интересовала поэта в этот период.

“Пиковую даму” Александр Сергеевич читал своему другу П. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что “главная завязка не вымышлена.

Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался”.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельство тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”

Л.Н.Толстой назвал “Пиковую даму” шедевром.

А вот что писал Ф.М.Достоевский о “Пиковой даме”: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

2. Беседа по повести “Пиковая дама” и создание кластера по основным моментам сюжета.

– Итак, в основе сюжета лежит история о трех картах, которые помогли выиграть. По мнению героев, правдива ли эта история?

– Нет, Томский называет эту историю анекдотом. А Германн, услышав рассказ, замечает: “Сказка!”

– Но связана ли эта история с реальными событиями в жизни героев?

– Да, это и Германн, и графиня, и Томский, и Лизавета Ивановна.

(Создается кластер с дополнениями. Слайд 4).

– Что вы можете сказать о главном герое? Вспомните, что он говорит сам о себе? Какую характеристику дают ему другие персонажи и автор?

(Создание кластера. Слайды 5,6).

– Немец, расчетлив. (Томский)

– “Не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее” (Герман)

– А есть такая “надежда”?

– Желание обогатиться. (Автор)

– Честолюбив. (Ссылка на слайд 7)

– Страстный человек (когда ждал графиню, “трепетал, как тигр”). (Автор)

– Очень развито воображение (это сны, которые ему снились). (Автор)

– А Лизавета Ивановна называет Германна “чудовищем”, находит “похожим на Наполеона”.

– А еще у него душа Мефистофиля. (Томский)

– Таким образом, Пушкин дает психологический портрет героя. Расчетливость, бережливость, скрытность…и сильные страсти и огненное воображение.

– А есть что-то положительное в характере героя?

– Может то, что не смог до конца заглушить голос совести. (Пришел в монастырь на отпевание графини; поцеловал на прощание Лизавету Ивановну, пожал ей руку).

– Почему появляется во сне графиня?

– Возможно после того, как пришел на отпевание. Она появляется, соглашается ему помочь, но ставит три условия, в том числе, жениться на Лизавете Ивановне.

– Для чего Пушкин ввел образ Лизы? (Слайд).

Что вы можете рассказать о Лизавете Ивановне? (Мечтательница, самолюбива, расчетлива – надеялась вырваться от графини, за три недели развились отношения, хотя “не слышала голоса, никогда не говорила с ним, никогда о нем не слыхала).

– Что общего между Германном и Лизаветой Ивановной?

– Пожалуй, расчет. (Вышла замуж за любезного молодого человека, который имеет порядочное состояние)

– Выполняет ли Германн условия графини?

– В начале VI главы Пушкин говорит о двух неподвижных идеях, которые не могут вместе существовать в нравственной природе. Что же это за идеи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какие три условия поставила Герману старуха. Первые два условия “работают” на его идею, помогают достичь цели, а третье – жениться на Лизе – никогда не входило в его планы. Герман не в состоянии поступить благородно, потому что он человек без сердца. Вспомним эпиграф к нашему уроку из стихотворения Пушкина о Наполеоне “Герой”. Автор лишает героя его человеческих чувств.

И теперь нам легко ответить на вопрос: “Какие три злодейства совершил Германн?” (Слайд 11)

– Первой жертвой была обманутая Лиза. “Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Деньги, – вот чего алкала его душа!” Если мы вспомним значение имени героини, то поймем, что Германн совершил преступление против Бога, преступил через клятву, оказался клятвопреступником, предал самое святое чувство – любовь.

– Второй жертвой была графиня.

– Третьей жертвой был сам Германн, он погубил в себе все человеческие чувства: сомнения, угрызения совести, раскаяние, жалость и сострадание. Мечтавший о покое, он оказался в больнице для душевнобольных и беспокойно повторяет: “Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!” (Слайд 13)

В повести “Пиковая дама” Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему преступления (то есть переступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Дидактический материал к учебнику Т.Е. Демидовой "Математика. 3-й класс" :: "А.С. Пушкин "Зимняя дорога"" :: Знакомство с действием сложения чисел. 1-й класс :: Урок окружающего мира по теме "Солнечная семья". 2-й класс :: Конспект урока литературного чтения в 4-м классе по теме: "Слово, цвет, мелодия в лирике М.Ю.Лермонтова" :: Без тормозов ( À fond ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Кровати-машины / Кровать-машина Лесные зверюшки M055 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD