Урок "Окружающий мир". Тема "Природные зоны". Урок-экспедиция.(обобщение по теме)
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок "Окружающий мир". Тема "Природные зоны". Урок-экспедиция.(обобщение по теме)

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Наш мир» под редакцией О. Н. Федотова (учебник и тетрадь на печатной основе)

Оборудование и материалы для занятия:

  • Карта природных зон России
  • Красная книга России
  • Гербарий растений природных зон
  • Сообщения обучающихся, представленные ранее
  • Выставка дополнительной литературы по теме
  • Иллюстрации, картины с изображением природных зон
  • Физминутки, составленные каждой группой заранее, учитывая особенности природной зоны

Время реализации: 90 мин.

Цель:

  • обобщить знания о природных зонах России

Задачи:

  • систематизировать знания о природных зонах России,
  • совершенствовать умение ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе,
  • повысить мотивацию обучения, интерес к окружающему миру, к природе России,
  • развивать творчество обучающихся, умение передавать имеющиеся знания

План:

  1. Оргмомент
  2. Постановка проблемы
  3. Решение проблемы
  4. Подведение итогов урока
  5. Домашнее задание

1. Оргмомент

Ребята предварительно разбиты на 5 групп. Мобилизация внимания обучающихся, создание мотивации к действиям на уроке.

2. Постановка проблемы

Учитель. Как прекрасен и многообразен мир живой природы на планете, на территории Российской Федерации! Из каких источников люди об этом узнают?
(из СМИ, от журналистов, путешественников, из экспедиций…)
Вы отправляетесь группой в экспедицию в природную зону. Ваша задача: собрать материал (доказательства) о природной зоне и рассказать о ней так, чтобы слушатели заинтересовались, захотели съездить, посмотреть, почитать о вашей природной зоне.

3. Решение проблемы

Руководители групп выбирают билеты следования и озвучивают маршрут.
Билет 1. Бескрайние равнины, где «леса по колено» (березы, ивы), прилегающие к земле.
Билет 2. Пространство, где, последовательно сменяя друг друга, растут хвойные, лиственные, мелколиственные, смешанные, широколиственные деревья.
Билет 3. Обширное безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью.
Билет 4. Зона растительной нищеты, где редкие деревья не дают тени.
Билет 5. Самая южная часть нашей страны. Она находится между морем и горами.

(На столы ставятся таблички с названиями природной зоны: тундра, лесная зона, степь, пустыня, субтропики)

Учитель. Группы к работе готовы? Каждая экспедиция ведет короткие записи, которые помогут вам при сообщениях о природной зоне. Герои учебника Маша и Миша вам предложили план исследования: (Слайд 1*)

  1. Называя природную зону, показать ее расположение на карте по отношению к другим зонам.
  2. Рассказать о климате, об особенностях природной зоны.
  3. Показать значимые объекты (реки, горы, города, озера).

Первое  исследование. Оно длится 6-8 минут. При ответах учитывается полнота ответа, четкость, групповая работа. Отвечает один обучающийся, члены группы дополняют. Можно пользоваться дополнительной литературой. Ответы оцениваются жетонами. (Самостоятельная работа).

Учитель. Что расскажут о своей природной зоне участники экспедиции № 1 (№№ 2, 3, 4, 5)

Физминутка (Одна из групп показывает физминутку (составлена при подготовке к уроку) в середине сообщений, другая – в конце сообщений по первому исследованию.)
Пример:
(Встали)

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)

Второе исследование.
Учитель. Что именно на маршруте следования указало на то, в какой природной зоне вы находитесь? (Растительность)
По одному представителю каждой группы подойдите к столам с гербариями. Нужно выбрать растения, которые растут в вашей природной зоне. Группа готовится назвать самые распространенные растения своей природной зоны, назвать особенности растений или что-то интересное рассказать об одном растении. Через 5-6 минут заслушаем ответы.

Слайд 2 (Помощь от Маши и Миши)

  1. Какие растения преобладают в природной зоне?
  2. Особенности растительного мира

(Заслушиваются сообщения с показом гербария, исправляются ошибки. За правильные ответы – жетоны)

Физминутка (показывает одна из групп).

Третье  исследование
Учитель. Мы знаем, что многие виды животных обитают в определенной природной зоне. Когда они видят человека, то стремительно убегают от него. Наша экспедиция мирная и, может быть, почувствовав это, некоторые из них покажутся нам на глаза.
В конвертах находятся иллюстрации животных. Вам нужно выбрать животных вашей природной зоны, расселить их в своей природной зоне, об одном животном сделать сообщение. Ответы оцениваются жетонами. Через 6-7 минут заслушаем ответы.
 (Вариант: разместить иллюстрации животных различных природных зон под картинами с изображением соответствующих зон.)

Тундра – полярная сова, лемминг, песец, олень, белая куропатка…
Лесная зона  – лось, косуля, соболь, росомаха, рысь, белка, тетерев, дятел, кедровка, медведь…
Степь – сайгак, заяц-русак, суслик, волк, тушканчик, полевка, хомяк, перепел, жаворонок…
Пустыня – кулан, джейран, лиса, черепаха, варан, верблюд, ящерица, змеи (эфа, гюрза)…
Субтропики – зубр, кабан, косуля, рысь, медведь, чайка, орел, краб, ящерица, дельфин, медуза, цикады…

Слайд 3. (Помощь от Маши и Миши)

  1. Перечислить доминирующих животных природной зоны
  2. Подготовить мини-сообщение об одном животном.

Физминутка (показывает одна из групп)

Учитель. Трудно себе представить, что вокруг ничего не было бы из того, о чем мы сегодня говорили. Живя на планете Земля, мы всегда должны помнить:

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини Природе зла.
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе.
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир  и солнце – впереди!
(И. Дружинин)

Четвертое  исследование
Учитель. Находясь в экспедиции, вы обратили внимание на экологические проблемы вашей природной  зоны. Составьте перечень мер, которые поспособствуют улучшению экологии природной зоны.
(Результаты оформляются на листах, Ответы оцениваются жетонами)
Защита исследований.

Физминутка (показывает одна из групп)

Ученик.     Мы – хозяева нашей Природы
Жители богатейшей страны.
Все земные богатства народа
Охранять мы надежно должны!
(М. Андронов)

4. Подведение итогов

Подсчет жетонов, распределение мест, оценивание, награждение.

5. Домашнее задание

Узнайте, что хранят недра нашей Земли.

*Презентацию можно получить у автора статьи
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru