"Традиционный интерьер крестьянской избы"

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: коллективная творческая работа.

Цель урока: создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Задачи урока:

  • создать условия для формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметов быта;
  • показать связь между интерьером крестьян прошлых столетий и современным интерьером.

Воспитывающая роль урока. Развитие интереса к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций.

Оформление: рисунки предметов быта, выставка предметов быта, схема работы, макет интерьера избы, музыка.

Оборудование: медиапроектор, слайды.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Слайд №1.

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

2. Сообщение темы урока.

Слайд №2

Тема нашего урока « Традиционный интерьер русской избы».

Слайд №3.

Что такое интерьер? Изба?

3. Новый материал.

Слайд №4.

- Давайте полюбуемся красотой русской избы.

Поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в мир домашней жизни.

Слайд №5.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Посмотрите внимательно на фотографию горницы. Какой материал использовали крестьяне для горницы?

(Дерево.)

- Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Некрашеное дерево излучает приглушенно-золотистый цвет.

- Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)

Слайд №6

- Какую роль печь играла и играет сейчас?

Она была основой всей жизни. Главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса - в доме чудеса!»

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи.

Обратите внимание на ее форму, отдельные детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Печь в избе располагалась возле двери.

Слайд №7

Красный угол.

В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца.

Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Ребята, какие предметы, вещи находились в крестьянской избе?

Ответы детей.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи, посудные полки, полати.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.

А чем лавка отличалась от скамьи?

Ответы детей.

Лавки прикреплялись к стенам, а скамьи можно было передвигать.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности.

Около печи укрепляли деревянный настил – полати, на которых спали.

Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.

Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян?

Слайд №8

Она изготовлена была из дерева и глины.

Слайд № ковши

С чем можно сравнить ковш?

Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.

Слайд №9. солонцы.

Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки или солонцы, как их раньше называли, вырезались в форме уточек, игрушечных стульчиков, украшенных мелкой резьбой.

Слайд №10.

Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод.

Рубель, вальки.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Что это? (прялка)

Слайд №11-13

Что вы о ней знаете?

Ответы детей. Обобщение ответов.

Прялка была не только орудием труда , но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Прялка был подарком. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней нет ни одной одинаковой. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца.

Слайды №14-16

Испокон веков славилась наша земля искусством рукодельниц. Одежда, скатерти-столешницы, полотенца, края покрывал были украшены тканым или вышитым орнаментом. Какие сюжеты брали крестьянки для вышивки?

Обобщение ответов.

Сказочных птиц, дерево жизни, орнаменты с растительным и зооморфным узорами.

Какие цвета брали для вышивок?

Красные, желтые, синие. Праздничные.

Традиция вышивания сохранилась и сегодня.

Слайд №17.

По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по земле.  

Интерьер избы отличается простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов.

4. Инструктаж.

Я предлагаю вам помочь хозяйке и хозяину оформить интерьер их избы. Заполнить его мебелью, домашней и кухонной утварью.

Для этого разделимся на группы и каждая группа будет изготавливать определенные предметы, необходимые в быту. Какие это группы предметов?

Группы предметов. Таблица.

Мебель. Прялки. Деревянная посуда. Берестяная посуда. Чугунная и глиняная посуда. Половики. Полотенце. Шторы. Кочерга, ухват.

Для определения высоты предметов быта вам помогут лекала, лежащие на столах. Также они помогу тем, у кого вызовет затруднения передача форм и пропорций домашней утвари.

Приступаем к работе. В группах решите, кто какой вид работы будет выполнять.

Варианты работы.

  1. Каждый сам выполняет предмет быта.
  2. По этапам: первый ученик рисует форму предмета, второй расписывает.
  3. Практическая работа.

Звучит фоновая музыка.

  1. Оформление макета избы.

С чего начнем оформление интерьера?

Мебель.

Каждая группа размещает свою работу в макете.

5. Итог работы.

Посмотрите, как вы оформили интерьер.

Ребята, а мы можем использовать элементы этого старинного декора в оформлении современного интерьера?

Какие предметы вы можете взять или у вас уже есть дома?

Сегодня наш урок, я думаю, вам помог лучше узнать традиции нашего народа обустройства своего быта.

И при оформлении интерьера своего дома будете обращаться к вековым традициям своей Родины.

Спасибо за работу.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок обобщения и систематизация знаний "Веселая школа" :: Система работы преподавателей иностранных языков с одаренными детьми с целью формирования конкурентоспособной и успешной личности :: Урок-повторение "My house" :: "Сухиничи". Урок английского языка по ФГОС в 5-м классе :: Dramatic Interpretation of O'Hetry's Short Stories in Out-of-School Language Activities :: Сплит ( Split ), 2016 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 43 Модель 804 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD