Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

В современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого обозначают термином дифференциальная социализация.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Процесс гендерно-ролевой социализации продолжается в течение всей человеческой жизни, и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

Таким образом, основные различия можно обобщить в следующие группы:

  • Биологические, анатомические, физиологические Рё РїСЃРёС…Рѕ-физиологические особенности строения организма.
  • Социальные (подготовка Рє жизненным позициям мужчины Рё женщины РІ обществе)
  • Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…
  • Психолого-педагогические (индивидуальность).

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

В последнее время гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

  • РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ различия познавательных стратегий Рё путей формирования познавательных функций, темпов, СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ переработки Рё усвоения информации;
  • организации внимания;
  • РІ формах активации эмоций;
  • РІ мотивации деятельности Рё оценки достижений;
  • РІ поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

  • быстрее схватывают новый материал;
  • легче усваивают алгоритмы Рё правила;
  • любят задания РЅР° повторение;
  • чаще используют ближнее зрение;
  • воспринимают РІСЃРµ более детализировано, мыслят конкретнее Рё прагматичнее;
  • лучше обучаются последовательно — “от простого Рє сложному”;
  • РЅРѕРІСѓСЋ информацию анализируют СЃ помощью левого полушария;

Мальчики:

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • РёРј важно понять принцип, смысл задания Рё труднее воспринимать объяснения “от простого Рє сложному”;
  • лучше выполняют задания РЅР° сообразительность;
  • РЅРµ терпят однообразия;
  • лучше выполняют задания РїСЂРё СЏСЂРєРѕРј свете;
  • РЅРѕРІСѓСЋ информацию анализируют СЃ помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Особенности мышления девочек и мальчиков.

Мальчики и девочки начинают по-разному думать уже в дошкольный период. Исследования психолога И.А. Капуловича показали: у каждого человека – в зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей преобладает одна из пяти подструктур мышления. Эти способы “думанья” человека закладываются еще в детстве и, как правило, остаются таковыми и в его взрослой жизни.

Чтобы понять, какая из подструктур мышления преобладает, для этого надо ответить на очень простой вопрос: Что изображено на рисунке? (Необходимо выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов. Номер ответа соответствует доминирующему способу мышления.)

  1. Замкнутые фигуры на листе бумаги.
  2. Тоннель.
  3. Маленький, средний и большой квадраты.
  4. Три четырехугольника.
  5. Комбинация квадратов, лежащих один на другом.

 

  1. Топологический тип мышления – в любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости, непрерывности. Для них неважно, какая именно фигура изображена (квадрат, куб, четырехугольник), для них важно, что эта фигура замкнута. Такие люди не любят торопиться. Все делают последовательно, стараясь ничего не пропустить. В речи часто пользуются словами: постоянно; плавно; свободно; вокруг; ограниченно; внутри; рядом; около; вместе и др. Этот способ мышления и поведения характерен для девочек.
  2. Проективный тип мышления - любимое занятие для этих людей найти для предмета, попавшего им на глаза, практическое применение в жизни. Этот способ мышления преобладает у сильной половины человечества. Они обычно употребляют слова: если посмотреть; по-моему; с моей точки зрения.
  3. Порядковый способ мышления – жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они организованные, аккуратные, исполнительные. Действуют логично, последовательно, любое задание выполняют по алгоритму. В речи упор делают на прилагательные, причастия и наречия. Развит больше у девочек.
  4. Метрический способ мышления – акцентируют свое внимание на количестве. Очень любят считать. Эта подструктура у мальчиков и девочек развита одинаково. Дети с метрической подструктурой очень любят считать все, что им попадается на глаза: деревья, машины, игрушки и др.
  5. Композиционный способ мышления – любят комбинировать, совершать прямые и обратные операции. Это торопыги, которые не хотят подробно прослеживать все шаги и решения или обосновывать действия, поэтому часто ошибаются. В речи чаще употребляют существительные, метафоры, крылатые выражения, комбинированные слова. Преобладает у мальчиков.

Девочки чаще всего думают при помощи топологического и порядкового способов мышления, а мальчики - композиционного и проективного. Метрический способ мышления развит у обеих полов одинаково.

На формирование преобладающего способа мышления оказывают влияние:

  • Особенности общения СЃ ребенком

При общении с ребенком взрослые сами формируют особенности мышления и поведения детей. Например, слова, обращенные к девочке:

- С начало заправь аккуратно кроватку, а потом иди одеваться. Взрослый формирует порядковую подструктуру мышления. Задает определенный алгоритм действий.

- Давай, подъем, зарядка, умывание, перекусим и в путь. Взрослый формирует композиционную подструктуру мышления. Перечисленные этапы деятельности можно представить.

Или слова, обращенные к мальчику:

- Миша! Подъем! Вставай, мы пойдем выбирать подарок, если ты, конечно, хочешь его получить. Взрослый формирует проективную структуру мышления: “Что будет, если я встану (получу подарок) и если не встану (рискую остаться без него)”

- Ну вот, подарок выбрали. Теперь надо торопиться к праздничному столу. А то сам подумай, что будет, гости соберутся, а именинника нет. Формируется проективный тип мышления: “Если гости соберутся без меня, то я не получу подарки, все будут меня ждать и т.д.”, и композиционный способ мышления: пропущено много этапов деятельности (заплатить, завернуть подарок).

  • РЎРїРѕСЃРѕР±С‹ поведения Рё РёРіСЂС‹

Например, кубики, конструкторы и пазлы – формируют композиционный способ мышления.

Спокойные игры в малом пространстве с куклами, посудкой – формируют порядковый и топологический способы мышления.

Игрушки, связанные с движением, преобразованием – формируют проективный тип мышления.

  • Детская литература Рё телевидение.

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.п, как на пример, так и антипример для подражания.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

  • Педагоги должны быть грамотны РІ вопросах РЅРµ только возрастных Рё физиологических особенностей детей своей РіСЂСѓРїРїС‹, РЅРѕ Рё знать особенности познавательной сферы мальчиков Рё девочек.
  • РџСЂРё подготовке Рє занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

  • Проводить РљР’Рќ, викторины типа “А РЅСѓ-РєР° мальчики!”, “А РЅСѓ-РєР° девочки!” 1 раз РІ 2 месяца.
  • РџСЂРё обучении РЅРѕРІРѕРјСѓ материалу разделять детей РЅР° РїРѕРґРіСЂСѓРїРїС‹ мальчики Рё девочки (вариант) рассаживать детей РЅР° занятии: мальчик – девочка, С‚.Рє. дети взаимодополняют РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°.
  • Р’ начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
  • РџСЂРё объяснении последовательности работы, следить Р·Р° тем, чтобы РѕРЅРѕ было четким, конкретным, понятным, РѕСЃРѕР±Рѕ немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

  • РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ забывайте, что перед вами РЅРµ просто ребенок, Р° мальчик или девочка СЃ присущими РёРј особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать Рё даже любить РёС… надо РїРѕ-разному. РќРѕ обязательно очень любить.
  • РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ сравнивай мальчиков Рё девочек, РЅРµ ставьте РѕРґРЅРёС… РІ пример РґСЂСѓРіРёРј: РѕРЅРё такие разные даже РїРѕ биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  • РќРµ забывайте, что мальчики Рё девочки РїРѕ-разному РІРёРґСЏС‚, слышат, осязают, РїРѕ-разному воспринимают пространство Рё ориентируются РІ нем, Р° главное РїРѕ-разному осмысливают РІСЃРµ, СЃ чем сталкиваются РІ этом РјРёСЂРµ. И СѓР¶, конечно, РЅРµ так, как РјС‹ взрослые.
  • Помните, что РєРѕРіРґР° женщина воспитывает Рё обучает мальчиков (Р° мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт Рё сравнивать себя РІ детстве СЃ РЅРёРјРё – неверно Рё бесполезно.
  • РќРµ переусердствуйте, требуя РѕС‚ мальчиков аккуратности Рё тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задание мальчикам, как РІ детском саду, РІ школе, РІ быту, включать РІ РЅРёС… момент РїРѕРёСЃРєР°, требующий сообразительности. РќРµ надо заранее рассказывать Рё показывать, что Рё как делать. Следует подтолкнуть ребенка Рє тому, чтобы РѕРЅ сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • РЎ девочками, если РёРј трудно, надо вместе, РґРѕ начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что Рё как надо сделать. Вместе СЃ тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, Р° РЅРµ только РїРѕ заранее известным схемам (работу РїРѕ РґРѕРјСѓ выполнять точно, как мама, РІ школе решать типовые задачи, как учили РЅР° СѓСЂРѕРєРµ), подталкивать Рє РїРѕРёСЃРєСѓ собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
  • РќРµ забывайте, РЅРµ только рассказывать, РЅРѕ Рё показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  • РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ ругайте ребенка обидными словами Р·Р° неспособность что-то понять или сделать, глядя РЅР° него РїСЂРё этом СЃ высоты своего авторитета. Это сейчас РѕРЅ знает Рё умеет хуже вас. Придёт время, Рё, РїРѕ крайней мере, РІ каких-то областях, РѕРЅ будет знать, Рё уметь больше вас. Рђ если тогда РѕРЅ повторит РІ ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему РІС‹?
  • Помните, что РјС‹ часто недооцениваем эмоциональную чувствительность Рё тревожность мальчиков.
  • Если вам надо отругать девочку, РЅРµ спешите высказывать СЃРІРѕС‘ отношение Рє ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, Р·Р° что её ругают. Сначала разберитесь, РІ чем ошибка.
  • Ругая мальчиков, изложите кратко Рё четко, чем РІС‹ недовольны, С‚.Рє. РѕРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ долго удерживать эмоциональное напряжение. Их РјРѕР·Рі как Р±С‹ отключает слуховой канал, Рё ребенок перестаёт вас слушать Рё слышать.
  • Знайте, что девочки РјРѕРіСѓС‚ капризничать, казалось Р±С‹, без причины или РїРѕ незначительным поводам РёР·-Р·Р° усталости (истощение правого “эмоционального” полушария РјРѕР·РіР°). Мальчик РІ этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать РёС… Р·Р° это РЅРµ только бесполезно, РЅРѕ Рё безнравственно.
  • РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ забывайте, что РјС‹ ещё очень мало знаем Рѕ том, как несмышленое дитя превращается РІРѕ взрослого человека. Есть множество тайн РІ развитии РјРѕР·РіР° Рё РїСЃРёС…РёРєРё, которые РїРѕРєР° РЅРµ доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!” 

Список литературы

  1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
  3. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
  4. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
  5. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.- 2003. - с.44–52.
  6. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
  7. Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с.110-123.
  8. Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru