Внеклассное мероприятие по математике и по естествознанию. Учебно-познавательный альманах "Античный мир. Великие имена. Открытия и изобретения"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Внеклассное мероприятие по математике и по естествознанию. Учебно-познавательный альманах "Античный мир. Великие имена. Открытия и изобретения"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели:

Основные задачи:

План подготовки и проведения альманаха:

  1. Подготовительный этап (в течение учебного года)
    • Написание докладов, биографических листовок об учёных и философах античного периода, их жизни и деятельности.
    • Выступления докладчиков на уроках и занятиях кружков математического «Наследие» и биологического «Натуралист».
    • Создание Ленты Времени античного периода.
    • Выставка творческих работ об учёных античного периода, о развитии естественных и математических наук в древности.
    • Написание сценария праздника, отбор материалов для выступлений, выбор участников, ведущего, исполнителей притчи.
    • Изготовление оформления праздника, подбор цитат, изготовление портретов учёных античного мира, пригласительных билетов.
    • Создание костюмов для участников учебно-познавательного альманаха.
  2. Основной этап – проведение праздника
    Участники праздника - учащиеся 6 классов (10 - 14 человек) - кружковцы:
    • ведущая (учащаяся -6 класса);
    • представители ионийского этапа;
    • представители афинского этапа;
    • представители александрийского этапа;
    • представители древнеримского этапа;
    • исполнители притчи об учениках Евклида.
    Зрители: учащиеся 5, 6 классов, учителя школы, классные руководители, администрация.

Оформление праздника:

Оборудование: магнитная доска, магниты, магнитофон, аудиозаписи.

Место проведения праздника: учебный кабинет или актовый зал.

План проведения праздника:

  1. Вступительное слово ведущего о развитии науки в античном мире.
  2. Рассказ о развитии науки во время ионийского этапа античности.
  3. Викторина «Великие имена и научные идеи ионийского этапа».
  4. Слово ведущего: общая характеристика афинского этапа.
  5. Рассказ о развитии науки во время афинского этапа античного мира.
  6. Викторина «Великие имена и научные идеи афинского этапа».
  7. Слово ведущего: общая характеристика александрийского этапа.
  8. Инсценированная притча об учениках Евклида.
  9. Рассказ о развитии науки во время александрийского этапа античного мира.
  10. Викторина «Великие имена и научные идеи александрийского этапа».
  11. Слово ведущего: общая характеристика древнеримского этапа.
  12. Рассказ о развитии науки в период древнеримского этапа.
  13. Викторина «Великие имена и идеи древнеримского этапа».
  14. Заключительное слово ведущего.
  15. Награждение победителей викторин, участников праздника.
  16. Фотосессия.

Заключительный этап праздника:

Ход праздника

I. Эпоха мифологии

Ведущий: Рассматривая науку как часть духовной культуры, можно заметить, что на протяжении всей истории человечества та или иная форма постижения бытия в различные периоды являлась преобладающей. С начала появления духовной культуры ведущей формой постижения бытия была мифология. Знания человека о природе были на таком уровне, когда все сущее могло объясниться только вымыслами, фантазиями, в общем, говоря мифами.
Исторический период, в котором преобладала мифология как способ постижения бытия, может быть назван эпохой мифологии.

Первый участник: Древнейшей наукой следует признать астрономию, возникшую из необходимости измерять время и составлять календари. Измерение времени естественным образом связывалось с периодическими явлениями природы – сменой дня и ночи, лунными затмениями и другими. Наблюдение за природными явлениями было необходимо для мореплавания, которое невозможно без ориентации по звездам.
Наблюдая за движением небесных светил и затмением Луны, египтяне создали календарь.
Шумерские астрономы использовали символы, обозначающие 12 зодиакальных созвездий. У вавилонян Солнцу, Луне и пяти известным в то время планетам соответствовали чтимые ими божества.
Представления древних людей о Земле были разными. (показ плакатов с изображением Земли в представлении древних людей)

Вступительное слово ведущего о развитии науки в античном мире.

Ведущий: Эпоха мифологии плавно перетекает в эпоху философии, совпадающей по временным рамкам с античностью. Именно в античном мире наука зародилась как самостоятельная часть духовной культуры.

Рассказ о развитии науки во время ионийского этапа античности.

II. Ионийский этап.

Второй участник: Фалес.
Основатель Милетской школы. Сумел предсказать солнечное затмение в 585 г. до н. э. В Ионии, считал, что Луна светит не собственным светом, а отраженным излучением. Фалес указал на полярную звезду (указывающую всегда на север) и созвездия, важные для мореплавания. Он считал, что Земля – остров, плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого вращаются три небесные сферы (солнечная, лунная, звездная).
Вода по Фалесу, является началом всего сущего. Из воды образовались земля, воздух и живые существа.

Гераклит.
Его сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Из огня произошли мир в целом, все вещи и даже человеческие души. Под огнем Гераклит понимал не обычное пламя, а вечно существующий космос, который не создан Богом, а существует всегда. Вещи возникают из огня не произвольно, а соответствии с необходимостью. Жизнь природы – непрерывное движение огня. «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото товары и на товары золото».

Третий участник: Анаксимен.
По его учению все сущее происходит из воздуха и обратно возвращается в воздух. Воздух бесконечен и вечен. Сгущаясь, воздух образует облака, воду и землю. Разрежаясь, воздух превращается в огонь. Человеческая душа состоит из воздуха. Анаксимен считал, что звезды дальше планет, состоят из огня, но мы не ощущаем его тепла из-за большого удаления от звезд.

Анаксимандр.
Анаксимандр был учеником Фалеса. Он автор первого научного сочинения «О природе». Анаксимандр считал первоначалом не воду, как Фалес, а неопределенное вещество – туманную массу, из которой все произошло. Он считал развитие живого мира эволюционным процессом. Человек в результате эволюции произошел от рыбы, считал Анаксимандр. Идеи об устройстве Вселенной близки к идеям Фалеса: Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные кольца – солнечное, лунное, звездное, однако Земля по Анаксимандру не на что не опирается в мировом пространстве.
Анаксимандр создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек.

Четвертый участник: Пифагор. (Приложение 1)
Пифагор и его ученики считали, что мир состоит из пяти элементом (стихий): земли, воздуха, огня, воды и эфира. Им принадлежит мнение о том, что Земля имеет форму шара. Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении шарообразной Земли вокруг Солнца, но эта гипотеза осталась без внимания.
Сам Пифагор в астрономии создал первую модель Вселенной: она состоит из нескольких концентрических сфер. Внутренняя из них - это Земля, а самая внешняя усеяна звездами. Между этими сферами вращаются семь прозрачных сфер, на которых укреплены светила: Солнце, Луна и пять планет.

Эмпедокл.
Полагал, что все в мире состоит из сочетания четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. Источником развития Эмпедокл считал, противоположные силы: «любовь и вражду» Эти силы действуют на стихии, смешивают их и вновь отдаляют. Важное историческое значение имеет высказанная Эмпедоклом догадка об изменении живых существ в результате естественного отбора (преимущественное выживание наиболее приспособленных организмов и гибель наименее приспособленных).

Викторина «Великие имена и научные идеи ионийского этапа».(Приложение 2)

Слово ведущего: общая характеристика афинского этапа.

Ведущий: Афинский этап охватывает 480-330 гг. до н.э., от окончания персидских войн до подчинения Александром Македонским греческих городов. В этот период возвышаются Афины – город-империя. В Афинский этап окончательно выделились две линии античной философии. Первую из них представляет великая троица античных философов: Сократ, Платон, Аристотель. Вторую – Демокрит и Левкипп.

Рассказ о развитии науки во время афинского этапа античного мира.

III. Афинский этап.

Пятый участник: Платон.
Термин «астрономия» (порядок звезд) Платон заменил термином «астрология» (рассуждения о звездах). Он придавал божественное значение звездам, Солнцу, Луне, планетам. Мировоззрение Платона оказало большое значение на становление естественных наук. Космос, как считал Платон, появился в результате акта божественного творения. Космос имеет семь небесных кругов, соответствующих известным тогда пяти планетам, Солнцу и Луне, которые движутся вокруг шарообразной Земли.

Шестой участник: Аристотель.
Аристотель предложил свою модель Вселенной. В центре Вселенной, по его мнению, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, - это двигатель Вселенной.
Огромен вклад Аристотеля в биологию. Он первым попытался навести научный порядок в живой природе, описав царство животных и создав их первую классификацию.
Рассмотрев более 800 видов животных, он был поражен разнообразием их тел и органов. Аристотель разделил всех животных на две группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он разделил на яйцекладущих и живородящих. Человека Аристотель разместил на почетном месте – во главе животных с кровью.
Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарождается сама собой, причем даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникнуть из морского ила.

Пятый участник: Демокрит.
Демокрит полагал, что материальную основу Вселенной составляют атомы – мельчайшие неделимые частицы. Атомы вечны и Вселенная, состоящая из атомов и пустоты, тоже вечна. Все предметы образуются из атомов и их сочетаний, как из букв слова.

Викторина «Великие имена и научные идеи афинского этапа». (Приложение 2)

Слово ведущего: общая характеристика александрийского этапа.

Ведущий: Считается, что третий этап развития античной науки, называемый также эллинистическим, начался с подчинения Александром Македонским греческих полисов. Научным центром становится новая столица Египта – Александрия. За рамками границ империи последовало оживление торговли, развитие ремесел, транспорта. В техническом совершенствовании нуждались производственная и военная сферы. Впервые «заказчиками» в проведении научных исследований становятся военные. Наибольший вклад эллинистический век внес в матеамтику и механику, в развитие писменности.
С Александрийским этапом античной науки связаны прежде всего имена Евклида, Архимеда, Эпикура.

Инсценированная притча об учениках Евклида.(Приложение 3)

Рассказ о развитии науки во время александрийского этапа античного мира.

IV. Александрийский (Эллинистический) этап.

Седьмой участник: Архимед. (Приложение 4)
Архимед увлекался самой трудной проблемой тогдашней астрономии: выяснением истинной формы орбит и режимом движения планет по орбитам. Он построил механическую модель Солнечной системы из катящихся друг по другу шестерен. Это был первый в истории прибор, позднее названный – астролябией (изображение астролябии). С ее помощью Архимед измерял отклонения истинного движения планет от их движений, рассчитанных по системе Евдокса.

Восьмой участник: Эпикур.
Эпикур возрождает идею Демокрита о том, что все образовано из атомов. Атомы находятся в непрерывном движении, образуют все сущее. Так возникла Земля, затем от нее отделилось небо, Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и растительный мир, а также человек. Эпикур не находил места божественному началу земной жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие «эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник».

Викторина «Великие имена и научные идеи александрийского этапа».(Приложение 2)

Слово ведущего: общая характеристика древнеримского этапа.

Ведущий: Древнеримским этапом завершается античный период развития естествознания. Античная цивилизация была обречена, но умирала долго и вместе с ней умирала и наука. Римская империя распалась на две части: западную и восточную. Западная Римская империя распалась после свержения императора – Ромула Августула. Восточная Римская империя, называемая Византией, существовала еще около тысячи лет.
Успехи естествознания в древнеримский период связаны прежде всего с именами Тита Лукреция Кара и Клавдия Птолемея.

Рассказ о развитии науки в период древнеримского этапа.

V. Древнеримский этап.

Девятый участник: Птолемей.
Обобщив работы древнегреческих астрономов, он создает свою систему мира.
В центре Вселенной Птолемей поместил шарообразную, неподвижную Землю, вокруг которой движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «Сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Система Птолемея была очень громоздкой, но позволяла достаточно точно вычислить положение планет и признавалась наукой в течение более 13 веков. В своем сочинении Птолемей приводит каталог более 1000 звезд, разделенных на классы по видимому блеску и цвету.

Викторина «Великие имена и идеи древнеримского этапа». (Приложение 2)

Заключительное слово ведущего.

Ведущий: Подведем некоторые итоги, характеризующие науку античности.

Список литературы

  1. В. А. Соломатин. История науки / Учебное пособие. - М., 2003 г.
  2. Энциклопедия / Аванта+ «Математика» - том 11 – 1998 г.
  3. Энциклопедия / Аванта+, «Астрономия» - том 8 - 1997 г.
  4. Энциклопедия / Аванта+, «Физика»- том 16 - 2000г.
  5. О. Д. Ушакова. Мудрые мысли мудрых людей / Справочник школьника. СПб.: издательский дом «ЛИТЕРА» 2006 г.
  6. И. Н. Комарова, А. П. Кондрашов. Великие мысли великих людей.  Издательство Рипол-классик. 2003 г.
  7. Школьная энциклопедия. История древнего мира / под редакцией А. О. Чубарьян М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003 г.
  8. Школьная энциклопедия. История средних веков / под редакцией А. О. Чубарьян М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003 г.
  9. Л. Е. Лавренова. Афоризмы мыслителей XIX века. СПб.: «Паритет», 2005 г.

Приложение 5

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
Русский язык, 3-й класс. Правописание парных звонких и глухих согласных. Программа Занкова Л.В.
Познание 21 век - все об образовании и школах

Русский язык, 3-й класс. Правописание парных звонких и глухих согласных. Программа Занкова Л.В.


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели:

Ход урока

  1. Орг. момент.

Урок русского языка. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать слова, грамотно писать, поговорим о крае, в котором мы живем.

  1. Актуализация знаний.

-Какое время года сейчас? Зимой падают, кружатся снежинки. Они не простые, а с заданиями. адо выполнить задания и как можно больше собрать снежинок.

  1. Снежинка упала на ладонь. На ней написано “ Наш край”

- Как называется край, в котором мы живём? (Мурманская область, Заполярье, Кольский полуостров, Крайний Север).
- Какое название самое поэтичное?

  1. Ещё одна снежинка. Задание “ Вставь букву”.

- Прочитайте слова.

со... ки
сугро...
сне...ки
полю...
холо...
куропа...ка
трясогу...ка

- Сравните. Что общего?
- Назовите парные согласные (б- п, в- ф, г-к, д –т, ж –ш, з –с)
- Покажите пропущенные буквы в словах. (У детей карточки с буквами, обозначающими парные согласные звуки.) Самопроверка.

- Почему допускали ошибки?
- Что надо делать, чтобы писать слова без ошибок?
- Как проверить парную согласную?

  1. Постановка темы и цели урока.

Предположите тему урока. Правописание парных звонких и глухих согласных. Будем учиться писать слова с парными согласными в середине и в конце слова.

  1. Изучение нового материала.

Продолжим работу со словами.

-Разделите слова на две группы. (1 группа – согласный в середине слова, 2 группа - в конце слова.)

Парная работа по карточкам, на которых записаны слова с доски (деление на группы, соединяют стрелками синий круг со словами, в которых парный в середине слова [сопки, снежки, куропатка, трясогузка], зелёный круг со словами, в которых согласный в конце [сугроб, полюс, холод]).

Проверка у доски. (Учащиеся выходят к доске, соединяют стрелкой слово и круг.)

-Кто такая трясогузка? Почему её так назвали?

  1. Снежинка с заданием. Найдите “ лишние” слова. Докажите.

Клюквенный морс, Заполярье, близкие заморозки, ледокол, воет ветер, редкие деревья.

(“Лишние” слова: Заполярье - имя собственное, ледокол – сложное слово, воет ветер – это главные члены предложения.)

- Край наш северный и климат здесь суровый. Назовите природные зоны нашего края. (Тундра и лесотундра). В тундре не растут деревья.

  1. Снежинка с заданием. “ Спишите, вставьте пропущенные буквы”.

Карликовая бере..ка, полярная ива – это кустарники. Когда цветёт верес.., то тундра хорошеет. Летом тундра украшена зеленью переле..ков, голубыми блю..цами озёр.

(Взаимопроверка, ученики “цепочкой” выходят к доске и записывают пропущенные буквы.)

  1. Закрепление
  1. Упала снежинка с заданием “Узнай ягоду”.

Загадка.

Пока было в коже
Не было гоже;
Вылезло из кожи-
Стало всем гоже. (Морошка)

Физминутка

- Игра. Услышите слово с парной согласной, хлопните в ладоши.

По морошку, по морозцу
К заповедному болотцу,
Где на солнышке последнем,
Ещё теплом, ещё летнем
За сторожкой на болотце
Вся морошка в позолотце!

  1. Снежинка, а на ней написано “Город, в котором ты живешь”

знаменитый
Апатиты
заполярный
город

(Дети составляют предложение с помощью карточек, один у доски)

  1. Снежинка с заданием “ Запомни стихотворение”.

Письмо по памяти
А может, просто –
Это Север,
Насквозь промёрзшая земля... (В. Смирнов)

Проверка.

  1. Самостоятельная работа.

Выберите задание, которое вам хотелось бы выполнить. (Дети выполняют задание на карточках.)

листопад
тропка
близко
залив

Карликовые заро...ли, саамские ска...ки, белый сне..., кре...кие морозы.

Среди ретких берёс прячются в трове крепкие боровики. Почва на болоте тобкая и зыпкая.

Проверка, 1 уровень с учителем, 2 уровень - самостоятельно по карточке, 3 уровень – ученик исправляет ошибки на доске.

  1. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке? Что было открытием?

Д/з: Подберите и запишите 10-12 слов с парной согласной.

-Посмотрите, сколько снежинок мы собрали. Для чего мы можем их использовать? (Для украшения класса к Новому году.)

Литература:

  1. Благова Н.Г., Бычкова О.И. “ Краеведение на уроках русского языка”, дидактический материал для учащихся 5-9 классов// Мурманск. Научно- методический центр, 1993 г.
  2. Засухина О.Н., Киселёва Т.А. “ Моё Заполярье”. Учебное пособие для обучающихся 2- 4 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области.//Мурманск: МОИПКРО, 2000г.
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru