Разработка урока по технологии с использованием ИКТ
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Разработка урока по технологии с использованием ИКТ

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
  • сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.

Актуальность: развитие творческих способностей на уроках технологии по теме “Вышивание шелковыми лентами” обусловлена тем, что в условиях перехода к новой образовательной системе все же начинают складываться предпосылки для большего распространения и развития личностно ориентированного подхода в образовании.

Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используется компьютерная презентация, составленная по материалам урока. Презентация позволила повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.

Концепция: современный учитель предлагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей. Школьный урок – это место воплощения педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.

Тема: “Вышивание шелковыми лентами” “урок – презентация”- сопровождает лекцию учителя видеорядом который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми схемами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На таких уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили урок, могут ознакомиться с темой пропущенного урока самостоятельно.

Урок комбинированный- представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. В обучении технологии используется операционно – предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Результативность таких уроков:

  • положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения вышивки лентами с помощью презентации, выполненной в Power Point;
  • Научить технике выполнения различных швов.

Задачи урока:

  • Развивающая: развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
  • Обучающая: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
  • Воспитывающая: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, набор тканей, игл, лент, презентация темы.
  • Дидактическое обеспечение: технологические карты, образцы вышивок выполненные учащимися, журналы.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Правила техники безопасности в кабинете технологии.
  2. Объявление темы урока. (На доске написана тема урока).
  3. Изложение целей урока.
  4. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Объяснение нового материала. (Презентация)

Слайд 1,2. Тема урока.

Не во сне, а наяву
В страну цветов вас поведу.
И пусть, чтоб нам всегда везло,
Поможет наше ремесло –
И будет каждый наш стежок
К удаче жизненной шажок

Слайд 2, 3 “Силк риббон” - тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая особенный объемный эффект.

Из истории. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли “летящие платья” с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи, затем в Америку, где быстро завоевал популярность.

Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпках.

После Второй мировой войны интерес ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.

Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшее годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

Слайд 5. На таких ткацких станках в наше время производят метражную тесьму.

Слайд 6. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ ЛЕНТАМИ.

Слайд 7. ЛЕНТЫ. В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время лент выделяют две основные группы: ленты, которые можно стирать, и декоративные ленты.

Существует несколько видов отделочных лент:

  • вуальная лента бывает с набойкой, гладкой или со вставкой по центру из атласа, атласная ленты бывают гладкими, сборчатыми или плиссированными,
  • кружевные ленты, украшенные бусинками или присборенные, применяются в вышивках или для отделки вещей в особо торжественных случаях,
  • декоративные ленты используются только для отделки,
  • шелковые ленты их можно использовать для вышивки по любому виду ткани,
  • ленты и тесьма из органзы используются в вышивках для создания объемности и прозрачности.

Слайд 8. ИГЛЫ. В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а продырявленными колючками или рыбьими косточками. С тех пор иглы сильно изменились, для вышивания применяются разные иглы: тонкие - для легких тканей и толстые - для плотных.

При шитье шелковой лентой используются острые иглы. Ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту.

Для лент шириной 7, 9, 12мм. подбирают иглы №18 – 22, для ленты в 3мм. рекомендуется № 24. Иглы для шелковых лент (цыганские иглы).

Слайд 9. ТКАНИ. Для вышивки шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани.

  • ХЛОПКОВЫЕ ТКАНИ: рогожка, батист, плис (хлопчатобумажный бархат), муслин (кисея), сатин (хлопчатобумажный атлас).
  • ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ: суровое полотно,тонкое полотно, грубая холстина, льняная ткань с однородной основой.
  • ШЕЛКОВЫЕ ТКАНИ: шифон, чесуча, шелковый тюль.
  • ШЕРСТЯНЫЕ ТКАНИ: креп, твид, джерси.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.

Слайд 10. КАК ЗАПРАВЛЯТЬ ТКАНЬ В ПЯЛЬЦЫ. Обручи, из которых состоят пяльцы, предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков. Положите ткань на маленький обруч и наложите сверху второй обруч. Завинтите винт до тех пор, пока ткань не натянется. Не подтягивайте ткань после того как затянете большой обруч.

Слайд 11. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВАНИЯ ЛЕНТАМИ. Итак, всего несколько стежков. Несколько шагов до мастерства. Давайте сделаем их вместе!

Слайд 12. С ЧЕГО НАЧАТЬ. Чтобы начать работу возьмите ленту длиной 50см. Вставьте ее в иголку, подогните кончик на несколько мм. И вколите иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завяжите узелок. Такой узел называется плоским узелком. В отличие от традиционного, не увеличивает толщину вышивки.

КАК ЗАКРЕПЛЯТЬ ШОВ. Чтобы закрепить ленту, после того как завершили работу, выведите ее на изнанку и очень осторожно, сделав небольшую петельку, проведите иголку под стежками вышивки. Придерживая пальцами подтяните ленту. Обрежьте ленту в нескольких мм. от последнего стежка.

Слайд 13. СТЕБЕЛЬЧАТЫЙ ШОВ. Протяните иголку налицо и движением снизу вверх сделайте стежок, при этом иголка должна быть наклонена, а лента хорошо прилегать к ткани. Затем введите иголку на изнанку. Вновь выведите иголку на лицевую сторону посередине предыдущего стежка, удерживая угол наклона иголки, продолжайте вышивать.

ТАМБУРНЫЙ ШОВ. Протяните иголку с лентой с изнанки на лицевую сторону ткани и введите ее приблизительно в то же место, откуда она вышла на лицо. Сделайте с изнанки прокол на длину стежка около верхней точке образовавшейся петельки. Потяните ленту и вместе с нею петельку. Теперь сделайте вторую так же, как первую.

Слайд 14. УЗОР “РОЗА”. Вышейте основу цветка нитками мулине в тон ленты. Сделав традиционный узелок, протащите иголку налицо и выполните стежок. Вышейте нитками мулине в два сложения в тон ленты звезду с пятью лучами. Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке. От этой подготовительной работы зависит прочность розочки. Теперь возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды. Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй. Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.

Слайд 15. ШОВ “УЗЕЛКИ”. Протяните иголку с лентой, натягивая ее другой рукой, на лицевую сторону работы. Два раза перевейте иголку лентой. Продолжая удерживать ленту, распределите витки так, чтобы они не перекрывали друг друга. Затем воткните иголку в ткань, желательно в то же место, откуда она вышла. Все время придерживайте ленту пальцами, чтобы при протаскивании на ней не образовались узелки. Протяните иголку и ленту через ранее сделанные завитки. Вышивая, закрепляйте каждый узелок по отдельности.

Слайд 16. ШОВ “ПЕТЕЛЬКА С ГЛАЗКОМ” Протяните ленту на лицевую сторону, придерживая ее, чтобы она не свернулась, указательным и большим пальцем. Вернитесь на изнаночную сторону работы. Расправьте иголкой образовавшуюся петельку. Протащите иголку налицо и продолжайте “разбрасывать” по ткани петельки одинаковых размеров. Иглу с лентой другого цвета с изнанки протяните в центр петельки, а затем прижмите ленту большим пальцем. Сделайте “глазок” швом “узелки”.

Слайд 17. ШОВ “ПЕТЕЛЬКИ С ПРИКРЕПКОЙ” Протяните иголку налицо и воткните ее чуть дальше, образуя около кончика иглы петельку. Чуточку натяните ленту, вновь введите иголку в петельку и Легким стежком прикрепите ее к ткани.

Слайд 18. ШОВ “ВЫТЯНУТЫЙ СТЕЖОК С ЗАВИТКОМ” Протяните иголку налицо. Помогая себе большим пальцем, прижмите ленту к ткани и потяните ее на себя. Подобрав нужный для определенного лепестка размер, введите иголку в центр ленты. Проколов ленту и ткань, вытащите иголку на изнанку. Натяните ленту очень осторожно и медленно до тех пор, пока не образуется углубление. Таким образом, формируется лепесток.

Если вы поспешите, то получится некачественный стежок. Чтобы стежок получился воздушным, затягивайте ленту постепенно, пока на ее конце не образуется маленький завиток. Сделайте остальные лепестки.

Слайд 19. ШОВ “ВЫТЯНУТЫЕ СТЕЖКИ” Протяните иголку на лицевую сторону работы, сделав вытянутый (вертикальный) стежок, и вернитесь на изнанку. Затем протащите иголку вверх налево и воткните ее в ткань внизу справа. Это начало листочка. Вытащите иголку из ткани справа и вновь воткните ее ниже в центре, точно под вытянутым стежком. Продолжайте вышивать, спускаясь вниз и укладывая стежки налево и направо. Еще одним вертикальным, вытянутым стежком сделайте черешок листочка.

Слайд 20. ШОВ “СТЯНУТАЯ ПО ЦЕНТРУ НАМЕТКА” Проложите по центру ленты наметку. Протяните нитку, чтобы на ленте образовались сборки. Сделайте из ленты круг и сшейте края легкими стежками. Маленькими стежками прикрепите розочки к ткани. Заканчивая работу, вышейте центр цветка швом “узелки”.

Слайд 21. ШОВ “НАМЕТКА ЗИГЗАГОМ” На ленте нарисуйте карандашом зигзаг. По нарисованным линиям проложите ниткой в цвет ленты наметку швом “вперед иголку”. Немного, чтобы образовались лепестки, стяните ленту. Сделайте колечко и сшейте его легкими стежками. Такими же стежками прикрепите получившийся цветочек к ткани. В центре цветочка швом “узелки” сделайте тычинки и пестики.

Слайд 22. ШОВ “ПЕТЕЛЬКИ ПО КРУГУ” Протяните иголку на лицо, воткните рядом с точкой, откуда она вышла. И вытащите на изнанку. Получилась петелька. Чтобы придать петельке округлость, вставьте в нее карандаш. Вновь вытащите иголку на лицо и продолжайте вышивать. Когда первая петелька будет готова, закрепите ее булавкой. Продолжайте, двигаясь по кругу и закрепляя все петельки булавками. Сделайте пять лепестков, закрепите ленту. А затем заполните центр цветка, используя шов “узелки” или бусинки. Теперь можно убрать булавки, и цветок готов.

Слайд 23. ШОВ “ПОЛУПЕТЕЛЬКИ С ПРИКРЕПКОЙ ЗИГЗАГОМ” Протяните ленту налицо в верхней части работы и сделайте длинный стежок полупетельку. Протащите сквозь ткань иголку с лентой в центре полупетельки, сделайте прикрепку и подтяните ленту. Продолжайте вышивать таким образом, поочередно располагая полупетельки то справа, то слева.

Слайд 24. ШОВ “ПЕРЕКРУЧЕННЫЙ СТЕЖОК С УЗЕЛКОМ” Протяните иголку на лицевую сторону работы. Помогая себе другой рукой, натяните и перекрутите ленту. Намотайте, как в шве “узелки”, ленту вокруг кончика иголки. Воткните иголку в ткань, регулируя левой рукой натяжение ленты, чтобы во время протаскивания иголки через ткань не образовались другие узелки, которые будет трудно распутать. Потом вновь воткните иголку в ткань с изнанки.

Слайд 25. ШОВ “СЕТКА” Протяните иголку с лентой на лицевую сторону ткани и сделайте несколько плоских стежков нужной вам длины. Заполнив определенную поверхность, протащите иголку на изнанку и закрепите ленту. Протяните иголку с лентой другого цвета налицо и проведите ее под стежками так, чтобы получилась сеточка. Передвигая иголку в горизонтальном направлении, один раз проведите ее под, а другой – над вертикальным стежком. Вернитесь на лицевую сторону и продолжайте работу, пока у вас не получится закрепленная на ткани плетенка.

Слайд 26. “ОБЪЕМНЫЕ РОЗЫ” Согните конец ленты, оставив примерно два сантиметра, чтобы за этот кусочек можно было держаться. Несколько раз сверните сдвоенную ленту, сделав трубочку. Сильно не натягивая ленту, воткните иглу с однотонной ниткой. Начинайте иголкой с ниткой закреплять центральную часть. Сложите ленту по направлению к внутренней части углом и намотайте ее. Сделав полный круг, закрепите его ниткой. Прежде чем делать новую складку. Немного ослабьте ленту. Помните, прямой угол должен образовываться всегда по направлению к внутренней части. Еще раз обмотайте ленту, сильно ее натягивая, и закрепите все нитками. Продолжайте таким образом, пока не получите розу нужной величины.

Слайд 27. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От творения наших рук
Возникла зависть у подруг,
Но это им простительно,
Мы вышиваем - изумительно.

Слайд 28, 29, 30. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧЕНИЦ.

Слайд 31-49. БАНК ОБРАЗЦОВ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ.

Слайд 50. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Выполнение образцов вышивки лентами на ткани, закрепление нового материала.
  2. Ответы на возникшие вопросы.
  3. Домашнее задание:
  • ткань 30*40см.,
  • атласные ленты,
  • игла,
  • пяльцы,
  • нитки в цвет лент,
  • нитки для изготовления “Мешочка для трав”.

Слайд 51. ЛИТЕРАТУРА.

  1. Вышивка шелковыми лентами. Москва “АСТ-ПРЕСС” 2001г.
  2. Журнал “Чудесные мгновения”, Москва, "Роспечать" № 1–12, 2005.
  3. Энциклопедия семейной жизни. Том III г. Донецк “Отечество” 1991г
  4. Учись рисовать В.И. Коморскийг. Москва “Дрофа” 2000г
  5. Искусство вышивания г. Москва “Просвещение” 2000г
  6. Узоры русского серебряного века. М. Сафронова. г. С.Петербург 1994г
  7. Декоративное вышивание по ткани Т.Н.Андрианова г. С.Петербург 2005г
  8. Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками Элен Эрикссон М. “ Альбом”

Презентация

Приложение (технологические карты) можно взять у автора

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru