Литературно-музыкальная композиция "Замоскворечье"

Цель: способствовать изучению истории столицы нашей Родины – города Москвы, традиций, обычаев русского народа, формированию толерантной творческой личности учащихся школы.

Оформление: русские народные костюмы (сарафаны, рубашки), лотки с товаром (яблоки, семечки, блины и т.д.), рисунок керогаза, презентация “Замоскворечье”, песня о Москве “Хорошо на московском просторе” (музыка – Т.Хренников, слова – В.Гусев), русская народная песня “Коробейники”.

Ход литературно-музыкальной композиции.

На сцене 2 ведущих (мальчик и девочка) и другие участники.

Ведущий 1-й читает стихи о Москве.

Москва
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!
Федор Глинка

Дети хором исполняют песню о Москве.

Песня о Москве. “Хорошо на московском просторе”. Музыка: Т.Хренников Слова: В.Гусев

Хорошо на московском просторе,
Светят звезды Кремля в синеве.
И, как реки встречаются в море,
Так встречаются люди в Москве.
Нас веселой толпой окружила,
Подсказала простые слова,
Познакомила нас, подружила
В этот радостный день всех Москва.

Припев:

И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я траве,
Мы Москву никогда не забудем:
Краше города нет на Земле.

Ведущий 2-й: Миллионы людей со всех концов Земли приезжают в Москву, чтобы увидеть столицу России, познакомиться с ее достопримечательностями, пройти по ее улицам и площадям. Сегодня мы совершим путешествие по улицам Древнего Замоскворечья. От Красной площади через Замоскворецкий мост мы оказываемся в Замоскворечье.

Рисунок №1 “Замоскворецкий мост”.

Это одна из девяти заповедных зон столицы, уникальных уголков Москвы, где сохранено все то ценное, что дошло до нас из глубины веков:

Дети поочереди рассказывают из истории Замоскворечья, иллюстрируя свой рассказ слайдами презентации.

Ученик 1-й: Огромная часть Москвы, расположенная на правом берегу Москвы-реки, напротив Кремля исстари зовется Замоскворечьем. Несмотря на то, что Замоскворечье часто подвергалось наводнениям, оно начало рано заселяться.

Ученик 2-й: Первые упоминания в летописи XIV века характеризуют его как густонаселенный торгово-ремесленный посад. На низменных песчаных берегах Москвы располагались торги.

Ученик 3-й: Замоскворечье прикрывало Кремль от набегов татарских орд с юга. В начале XVII века здесь было сосредоточено около 50 тысяч стрельцов.

Ученик 4-й: Здесь в свое время образовывались слободы, связанные с обслуживанием царского двора, например, кадашевцы поставляли ко двору холст и полотно. Отсюда название – Кадашевская набережная. Здесь были слободы царских монетчиков, огородников, садовников, толмачей (усатых переводчиков), оставивших след в названиях улиц и переулков Замоскворечья: Толмачевский переулок, Старый монетный переулок и другие.

Ученик 5-й: Другой слой населения Замоскворечья составляли посадские люди, торговцы. В 17 веке Замоскворечье было излюбленном местом поселения купцов.

Ученик 6-й: И третий слой населения Замоскворечья – военные люди. В начале 16 века здесь поселились стрельцы. Стрелецких слобод в Замосковречье было так много, что эта часть Москвы долгое время называлась Стрелецкой слободой Здесь же располагались и казачьи слободы. Татарские улицы и переулки свидетельствуют о существовании в Замостворечье Татарской слободы.

Ведущий 2-й: На улицах Замоскворечья то и дело были слышны выкрики и прибаутки уличных торговцев и ремесленников:

Ученик 7-й:

Кому яблоки продам?!
Кому дешево отдам?!
Грушевые! Ананас!
Купи, дочка про запас!

(У каждого участника в руках плоская коробка с товаром, о котором идет речь).

Рисунок 2.

Ученик 8-й: Семечки, сладости были самыми любимыми товарами: всегда брались быстро. Семечками торговали старушки, девочки.

Есть семечки жареные!
Кому семечки?!
Всем, всем продам!
И всем сдачи дам!
Стакан – гривенник цена,
Накладываю всем сполна,
Покупай, не ленись!

Ведущий 1-й: Самыми типичными представителями улиц были селедочники и булочники. Селедочники на своих головах таскали небольшие бочонки с селедками.

Ученик 9-й:

Селедка, селедка!
Копченая селедка!
Давай, давай,
Да любую выбирай!

Ведущий 2-й: Пирожник, булочник всегда ходили со своим глубоким лотком, пропитанным маслом и с белой покрышкой:

Ученик 10-й:

Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу с жару -
Гривенник за пару!
Давай – Наскакивай!

Ведущий 1-й: С кадушкой теста и с горящим возле нее примусом сидела блинница, которая при вас печет блины и приговаривает:

Ученик 11-й:

Вот блины - блиночки!
Кушайте, милые дочки!

Ведущий 2-й: Туалетное мыло имело и своих торговцев, которые варили его домашним способом:

Ученик 12-й:

Кому мыльце –
Умыть рыльце?!
Вот оно, вот оно!

Ведущий 1-й: В праздничные дни были слышны московские прибаутки зазывал:

Ученик 13-й: Дед-зазывала.

Эх-ва,
Для ваших карманов
Столько понастроено балаганов,
Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись.
У кого же в кармане грош да прореха,
Тому не до смеха…
Есть же такие чудаки,
А прозывают их – бедняки,
Где им до богатых.
Коли ходят в заплатах,
А на ноги туфли,
Чтоб ноги не пухли!
Так-то.
Ну, веселись – шевелись,
У кого деньги завелись!
Господам купцам, молодцам - мое почтение!
Купчихи краснощекие – всем вам мои поклоны глубокие!

Дети исполняют пляску “Коробейники” Рисунок 3,4.

 

Рисунок 3.  Рисунок 4.

О современном Замоскворечье.

Ведущий 2-й: Об этих давних временах напоминает сегодня почти неизменившаяся планировка замоскворецких улиц и переулков да их названия, идущие от стрелецких и ремесленных слобод XVI-XVII веков. Это Дубининская улица, Стремянный переулок, Большая Ордынка, Кадашевская набережная и другие.

Главные улицы Замоскворечья:

Рисунок 5. Большая Ордынка

Здесь проходила дорога в золотую орду. Справа от нее вьются переулки древней Кадашевской слободы (1-й, 2-й, 3-й).

Рисунок 6 “Большая Полянка"”

Ведущий 1-й: Большая Полянка. Земельные участки стрелецких слобод скупали разбогатевшие купцы. Большая Полянка во многом сохранила старую планировку и застройку.

Памятники архитектуры:

Ведущий 2-й: Короткая прогулка по улицам Замоскворечья показала, как росла Москва, как переплелись на ее улицах черты старого и нового.

Москва – необыкновенный город. У нее своя душа, своя неповторимая жизнь, своя история.

Презентация

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока: "Сказки Г.-Х. Андерсена" :: Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Вальс о вальсе" :: Урок литературы "Русский национальный характер героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"". 6-й класс :: Урок-зачет по теме "Русские народные сказки". 5-й класс :: Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Александр Яшин "Спешите делать добро"" :: Гласс ( Glass ), 2019 :: Мебель/Мебель для дома/Тумбы/Прикроватные тумбы / Etg-Home / Тумба Leontina ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD