Урок ознакомления с окружающим миром, 4-й класс. Тема: "Водоемы Марийского края"

Цели:

обучающие:

  • формировать представления учащихся о водоёмах родного края,
  • раскрыть значение водоёмов в природе и в жизни человека,
  • научить различать водоёмы, повторить части рек;

развивающие:

  • развивать познавательную активность, внимание, память, умение рассуждать,
  • развивать умение самостоятельно получать информацию, работая с дополнительной литературой;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю,
  • стремление охранять природу.

Дидактические средства: карта республики Марий Эл, глобус, схема реки, кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к уроку, учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков 4 класс (часть 1), учебник «Мы изучаем природу» А.А. Пекпаев.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!

(Презентация, слайд 1)

Вопросы к кроссворду:

  1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (овраг)
  2. Место, где река берёт соё начало. (Исток)
  3. Нижняя часть горы, холма. (подошва)
  4. Есть у оврага, холма, горы. (склон)
  5. Самое тёплое море в России. (Чёрное)
  6. Форма поверхности. (холм)
  7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… ( зоны)

Ключевое слово кроссворда – водоёмы.

Сегодня мы будем говорить о водоёмах Марийского края.

Запишите тему урока в тетради.

2. Проверка домашнего задания: (актуализация знаний по теме урока)

Тему урока мы узнали сейчас,
Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

а) Беседа.

– Какова площадь республики Марий Эл? (23, 3 тыс. кв. км)

– Где она расположена? (На востоке Восточно-Европейской равнины)

– Какая равнина: плоская или холмистая? (Холмистая равнина)

– Найдите на карте Республики Марийско-Вятский увал и Марийскую низменность.

Расскажите о Марийско-Вятском увале.

(Рассказ ученика)

б) Индивидуальная работа на карточках

1. Замени предложение, одним словом:

– Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых _____.

– Углубление с пологими, заросшими растениями склонами _____.

– Возвышенность высотой от 200 до 500 метров _____.

– Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 м _____

– Углубление с крутыми осыпающимися склонами _____.

Заполни таблицу: (расскажи об оврагах, нужно ли бороться с оврагами? Почему?)

Сходства Различия
  овраг балка
   

в) Игра «Да, нет» (графический диктант). (Слайд 2)

Если вы согласны с моим утверждением – рисуем Ο

Если не согласны, то рисуем

– Формы земной поверхности – это равнины и горы.

– Возвышенность, высота которой более 1000 м, – холм.

– Терриконы – это горы, созданные природой.

– Старый, заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

– Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю. Привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

– Овраги и балки украшают поверхность нашего края. (+ - - + + -)

Меняемся работами с соседом по парте, проверяем. (Слайд 3) Ставим оценку.

Встаньте у кого 5, 4, 3.

3. Изучение новой темы: Актуализация знаний.

А) Отгадайте загадку.

Я и тучка, и туман,
Я – река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

– Каким цветом обозначена вода на карте?

Посмотрите на глобус. Чего больше на планете: суши или воды? (2/3 земной поверхности занимает вода)

Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и солёная)

Где вода солёная?

А какая вода в наших водоёмах?

Какие водоёмы вы знаете?

Какие водоёмы естественные, а какие искусственные? (Слайд 4)

ВОДОЁМЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
Река
Озеро
Море
Океан
Родник
Болото
             ИСКУССТВЕННЫЕ
канал
водохранилище
пруд

Озёра Марийского края.

Загадка:

Посреди поля лежит зеркало
Стекло голубое, рама зелёная.

– Сколько всего озёр на территории Марий Эл? (689) (Слайд 5)

Происхождение озёр. Рассказ учителя.

Большинство из них находятся на Марийской низменности.

В зависимости от происхождения они бывают:

  1. пойменные (образовавшиеся в долинах рек). По форме они узкие, вытянутые в длину. Берега низкие, часто заболоченные. Весной сильно затопляются талыми водами. Это такие озёра, как Ахмыловское, Мадарское, Трофимово и др.
  2. междюнные (образовались в низинах между холмами). Они не глубокие, но больше по размерам пойменных. Такие, как Таир, Сорочье, Большой Мартын и др.
  3. карстовые ( образовались от того, что верхний слой почвы провалился. Воронку от провала заполняют грунтовые воды. Так появились такие озёра, как Яльчик, Кичиер, Мушмари, и др. По форме они круглые или овальные, берега крутые и довольно глубокие.

– О самых известных озёрах нашего края нам подготовили рассказ…(доклад)

(происхождение озёр, Яльчик, Морской глаз, Кичиер, Маръер)

Реки Марийского края.

Загадка:

Летом бежит, зимой спит.
Весна настала, опять побежала.

– На берегу каких рек расположен наш посёлок?

Чем река отличается от озера?

Вспомните схему реки. Как называют то место, где река берёт своё начало? (Исток)

А место впадения реки в другую большую реку или море? (Устье)

Что ещё имеет река? (притоки, течёт по руслу, правый и левый берег) (Слайд 6)

Расскажите о наиболее известных реках республики. (Доклад) Слайд 7

Родники и болота Марийского края:

На территории Республики есть много родников с минеральной водой.

Например «Зелёный ключ» у подножия Кленовой горы.

Республика богата болотами:

Мартын, Маръерское, Сорочинское, Криуль, Куплонгское и др.

Они сохраняют воду, образуют торф, являются началом рек, домом для многих животных и растений, кладовая ягод: черники, брусники, голубики, клюквы.

В) Физкультминутка.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорей в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ. 

4. Обобщение и систематизация знаний.

Г) Работа по учебнику. По рядам в парах. Составление

С 155       1ряд       модели – схемы «Значение водоемов для человека и природы»,
С 155   2ряд   список « Что загрязняет водоёмы?»
С 156   3 ряд   памятки «Правила поведения у водоёмов»

Проверка (ответы учащихся и Слайды 8-10)

Стихотворение “Мой шар земной”

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вдохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

В тревоги рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги!
Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”

Только от нас и от наших действий зависит то, какими увидят эти прекрасные реки и озёра последующие поколения.

5. Закрепление изученного:

А) Игра «Названия водоёмов спрятались» Слайд 11

  в     ф   ю   о   н    к     р     и     у     л    ь    п 
о т а ы с и л е т ь ц ч
л к я л ь ч и к в ж т и
г о к м и и ш у к ш а н
а к ы е г е д о с л и к
н ш и м а р ъ е р у р е
п а х в ч с т о н л п у
р г л у х о е ю д м м я
т а б а ш и н с к о е р
м о р с к о й т г л а з

Б) Викторина:

  1. Верно ли утверждение, что наш край – это край озер и рек?
  2. В нашей республике есть реки, которые не замерзают?
  3. У озера два берега?
  4. Озеро впадает в реку?
  5. Волга – судоходная река?
  6. Как называется искусственный водоём для хранения и регулирования воды?
  7. Часть океана – большое пространство с горько-солёной водой.
  8. Естественный, замкнутый в берегах большой водоём.
  9. Искусственный водоём в естественном или выкопанном углублении.
  10. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.

(если время останется можно поиграть в игру «Слова»)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

– Что узнали нового на уроке? Что удивило вас?

– Что еще хотели бы узнать?

Если вы всё поняли, нарисуйте на полях тетради улыбающееся лицо.

Если было что–то непонятно, нарисуйте грустное лицо.

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ по учебнику А. Пекпаева «Мы изучаем природу»

1 ряд – 5-7 стр. «Сколько в республике рек?»

2 ряд – 7-8 «Какие бывают озёра?»

3 ряд – 9-10 «Зачем нужны болота?»

Узнай, какие водоёмы есть на территории нашего района, как человек их охраняет.

Придумай и нарисуй плакат об охране водоёмов (по желанию).

Читать еще:


Новые материалы:

Урок английского языка в 10–11-х классах базовой школы по теме "Любовь…" :: Урок-конференция (10-й класс) "Getting to know the USA" (Знакомство с Америкой) :: Использование элементов и технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка :: Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Мое любимое домашнее животное" для 3-х классов ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list4.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Урок-игра "Остров сокровиц" по английскому языку для младшего школьного возраста :: Институт Роузвуд ( The Institute ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул K201 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Что лучше для похудения аэробика или фитнес

...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как качать шею в домашних условиях

Как накачать шею в домашних условиях Тем, кто занимается самоусовершенствованием своей физической формы, кажется, что самое главное нарастить объемы бицепсов,...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD