Урок риторики в 4-м классе "Знаки вокруг нас"

Целеполагание для учащихся:

Целеполагание для учителя:

Оборудование: наборы карточек со знаками; классная доска, магнитная доска.

Место в системе обучения: 4 класс, 2 четверть, первый урок по теме «Знаки вокруг нас».

Система обучения: УМК «Школа 2000-2100», по учебнику «Детская риторика в рассказах и картинках» /Т.А. Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина/

Педагогическая технология: модульное обучение (на изучение темы отведено 4 часа, учитель запланировал 2 часа: первый – изучение нового, 2 – закрепление. Весь теоретический материал даётся на первом занятии.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Я многое хочу узнать,
Я хочу творить, искать!

- Ребята, вы готовы к уроку? Настраиваем себя на хорошую плодотворную работу. Ваша задача - постараться понять новую тему, запомнить её. Для этого необходимо активно и творчески работать на уроке.

II. Речевая разминка.

- Подготовим речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем уже знакомую нам разминку.

1) Упражнение “свеча”.

Вдох – через нос. Выдох – через рот.
Вдох – через нос. Резкие, короткие выдохи через рот.

Погаси свечу (короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу!)

2) Работа со стихотворением.

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Чтение с различной громкостью от шепота до крика, с различной интонацией (вопросительной, восклицательной и различным логическим ударением).

III. Проверка домашнего задания.

Молодцы, хорошо справились с разминкой. А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

Найдите в филворде главные понятия прошлой темы. /Запрет, строгий, мягкий/

в

р

о

л

н

С

м

З

А

П

Р

Е

Т

э

ж

л

е

ч

п

Р

ь

о

н

к

е

в

О

д

ф

а

ы

р

и

Г

ж

е

М

Я

Г

К

И

Й

л

с

ч

а

т

Й

з

Напомните, чем отличаются строгий и мягкий запреты, приведите примеры из домашнего задания.

Хотелось бы вам жить в стране, где нет ни каких запретов? Почему?

IV. Постановка проблемы.

Найдите в филворде буквы, выделенные жирным шрифтом. Составьте из них слово.

Знакомо ли вам это слово? Какие знаки вы знаете? Где с ними встречались, приведите пример и докажите наглядно(можно с помощью учебников).

(Дорожные знаки, запрещающие таблички, знаки на одежде, знаки препинания и математические знаки, буквы и даже цифры – это знаки.

По мере называния учащимися знаков, учитель вывешивает их на доску).

Каким важным умением должен владеть человек по отношению к знакам? /Должен уметь их понимать и читать/.

V. Риторический анализ.  

1) Проверим, умеете ли вы читать незнакомые знаки. Откройте учебник на стр.79, найдите задание №114. Что требуется сделать в задании?(Дети самостоятельно читают и выполняют задание). На выполнение – 1 минута.

Проверка выполнения.

Учитель показывает карточку со знаком, дети называют правильное объяснение. В конце проверки учитель показывает новый знак (утюг с двумя точками), дети, сопоставив полученные знания, должны догадаться, что данный знак обозначает. /Одежду можно гладить, установив регулятор утюга на среднее положение./

2) Перед вами дорожные знаки. Вспомните, какие они бывают по назначению? /Информационные, запрещающие, предупреждающие/.

Для чего они применяются? /Чтобы создать порядок на дороге, предупредить водителей и пешеходов об опасности, помочь найти правильное направление движения/.

Почему дорожные знаки так необходимы нам? /Потому что соблюдение правил охраняет нашу жизнь/.

3) Творческое задание по командам: придумать и нарисовать дорожные знаки для героев сказок: «Колобок»/Скорость движения Колобка ограничена…/, «Красная шапочка»/запрет: прохода по лесу нет. Волки!/, «Золушка» /место для стоянки карет/

Не забудьте учесть форму дорожного знака и цвет его окантовки с назначением.

Защитите-представьте свой знак.

VI. Новое риторическое знание.

Как вы думаете, можно ли классифицировать все знаки, которые мы поместили на доску? /Да/.

На какие группы и по какому принципу вы бы их разделили? /Ребята предлагают свои варианты/.

Вы знаете, данную систему знаков условно можно разделить на:

Какие знаки вам более знакомы и понятны? /Запреты и языковые/.

Какие знаки вы отнесёте к символам, а какие к копиям? Расскажите мне об этом через 2 минуты, воспользовавшись самостоятельно найденной информаций в учебнике на стр.82 №116.

Теперь найдите среди известных нам дорожных знаков символы и копии.  

VII. Закрепление.

1) Сейчас каждый получит индивидуальную карточку с надписью и должен будет зашифровать данное слово в виде знака так, чтобы товарищи потом могли угадать, что было написано на карточке:

1 – Аптека, 2 – булочная, 3 – «скорая помощь», 4 – мастерская по ремонту обуви, 5 – ателье шляп, 6 – зоомагазин, 7 – метро, 8 – милиция, 9 – школа, 10 – мостостроительная организация, 11 – Интернет кафе, 12 – ипподром, 13 – дельфинарий, 14 – парковка велосипедов.

Проверка: пусть выйдут те, кто для знака выбрал символическое значение. Затем те, кто копировал изображение со значимого предмета в определении.

Теперь распределите оставшиеся знаки на доске по их назначению и отношению к знаковой системе.

2) Представьте, что к нам в гости пожаловали инопланетяне. Подумайте и составьте такую систему знаков, которая бы помогла сориентироваться инопланетным гостям у нас в школе. Задание по группам: 1 – знаки в классе, 2 – знаки в коридоре, 3 – знаки на школьной уличной территории. Постарайтесь использовать разные виды знаков.

Защита группового проекта проводится в виде словесного описания знаковой системы.

VIII. Итог урока.

Расскажите коротко, зачем люди придумали знаки? В каких жизненных ситуациях они могут нам помочь? Почему знаки различны?

Выставление оценок. Домашнее задание с.83 № 119.

Спасибо за урок!

Читать еще:


Новые материалы:

Сочинение-рассужение по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар". 11-й класс :: Как легко сделать близкого человека счастливым?! :: Методика изучения изобразительно-выразительных средств художественной речи на уроках русского языка :: Урок развития речи "Цветок сердца моей мамы". 6-й класс :: Урок русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова". 5-й класс :: Жизнь впереди, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / Libao / Стул компьютерный Флокс LB-C04 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD