Разработка урока по теме "Соли азотной кислоты"

Разработка урока по теме "Соли азотной кислоты"

Цель: на основе знаний свойств азотной кислоты и общих способов получения солей, охарактеризовать свойства нитратов и их получение.

Задачи:

  • контроль степени усвоения знаний по предыдущей теме;
  • формирование умений и навыков по самостоятельному овладению знаниями;
  • создание условий для развития коммуникативных навыков, умения работать в команде;
  • формирование умения в общем видеть частное, делать логические выводы, преодолевать трудности в учении, переносить знания и умения в новые ситуации.

Литература: справочники по неорганической химии.

Оборудование: пробирки, подставки для пробирок, таблица растворимости, интерактивная доска.

Реактивы: HNO3; Zn; Fe2O3; Ba (OH)2; CuCO3ТВ; Ba (NO3)2; Fe (NO3)3; H2SO4; NaOH или KOH; Zn (NO3)2; Na3PO4; Cu (NO3)2.

См. Приложение 1, Приложение 2.

Ход занятия

Тип урока Методы Формы Формы организации учебной деятельности
Овладение новыми знаниями Частично-поисковый Беседа
Практическая работа
Групповая

1. Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Деление класса на группы (по 5 человек).
  2. Проверка домашнего задания.

а) Физические свойства HNO3 (слабый учебник).
б) Химические свойства HNO3 (3 ученика у доски, по 5 уравнений реакций).
в) Применение HNO3 (слабый ученик, 1 ученик с места).

  1. HNO3 или “крепкая водка” как ее называли со времен Петра I, проявляет разнообразные химические свойства. Наряду с другими продуктами в результате реакций образуются соли HNO3 – нитраты, которые и являются объектом нашего сегодняшнего изучения.

? Каково ваше мнение о причинах изучения данных соединений?

(! HNO3 широко применяется в промышленности и сельском хозяйстве; можно предположить, что ее соли также имеют большое значение).

? Каково же будет содержание нашего урока, с чем мы будем знакомиться?

(! Свойства, получение нитратов, применение).

! Итак, познавательная задача урока сформирована: изучение свойств, получения и применения нитратов.

Предложите план ее решения:

  1. физические свойства нитратов.
  2. химические свойства.
  3. способы получения.
  4. области применения.

(Учащиеся предлагают план, который согласовывается.)

Записать план на доске.

2. Операционно-исполнительский этап

  1. Чтобы изучать соли HNO3, используя элементы исследовательской работы, сначала повторим, что означает само понятие “исследование вещества”.

! Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формирование вывода.

Получается логическая цепочка: теоретический анализ прогнозирование эксперимент.

  1. Изучение солей HNO3 начнем с исследования названия “нитраты” - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4NO3 называются селитрами.

3. Получение нитратов

Теоретический анализ: учащиеся сами предлагают способы получения нитратов; используя общие способы получения солей.

Прогнозирование: на предыдущем уроке проводили опыты, иллюстрировавшие химические свойства HNO3, а дома записывали уравнения реакций.

(Ученик записывает уравнения реакций на интерактивной доске.)

Zn + HNO3

Fe2O3 + HNO3

Ba (OH)2 + HNO3

CuCO3 + HNO3

Во всех случаях образуются растворы нитратов Ме, следовательно, для нитратов характерны общие способы получения.

(Самопроверка домашнего задания.)

! Тем, кто допустил ошибки в домашнем задании: повторить химические свойства HNO3. Специфические способы получения нитратов – взаимодействие NO2 со щелочами.

4. Физические свойства нитратов

(Самостоятельно изучают по учебнику, делают записи; 1 ученик озвучивает.)

5. Химичкские свойства нитратов

Теоретический анализ: как для представителей солей характерны общие свойства: + кислоты, щелочи, соли, Ме. Первые три - реакции ионного обмена.

? Вспомните условия их проведения.

Прогнозирование:

На основании теоретического анализа можно сделать вывод о практичной осуществимости реакций:

Ba (NO3)2 + НCl
Fe (NO3)3 + KOH
Cu (NO3)2 + Fe
Ba (NO3)2 + H2SO4
Zn (NO3)2 + Na3PO4
Cu (NO3)2 + Hg

? Схемы записаны на интерактивной доске, записать уравнения в молекулярном и ионном видах.

Эксперимент:

Работая в группах, учащиеся, экспериментируя, подтверждают свойства нитратов. (Указывают в таблице признаки химических реакций, проверяют уравнения, которые записали представители каждой группы) и делают вывод: для нитратов характерны общие свойства солей.

Разложение расплавленной натриевой селитры (теоретически по учебнику).

Прогнозирование:

2 Na NO3 2 Na NO2 + O2

? Найти окислитель и восстановитель.

! Такие ОВР относят к внутримолекулярным.

Теоретический анализ: Специальное свойство нитратов – разложение при . По учебнику изучить зависимость состава продуктов реакций разложение нитратов от положения Ме в ряду активности.

Эксперимент: демострационно.

Небольшое количество Na NO3раств. + 4–5 капель [H2SO4] и несколько секунд до начала кипения. Затем осторожно помещаем в полученную реакцию медную проволоку.

Прогнозирование: Выделился бурый газ, предполагаем, что это NO2. Записываем уравнение реакции.

Теоретический анализ: взаимодействие нитратов с [H2SO4] и Cu – определение нитрат-ионов.

(В ходе урока заполняют таблицу.)

3. Оценочно-рефлексивный этап

Учащиеся оценивают свою деятельность, возвращаются к плану.

! Провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать способы получения и свойства соединений; поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок.

? Для чего надо знать свойства нитратов? (Существует взаимосвязь свойств вещества и их применения.)

Читать еще:


Новые материалы:

Использование медиатехнологий на занятиях по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста :: Эмоциональное развите детей с общим недоразвитием речи :: Тема "Трудимся вместе" :: Конспект занятия для старших дошкольников "Народный женский костюм Белгородской области" :: Работа с аутентичным текстом на уроке немецкого языка. Сценарий урока "Новые" виды спорта" :: Доспехи бога: В поисках сокровищ ( Gong fu yu jia ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list3.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Альфа ( Alpha ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD