Разработка урока по теме "Соли азотной кислоты"

Цель: на основе знаний свойств азотной кислоты и общих способов получения солей, охарактеризовать свойства нитратов и их получение.

Задачи:

  • контроль степени усвоения знаний по предыдущей теме;
  • формирование умений и навыков по самостоятельному овладению знаниями;
  • создание условий для развития коммуникативных навыков, умения работать в команде;
  • формирование умения в общем видеть частное, делать логические выводы, преодолевать трудности в учении, переносить знания и умения в новые ситуации.

Литература: справочники по неорганической химии.

Оборудование: пробирки, подставки для пробирок, таблица растворимости, интерактивная доска.

Реактивы: HNO3; Zn; Fe2O3; Ba (OH)2; CuCO3ТВ; Ba (NO3)2; Fe (NO3)3; H2SO4; NaOH или KOH; Zn (NO3)2; Na3PO4; Cu (NO3)2.

См. Приложение 1, Приложение 2.

Ход занятия

Тип урока Методы Формы Формы организации учебной деятельности
Овладение новыми знаниями Частично-поисковый Беседа
Практическая работа
Групповая

1. Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Деление класса на группы (по 5 человек).
  2. Проверка домашнего задания.

а) Физические свойства HNO3 (слабый учебник).
б) Химические свойства HNO3 (3 ученика у доски, по 5 уравнений реакций).
в) Применение HNO3 (слабый ученик, 1 ученик с места).

  1. HNO3 или “крепкая водка” как ее называли со времен Петра I, проявляет разнообразные химические свойства. Наряду с другими продуктами в результате реакций образуются соли HNO3 – нитраты, которые и являются объектом нашего сегодняшнего изучения.

? Каково ваше мнение о причинах изучения данных соединений?

(! HNO3 широко применяется в промышленности и сельском хозяйстве; можно предположить, что ее соли также имеют большое значение).

? Каково же будет содержание нашего урока, с чем мы будем знакомиться?

(! Свойства, получение нитратов, применение).

! Итак, познавательная задача урока сформирована: изучение свойств, получения и применения нитратов.

Предложите план ее решения:

  1. физические свойства нитратов.
  2. химические свойства.
  3. способы получения.
  4. области применения.

(Учащиеся предлагают план, который согласовывается.)

Записать план на доске.

2. Операционно-исполнительский этап

  1. Чтобы изучать соли HNO3, используя элементы исследовательской работы, сначала повторим, что означает само понятие “исследование вещества”.

! Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формирование вывода.

Получается логическая цепочка: теоретический анализ прогнозирование эксперимент.

  1. Изучение солей HNO3 начнем с исследования названия “нитраты” - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4NO3 называются селитрами.

3. Получение нитратов

Теоретический анализ: учащиеся сами предлагают способы получения нитратов; используя общие способы получения солей.

Прогнозирование: на предыдущем уроке проводили опыты, иллюстрировавшие химические свойства HNO3, а дома записывали уравнения реакций.

(Ученик записывает уравнения реакций на интерактивной доске.)

Zn + HNO3

Fe2O3 + HNO3

Ba (OH)2 + HNO3

CuCO3 + HNO3

Во всех случаях образуются растворы нитратов Ме, следовательно, для нитратов характерны общие способы получения.

(Самопроверка домашнего задания.)

! Тем, кто допустил ошибки в домашнем задании: повторить химические свойства HNO3. Специфические способы получения нитратов – взаимодействие NO2 со щелочами.

4. Физические свойства нитратов

(Самостоятельно изучают по учебнику, делают записи; 1 ученик озвучивает.)

5. Химичкские свойства нитратов

Теоретический анализ: как для представителей солей характерны общие свойства: + кислоты, щелочи, соли, Ме. Первые три - реакции ионного обмена.

? Вспомните условия их проведения.

Прогнозирование:

На основании теоретического анализа можно сделать вывод о практичной осуществимости реакций:

Ba (NO3)2 + НCl
Fe (NO3)3 + KOH
Cu (NO3)2 + Fe
Ba (NO3)2 + H2SO4
Zn (NO3)2 + Na3PO4
Cu (NO3)2 + Hg

? Схемы записаны на интерактивной доске, записать уравнения в молекулярном и ионном видах.

Эксперимент:

Работая в группах, учащиеся, экспериментируя, подтверждают свойства нитратов. (Указывают в таблице признаки химических реакций, проверяют уравнения, которые записали представители каждой группы) и делают вывод: для нитратов характерны общие свойства солей.

Разложение расплавленной натриевой селитры (теоретически по учебнику).

Прогнозирование:

2 Na NO3 2 Na NO2 + O2

? Найти окислитель и восстановитель.

! Такие ОВР относят к внутримолекулярным.

Теоретический анализ: Специальное свойство нитратов – разложение при . По учебнику изучить зависимость состава продуктов реакций разложение нитратов от положения Ме в ряду активности.

Эксперимент: демострационно.

Небольшое количество Na NO3раств. + 4–5 капель [H2SO4] и несколько секунд до начала кипения. Затем осторожно помещаем в полученную реакцию медную проволоку.

Прогнозирование: Выделился бурый газ, предполагаем, что это NO2. Записываем уравнение реакции.

Теоретический анализ: взаимодействие нитратов с [H2SO4] и Cu – определение нитрат-ионов.

(В ходе урока заполняют таблицу.)

3. Оценочно-рефлексивный этап

Учащиеся оценивают свою деятельность, возвращаются к плану.

! Провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать способы получения и свойства соединений; поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок.

? Для чего надо знать свойства нитратов? (Существует взаимосвязь свойств вещества и их применения.)

Читать еще:


Новые материалы:

Мастерская письма "Родина, как много в этом слове…" :: Интегрированный урок в 3-м классе "День Победы" (математика, русский язык, введение в историю) :: Конспект урока по естествознанию (2-й класс) "Мое здоровье. Охрана и укрепление здоровья" :: Урок русского языка в 4-м классе "Творительный падеж" :: Вкусное мороженое на блюдечки положено :: Книга джунглей: Начало ( Jungle Book ), 2018 :: Стулья/Кухонные стулья / TetChair / Кресло с мягким сиденьем и спинкой Фиона (Fiona) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Какие упражнение дома надо делать чтобы подтянуть попу и убрать живот

Как накачать попу за неделю в домашних условиях На сегодняшний день известно большое количество различных методик, используя которые можно привести в порядок...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Креатин для похудения девушкам

Креатин: креатиновые добавки для девушек, для похудения Многие представительницы прекрасного пола негативно относятся к креатиновым добавкам, наивно полагая, что...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD