Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Цель урока: познакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о животном и растительном мире болот,
  • объяснить круговорот веществ в экосистеме болота;
  • развивать умение ставить перед собой учебные задачи и решать их;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • карта Архангельской области;
  • иллюстрации животных, птиц, растений, грибов, микроорганизмов;
  • тест для учеников;
  • карточки для составления пищевой цепочки;
  • видеофильм “Ондатра” ;
  • цветные карандаши;
  • учебник Вахрушева А.А. и др.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие, эмоциональный настрой на урок, (слайд 1) (приложение 1).

2. Актуализация знаний:

Индивидуальная работа у доски:

1-й ученик на инд. доске из предложенных слов собирает цепь питания в экосистеме озера. (Слова: планктон, рачки, карась, щука, мертвые организмы, рак-беззубка, микробы).

2-й ученик распределяет на группы иллюстрации живых организмов по их роли в экосистеме: производители, потребители, разрушители.

Фронтальный опрос: (после ответов учеников на доске появляются опорные слова)

  • Назовите тему изучаемого раздела? (экосистема)
  • Что такое экосистема?
  • Перечислите составные части экосистемы? ( Воздух, вода, горные породы, почва, производители, потребители, разрушители)

Выслушиваются ответы детей, на доску помещаются слова- называния частей экосистемы.

  • Какую роль выполняют производители, разрушители, потребители?

Выполняется взаимопроверка работы 2 ученика (распределение по группам живых организмов). Учащиеся задают ему дополнительные вопросы, выставляют аргументированную отметку.

  • С какой экосистемой познакомились на прошлом уроке? (слайд 2)
  • Что о ней можете рассказать? Назовите обитателей озера?
  • Выполните задание на карточках (дети работают самостоятельно).
Подчеркни производителей:
1 вар.
 
Подчеркни потребителей:
2 вар.
водоросли
рачки
циклопы
плотва
щука
кувшинка
камыш
элодея
дафнии
карась
окунь
хара
рогоз
водоросли
рачки
циклопы
плотва
щука
кувшинка
камыш
элодея
дафнии
карась
окунь
хара
рогоз

Проверьте работу друг друга в паре, оцените товарища. (слайд 3)

Проверяется работа 1 ученика, составлявшего пищевую цепь. Ребята задают дополнительные вопросы по материалу, выставляют отметку.

  • Что произойдёт, если в экосистеме круговорот не замкнут полностью?

3. Определение темы.

Отгадайте загадку: Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.

– Определите тему урока? (после ответов учеников на доске появляется запись) (Экосистема болота) (слайд 4)

Слово учителя:

– Трудно найти человека, который выберет болото местом своих прогулок. Сырость, топь, множество кусающих насекомых, а может и кикимора болотная, которая хочет завлечь нас в гиблое место. Так что же такое болото, зло или добро, попробуем разобраться сегодня на уроке.

Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов.

Каждое болото по-своему интересно, их множество.

Обратите внимание на карту Архангельской области. Знак болот встречается повсеместно. Наш товарищ нашёл в сети Интернет информацию о том, сколько процентов территории области занято болотами.

(Ученик делится найденной информацией)

– Итак, сегодня мы с вами изучаем ту экосистему, которая нас окружает.

4. Постановка проблемного вопроса и определение учебных задач.

– Прочтём диалог в учебнике на странице 48.

– Поставим проблемный вопрос.

– Что ещё хотели бы узнать о болоте?

Выслушиваются ответы учеников, на доске появляются записи:

  • Как озеро превращается в болото?
  • Обитатели болот.
  • Значение болот для человека.

5. Физ. минутка.

(включает в себя и гимнастику для глаз).

6. «Открытие» новых знаний.

(групповая деятельность)

– Решаем первую задачу.

Прочитайте текст учебника, найдите ответы на вопросы (работа в группах). (слайд 5)

Заслушиваются ответы представителей каждой группы.

Обобщение материала (слайд 6).

– На какой вопрос ответили? (образование болот).

– Переходим ко второму вопросу.

Подумайте, какое из болотных растений первым появляется на зарастающем озере? (мох-сфагнум).

– Один из вас подготовил небольшое сообщение об этом растении. (Доклад ученика) (слайд 7)

Учитель показывает коллекцию мха-сфагнума и торфа.

– Рассмотрите иллюстрации на странице 49.

– О каких обитателях болот вы можете ещё рассказать?

Ученики рассказывают то, что они знают:

  • о растениях, ( слайд 8, слайд 9)

– Один из учеников подготовил чтение наизусть стихотворения Д. Ушакова «Морошка».

– Предлагаю вам попробовать дар северного болота (дети угощаются морсом из ягод клюквы, брусники, черники)

  • птицах (слайд 10) (заслушивают крик выпи) (приложение 2)
  • зверях и насекомых (слайд 11) (просмотр, выполненной ученицей, видеосъемки ондатры).

– Какую задачу решили на этом этапе урока? (Узнали обитателей болот)

7. Первичное закрепление.

– Предлагаю выполнить задание №3 на стр. 51 в паре. (слайд 12)

– Самостоятельно проверьте результат работы. Оцените себя.

– Следующее задание выполните в группах. Перед вами лежат карточки с названиями обитателей болота. Составьте возможные пищевые цепи.

Задание для группы: соберите цепи питания.
белая куропатка
лягушка
клюква
цапля
стрекоза
болотный лунь

– Проверьте свою работу. (слайд 13)

8. Итог урока.

– Подумайте, полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

– Для решения 3 задачи урока о значении болот предлагаю вам подумать, правы ли те, кто относится к болотам как к бросовой земле, обоснуйте. (Выслушиваются мнения детей.) (слайд 14)

– Мы ответили на вопросы, которые задавали себе в начале урока?

– Какой главный вывод можем сделать? (Болото – кладовая Солнца, кладовая жизни).

Вы отлично поработали сегодня на уроке. Всем спасибо! (слайд 15)

Список литературы:

  1. Вахрушев, А.А. Обитатели Земли: метод. реком. для учителя: 3-й кл./ А.А.Вахрушев, С.М.Алхутов, А.С.Раутиан.- М:Баласс,2002. -96с.
  2. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 кл. в 2 ч.: ч.1./ А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский и др. – М.: Баласс,2008 -144с.: ил.- (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. География Архангельской области: учебное пособие для 8 -9 кл. общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К.Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
  4. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя /В.В.Петров.- 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.: ил.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru