Семинар по теме: "Морфология современного урока"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Семинар по теме: "Морфология современного урока"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов как необходимое условие повышения качества образования и воспитания.

Задачи:

  1. Провести теоретическую и практическую подготовку самообразовательной деятельности учителя по постановке цели, отбора содержания учебного материала, критериям оценки и самоанализа урока;
  2. Рассмотреть приемы работы учителя по применению технологий развивающего обучения.
  3. Создание культурно – воспитательной среды, в которой каждый ребенок может найти свою нишу, самореализоваться как личность, удовлетворить потребности в саморазвитии и самоопределении.

Ход семинара

(Презентация - приложение 1)

Вступительное слово директора школы

1. Проведение анкеты (данная анкета проводится дважды в начале и конце семинара, в результате чего делаются выводы о теме следующего семинара)

Самодиагностика учителей с целью выявления затруднений посредством анкеты:

1. Легко ли Вам определить цель урока? Можете ли Вы после урока сказать: цель достигнута или нет?
2. Владеете ли Вы содержанием новых программ и учебников?
3. Легко ли Вам отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью?
4. Используете ли Вы эффективные средства обучения?
5. Умеете ли Вы дать самоанализ урока?
6. Осуществляете ли Вы дифференцированный подход к обучению?
7. Используете ли Вы межпредметные связи?
8. Умеете ли Вы провести анализ другого учителя?
9. Умеете ли Вы составить и организовать работу с тестами?
10. Организуете ли Вы разноуровневую и индивидуальную работу с учащимися?
11. Используете ли Вы современные образовательные технологии (назовите, какие)?

2. Психологический тренинг «Знакомство»

«Представь соседа справа»: Все участники разбиваются на пары и в течение 2-3 минут беседуют друг с другом. Затем каждый участник должен представить своего партнера двумя предложениями.

Представление соседа. (Я так же, как и мой сосед... (хорошее), но я хотел бы так же, как он, научиться...).

3. Вступительное слово

«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, — как писал В. А. Сухом-линский, — мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» От урока тянутся сотни незамечаемых с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы в школе, к внутришкольной культуре, к формированию новых технологий обучения и воспитания и освоению передового опыта — словом", ко многим сторонам, звеньям и явлениям школьной жизни.

Урок — не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности. Рассмотрим некоторые исходные теоретические позиции урока.

Урок в нашей школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Как бы не менялась его форма, структура, технология, он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого «вращаются все другие формы учебных занятий».

Урок отражает в себе все многообразные многоплановые стороны и моменты учебно-воспитательного процесса. В самом деле, как только ученик приходит в школу, ему приходится овладевать такими сложными процессами, как письмо, чтение, счет, обучаться орфографии, грамматике.

Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников (знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует выполнение (см. Фридман Л. С. Педагогический опыт глазами психолога).

Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

При всей своей подвижности и гибкости конкретный урок представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся и т.п. Он является элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения.

Диалектика урока, однако, такова, что было бы ошибкой представлять себе урок, как какое-то самодовлеющее, изолированное, замкнутое в себе методическое образование. Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.

Нельзя понять существа данного урока, не имея представления о том, какие уроки были даны по него и какие последуют за ним, какое место он занимает в раскрытии данной темы или данного раздела программы.

Конечно, очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе такой урок не решает в должной мере задачи формирования и развития личности, если он не является органическим звеном обшей цели данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. Если представить себе весь ход изучения какого-либо предмета в виде кирпичной стены, то каждый урок — кирпичик.

Если такие «кирпичики» сами по себе хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы — стена развалится.

Прежде всего, необходимо отметить, что исходная идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания, а также творческих достижений, как отдельных педагогических коллективов, так и целых систем образования. Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Она является исходной идеей построения любого урока, независимо от его предметной принадлежности.

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Вся деятельность педагога строится через учебное занятие т.е через урок. Как бы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Каменским 400 лет назад, остается. Давайте вспомним его основные моменты.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь вам в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".  Составить три набора заданий:

4. Продумать "изюминку" урока

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________
______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :

 

Что делают

Этап урока

Ученики

Учитель

 

 

 

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

4. Цель урока. Общей функцией урока и является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения

Что под этим подразумевается.

1.  Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности.

2.  Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.

4.  Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников.

5.  Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.

6.  Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

7.  Воспитание культуры чувств и т. д.

Вопрос третий. Что представляет собой цель урока?

Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой. Задачи эти определяются потребностями общественного развития. Философ А. Спиркин удачно назвал цель «моделью желаемого будущего».

В этом плане цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Вопрос четвертый. Каким путем достигается триединая цель урока?

сама по себе триединая цель достигнута быть не может. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Эти задачи ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока, согласно конкретной педагогической обстановке, и являются рубежами достижения триединой дидактической цели.

Триединая цель урока и его конечный результат

Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». А много веков тому назад римский писатель и философ Луций Анней Сенека утверждал, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели — нет управления, без цели — нет результата. Почему?

Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Работа в группах

Присутствующим раздаются планы уроков без цели

Задание: по содержанию урока определить цель урока (5-7 мин)

Отчёты групп (отчёты групп оценивают эксперты)

Вывод:  Поэтому цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только как передача обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна.Цель занятия в современном образовании должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом на конкретные дидактические задачи.

5. Содержание учебного материала, методы и приемы, с помощью которых достигается поставленная цель

Выступление директора школы, учителей: представление опыта работы (использование современных образовательных технологий на уроках)

6. Рефлексия (повторное анкетирование)

7. Подведение итогов семинара

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа "Познание - XXI век" в Новокосино.
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7. Тел. (916) 148-4547 .
E-mail: poznanie21@yandex.ru