План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.

Задачи:

  • формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;
  • развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент.

В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

  1. Чистописание. Актуализация опорных знаний.

- На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?

- Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.

  • Дружбу за деньги не купишь.
  • Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

- Что за слова у меня подчёркнуты?
- Что такое глагол?
- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
- Во множественном числе?
- Объясните правописание глаголов.

  1. Словарная работа.

Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.

Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род). Пришло время познакомиться с ещё одним признаком – время глагола.

Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.

  1. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
  1. Наблюдение за глаголами настоящего времени.

Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.

Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.

Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно).

  1. Наблюдение за глаголами прошедшего времени.

Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.

Следующий остров – это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.

На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.

Жители этого острова приготовили для вас задание.

Задание. Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени , единственного числа, мужского, женского и среднего рода.

СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ . Например: блестеть – блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.

Проверка.

Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам. ЛЕТАТЬ

Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

В форме какого времени употреблены глаголы?

  1. Наблюдение за глаголами будущего времени.

Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.

Задание. В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).

  • 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
  • 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь.

Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.

Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.

На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.

Какие формы времени вы сегодня узнали?

  1. Повторение изученного материала.

Тест.

  1. Какое из данных слов является глаголом? а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
  2. С какими глаголами частица не пишется слитно? а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
  3. Укажи глаголы 1 спряжения.а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
  4. В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения. а) –ит, -ем, - ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, - ят

Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 - б), г) 4 – г). Самооценка

  1. Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4
  2. Итог урока.
  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Какой вывод надо сделать о дружбе?
  1. Рефлексия.

Допишите предложения:

Урок:

  • Привлёк меня тем, что……..
  • Показался интересным…..
  • Заставил задуматься……
  • Навёл меня на размышления……

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Урок в 10-м классе по географии на тему "Страны Латинской Америки" :: Программа факультативного курса "География Российского порубежья: мы и наши соседи" :: Разработка урока "Обобщение знаний по теме «Африка»". 7-й класс :: Урок-путешествие "Реки Забайкальского края" :: Государства на карте мира :: Из Уфы с любовью, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Стеллажи/Стеллажи и полки / Ангстрем / Стеллаж Анри АН-707.02 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Накачать мышцы спины в домашних условиях

Подробно о том как накачать спину в домашних условиях, фото, видео Без чего не может быть красивой фигуры? Без стройной талии, плоского живота, подтянутых рук?...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Упражнения для похудения спины в домашних условиях

Похудение в области спины Некрасивые складки на спине не всегда представляют из себя жировую прослойку. Висеть и портить вид сзади могут и лишенные тонуса мышцы....

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD