Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "В.И. Даль «Война грибов с ягодами»"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "В.И. Даль «Война грибов с ягодами»"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цели и задачи:

  1. знакомство с творчеством В.И.Даля;
  2. развитие умений понимания текста, творческих способностей;
  3. развитие связной устной речи;
  4. воспитывать читательский вкус.

Оборудование: видеоаппаратура, презентация, музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года»), портрет В.И.Даля, доклад о жизни писателя, словари В.И. Даля, выставка книг.

Оформление доски

В сказках видна и душа русского народа, и мудрость.
В.А.Жуковский

Приложение 1.

I. Оргмомент

а) Мы все родом из детства, все любим сказки. Эта мысль замечательно подходит к нашему уроку.

«В сказках видна и душа русского народа, и мудрость».

– Кому принадлежат эти слова?

б) Подготовка к чтению стихов

II. Чтение пятиминутки

– Открыли пятиминутки (сказки А.С.Пушкина и В.Жуковского).

а) жужжащее чтение;

б) чтение про себя с продолжением;

в) знакомство с выставкой книг;

г) на выставке нашего урока представление книги сказки;

III. Проверка домашнего задания.

– В чем была суть поэтического состязания между А.С.Пушкиным и В.Жуковским? (сочиняли стихотворные сказки на народные сюжеты, то есть литературные сказки).

– Кто был их первым читателем? (Гоголь).

– Для кого писали сказки А.С.Пушкин и В.А.Жуковский? (Жуковский - для детей , польза которой будет в ее привлекательности, а не в нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца: Пушкин – чтобы они были понятны и доступны для всех).

– Кто победил в состязании поэтов?

– Как на этот вопрос ответил Николай Александрович? (с. 117 Я не смогу ответить на этот вопрос, скажу только, что благодаря ему литература наша обогатилась прекрасными авторскими сказками).

– Прочитайте отрывок сказки В.Жуковского

– Оцените ответ.

Критерии оценки (Приложение 2)

  1. Знание текста;
  2. Варианты логического ударения;
  3. Литературное произношение.

IV. Изучение нового материала

1. Работа с текстом

а) беседа с учащимися;

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин (с. 115, Казака Луганского, псевдоним В.Даля).

– Как он отзывался о сказках В.Даля? Как рождались сказки В.Даля? (с. 115)

– Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняются сюжет, герои, язык, особенности текста, его идеи).

– Чем тогда обработка сказки отличается от ее записи? (Делает текст более грамотным, подчеркивает его особенности, достоинства).

б) выполнение задания в тетради по чтению.

– Откроем рабочие тетради с. 48.

 Познакомимся с жизнью В.И.Даля.

Доклад (Приложение 3)

– Что победило в жизни В.И.Даля, стало для него главным делом? (собрать удивительные слова русского языка из речи простолюдинов).

– Что могло привлечь В.Даля в народных сказках? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках).

Зрительная гимнастика: Рассмотрите точку на стекле (10 секунд), переведите взгляд за стекло на самый дальний объект и рассмотрите его внимательно( 10 секунд). Повторить.

2. Работа с текстом во время чтения.

а) самостоятельное чтение сказки с музыкальным сопровождением.

– Чье произведение сопровождает наше чтение. (Петр Ильич Чайковский «Времена года»).

– Как связаны эти произведения? (Музыка характерна для войны, настроение музыки совпадает с настроением произведения).

б) вопросы после чтения.

– Что необычного в этой сказке? Какой прием использовал В.И.Даль (олицетворение).

– Что могло привлечь В.Даля в этой русской сказке? (на каждого мудреца довольно простоты).

3. Наблюдение над языком сказки.

– Найдите в тексте и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. Р.т. с. 48 № 2.

– Найдите просторечные слова и выражения.

– Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их? (они естественны в этом тексте, создают его колорит).

– Какие необычные сравнивая – определения встречаются в сказке?

– В чем их необычность? (Р.т. с. 48 № 3.)

– Почувствовали ли близость речи сказки к стихотворной? В чем это проявляется? (рифмы, ритм).

– Найдите спрятавшиеся рифмы.

– Почему речь простых русских людей часто оживляется рифмой? (это своеобразная игра, и помощь в работе…)

4. Выразительное чтение по ролям.

– В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает один читатель – сказитель или ее читают по ролям.

Чтение: автор, боровик, волнушки, опенки, сморчки, грузди, травка.

V. Работа с текстом после чтения

1. Подготовка к игре:

– Любой текст в обработке В.Даля начинал «играть».

Вот послушайте:

– Что вы заметили? (рифмуются)

Они не просто рифмуются и стоят парами не случайно.

– Проверим значение этих слов по словарю В.И.Даля. Каждая пара означает одно и тоже:

2. Работа со словарем В.Даля. Нахождение значения слов и их зачитывание.

– А что можно положить в кузовок?

3. Чтение описания игры «Кузовок».

4. Игра в слова (начало фразы придумывают сами).

Разыгрывание фантов.

VI. Итог урока

Обсуждение вопроса

(В них бездна поэзии).

VII. Д/з

  1. Р.т. с. 49, вопр. 4
  2. Найти в сказке пословицы
  3. Прочитать сказку в обработке В.Даля, провести наблюдения над текстом.

VIII. Оценки за урок.

Приложение 4

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru