Растительные сообщества России

Растительные сообщества России

Презентация – Приложение 4 (Слайд 1) 

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: групповая, фронтальная.

Цель: знакомство с типами и особенностями растительных сообществ России.

Задачи:

  • формирование знаний обучающихся об особенностяхрастительных сообществ России;
  • формирование экологической грамотности;
  • развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • воспитание бережного отношения к растительности России, растениям Красной книги Томской области;
  • эстетическое воспитание.

Опорные знания и умения: понятия «климат», «рельеф», «почвы», «воды»; умение хорошо ориентироваться по картам атласа.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России.
  2. Презентация Microsoft Power Point «Растительные сообщества России».
  3. Учебник Раковская Э.М. География природы России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2006. – 301с.
  4. Атлас для 8 класса

Методы и методические приемы: беседа, обсуждение, анализ различных источников информации, самостоятельная работа с различными источниками географической информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, объявление темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя

А какое значение играют растения в жизни природы и человека? (выслушать ответы детей)

Вы знаете, что растения не растут по одиночке. На небольшой площади растет много видов растений, образуя растительное сообщество и формируя растительный покров территории. Скажите, пожалуйста, а везде ли на территории России будет одно и то же растительное сообщество? (нет) Правильно, сообщества будут разные. А вот чтобы ответить на вопросы, от каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ на территории России? Какие растения составляют эти растительные сообщества? Какие приспособления появились у растений в связи с произрастанием на определенной территории? Без предварительной подготовки правильно на эти вопросы ответить трудно, поэтому я предлагаю каждой группе провести небольшое исследование.

III. Групповая работа.

На работу групп отводится 4 минуты. У каждой группы есть задание (Приложение 1), которое она должна выполнить (некоторые группы выполняют данное задание с помощью Приложения 2) и представить результат своей работы. На выступление каждой группы отводится 2 минуты. Во время представления работы группами все остальные записывают результаты других групп в свои листы опорных конспектов (Приложение 3).

Группа 1. Ответьте на вопрос и заполните схему. От каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ? (стр. 149, 3 абзац «На размещение растительности….»)

Группа 2. (Слайд 2) Показать область распространения тундровой растительности на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тундры, результаты внести в таблицу (стр. 149-150, 8 абзац «Основные типы растительности….»).

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

Название растительного сообщества и основные особенности

Растения

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

t января, °C t июля, °С Количество осадков, мм/ год
тундра – безлесие, пятнистость лишайники, мхи, брусника, водяника, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический преобладание многолетних растений, корни в поверхностном слое почвы, мелкие листья, низкорослые, стелющийся по земле стебель -5 - -35 0 - +10 200 - 400

(Слайд 3-5)

Фронтальная работа с классом.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны…
Всеволод Александрович Рождественский

  1. Скажите, о каком растительном сообществе говорится в стихотворении? (о лесах)
  2. Лес принято разделять на три растительных сообщества. Каких? (тайга, смешанные и широколиственные леса)

Группа 3. (Слайд 6) Показать область распространения растительности тайги на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тайги, результаты внести в таблицу (Текст 1).

Тайга – это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья с примесью мелколиственных пород.

Название растительного сообщества и основные особенности

Растения

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

t января, °C t июля, °С Количество осадков, мм/ год

тайга – достаточное и избыточное увлажнение, много болот, озер

ель, пихта сибирская, кедр сибирский, сосна, береза, лиственница, дуб, липа, ильм, клен остролистный, ольха серая, можжевельник, ива, смородина, рябина, черника, брусника, кислица

листья превращаются в хвою (иголки), т.к. меньше испаряют влаги, мощная корневая система

-10 - -40

+10 - +20

400-1000

(Слайд 8-12)

Группа 4. (Слайд 13) Показать область распространения растительности широколиственных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу широколиственных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 2).

Широколиственные леса – это леса образованные листопадными (летне-зелеными) деревьями с широкими листовыми пластинками.

Название растительного сообщества и основные особенности

Растения

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

t января, °C t июля, °С Количество осадков, мм/ год
широколиственные леса – листопадные леса бук, дуб, граб, липа, ясень, ильм, клён, сосна, ель, лиственница, черёмуха, медуница, осока волосистая, подснежники. широкие листовые пластинки 0 - -15 +10 - +20 600-800

(Слайд 14)

Группа 5. (Слайд 15) Показать область распространения растительности смешанных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу смешанных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 3).

Смешанные леса – растительное сообщество, характеризующееся смешением хвойных и лиственных лесов.

Название растительного сообщества и основные особенности

Растения

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

t января, °C t июля, °С Количество осадков,мм/ год
смешанные леса – приспособлен-ность к совместному обитанию различных видов граб, бук, клен полевой, ясень,каштан, ель, рябина, осина, ольха многоярусность 0 - -15 +10 - +20 600-800

Мы с Вами рассмотрели 4 растительных сообщества, каждое из них по-своему интересно. Но мы еще должны познакомиться с Вами с растительным сообществом степей.

(Слайд 16)

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность Земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые воложки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрила на поверхности; занесенный Бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Вы прослушали, небольшой отрывок из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Скажите, какими растениями травянистыми или деревянистыми образовано растительное сообщество степей? (травянистыми)
    Но не все степи России имеют такой пышный растительный покров это связано с климатическими условиями (яркое солнце, засушливое лето, ветра суховеи, малое количество осадков).
  2. А какие растения степей Вы знаете. (Ковыль, тюльпан, полынь). (Слайд 17-18)
  3. Посмотрите на карту и ответьте мне на вопрос, в каком растительном сообществе находится территория Томской области? (Тайги)
    Вы узнали о типичных растениях тайги, но есть и такие растения которые стали редкими, по разным причинам. Такие растения занесены в Красную книгу. Известны ли вам растения, занесенные в Красную книгу Томской области? (Слайд 19)
  4. «Узнай растение» (Слайд 20-25)

  5. Исключи лишнее: (Слайд 26)
    • Сосна, ясень, рябина, осина, ольха. (Все растения представители широколиственных лесов, а сосна - тайги). (Слайд 27-28)
    • Лишайники, мхи, пихта, брусника, водяника. (Все растения представители тундры, а пихта - тайги). (Слайд 29-30)
    • Ковыль, граб, типчак, тонконог, тимьян. (Все растения представители степей, а граб – смешанных лесов). (Слайд 31-32)
    • Карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический, брусника. (Все растения представители тундры, а брусника – тайги). (Слайд 33-34)
    • Ясень, ильм, клён, кассиопея, сосна. (Все растения широколиственных лесов, а кассиопея – тундры). (Слайд 35-36)
    • Водяника, дуб, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка. (Все растения представители тундры, а дуб – широколиственных лесов). (Слайд 37-38)
    • Ольха серая, кедр сибирский, можжевельник, ива, ковыль (Все растения представители тайги, а ковыль – степей) (Слайд 39-40)

(Слайд 41)

IV. Итог урока

Итогом урока является заполненный лист опорного конспекта - по образцу рас­тительности степей.

Домашнее задание (Слайд 42)

Р.: §25.

По желанию составить кроссворд «Растительный мир России» или 10 вопросов о растениях, их приспособлении к условиям среды.

(Слайд 43)

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок по теме «Иллюстрирование стихотворения Б.Пастернака "Снег идет"». 3-й класс :: "Чудо Екатерины Мурашовой". (По повести Е.Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь") :: "Выразительные средства языка. Эпитет". 6-й класс :: Литературный хоккей по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". 5-й класс :: Интегрированный урок русского языка и литературы. Составление лингвистической сказки по теме: "Такое удивительное имя существительное" :: Невеста Франкенштейна ( Bride of Frankenstein ), 2019 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Купол Тысячелетия Модель 385 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD