Поиск по всей базе материалов:



































Конспект урока по русскому языку: Сочинение по картине В.Д. Поленова «Первый снег» («Ранний снег»)







Цели:

  • формирование умения раскрывать тему;
  • осознавание границы темы;
  • отбор словаря по теме;
  • развитие речи детей, орфографической зоркости, наблюдательности и любознательности;
  • вызов желания делиться своими впечатлениями;
  • формирование умения строить предложения и связывать их между собой;
  • обучение построению связной письменной речи;
  • воспитание любви к родной природе;

Ход урока:

 1. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Работать будем два урока. На первом уроке будем готовиться, на втором – писать сочинение.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины. Приложение 1.

а) - Какой сейчас месяц? (ноябрь)

- К какому времени года относится ноябрь? (к поздней осени)

- Какие изменения происходят в природе, характерные поздней осени?

Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа

Деревья, люди – живая природа.

б) Упражнения при подготовке к сочинению.

- Подберите к словам признаки поздней осени.

Осень: золотая, ранняя, дождливая, хмурая, поздняя.

Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное.

Ветер: ласковый, резкий, порывистый, холодный, пронзительный.

Снег: мокрый, серый, первый.

День: солнечный, пасмурный, морозный, серый.

в) - Прочитайте отрывки из произведений о поздней осени, приготовленные вами дома. (6-7 человек).

г) – Прочитайте стихи об осени, подготовленные дома. Обратите внимание на слова, которые характеризуют именно позднюю осень.

д) – Чем поздняя осень отличается от золотой осени? (красками)

- Вы хорошо поработали дома, ваш материал могут использовать другие дети в своих работах.

3. Рассматривание картины под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь»

Приложение 2.

- Молча рассмотрите картину, полюбуйтесь ею, подумайте над ее содержанием.

4. Анализ картины. Беседа. Приложение 3.

- Какое время года изображает художник? Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки.

- В каких красках нарисована картина?

- Почему выбраны такие краски?

- Какой день изображает художник? (пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные)

- Какое настроение вызывает картина? (грустное, печальное, тихую грусть)

- Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не

последний день весны? (краски неба, кустов, берегов реки и т.д.)

- Чем вам понравилась картина?

5. Составление плана сочинения. Приложение 4.

- О чем напишем в начале сочинения? (о том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью)

I. Скромная русская природа. 

- Какие признаки поздней осени можно увидеть на картине? Обратите внимание на передний план картины: на реку, на то, как она поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов, на ее берег, заросший небольшим лесом и кустарником, на дерево, одиноко стоящее в глубине.

- Перечислите другие приметы поздней осени, характерные для пасмурного осеннего дня. Опишите небо, тучи, снег.

- Озаглавьте второй пункт плана.

II. Пасмурный осенний день.

- Какое настроение вызывает эта картина? (тихую грусть вызывают картины поздней осени)

- Озаглавьте третий пункт плана.

III. Настроение человека в дни поздней осени.

6. Устное рассказывание по плану и словарная работа.

Учащиеся подбирают слова, необходимые для точного описания картины. Учитель их записывает на доске, рядом с планом.

7. Напутствие учителя.

- Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в каком порядке. Знаете многие слова, которые можно употребить. Каждый напишет о своих впечатлениях, вызванных картиной В.Д.Поленова «Первый снег». Старайтесь писать выразительно, красиво. При необходимости, обращайтесь к учителю с вопросом.

8. Составление текстов сочинений

каждым учащимся самостоятельно, запись описания картины. Индивидуальная помощь учителя.

В 4 классе эта часть должна быть продолжительностью не менее 25-30 минут, а возможно, при полуторачасовом сочинении - 40-45 минут.

9. Самопроверка

и совершенствование написанных работ, внесение необходимых исправлений в выборе слов, в построении предложений.

Консультации с учителем.

Примерный план.

I. Скромная русская природа.

Течет спокойно, поворачивает вправо, теряется среди просторов, листочки держатся, одинокое дерево

II. Пасмурный осенний день.

Тучи тяжелые, серые, мутные, сливается вдали, не пробивается сквозь мутную пелену

III. Настроение человека в дни поздней осени.

Тихая грусть

Примерное сочинение.

Родная русская природа. Спокойно течет река. Вдали она чуть поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов. Ее пологий берег зарос небольшим лесом и кустарником. На кустах еще кое-где держатся листочки. В глубине стоит одинокое дерево.

На землю лег первый снег. Тяжелые свинцовые тучи затянули небо. Вдали оно сливается с белыми полями. День стоит пасмурный, серый. Ни один луч солнца не пробивается сквозь мутную пелену.

Тихую грусть вызывают картины поздней осени.

Комментировать через ВКонтакте:
Комментировать через FaceBook:



703-9701, info@poznanie21.ru