Тема "Закон сохранения импульса"

Цель: сформулировать понятие замкнутой системы; вывести и сформулировать закон сохранения импульса замкнутой системы на примере взаимодействия двух упругих шаров.

Оборудование: шары разной массы и размеров, скейтборд, измерительная лента (сантиметр), секундомер.

номер

Название этапа урока

Задача учителя

1.

Начальный этап.

Создать затруднение или проблему, мотив к познанию.

2.

Основной.

Организовать изучение материала самими учащимися, т.е. их деятельность.

3.

Итоговый.

Придумать способ сведения воедино новых знаний и умений.

4.

Заключительный.

Найти способ применить учащимся новые знания и умения; рефлексия.

План урока

1-йтап «начальный» –погружение в эксперимент.

учитель

ученик

результат

1. Предлагает проделать простейшие эксперименты:

Смотрят, пытаются дать советы.

Мотивация: возникновение интереса.

а) ученик стоит на скейтборде и пытается сдвинуться с места;

Радуются успеху.

 

б) ученик опирается правой ногой на скейтборд, а левой отталкивается от земли.

Участвуют в обсуждении ситуации.
Выдвигают свои гипотезы.

Вывод: будем искать причину и объяснение явления.

2. Ставит вопрос: Почему в первом случае ученик не тронулся с места, а во втором это удалось?

Делают необходимые записи в тетради.

 

Можно предложить ряд вопросов:

  • Какую роль играет земля в эксперименте
  • Как изменится движение, если увеличить или уменьшить силу толчка?
  • Что будет, если мальчика заменить хрупкой девочкой?
  • Как долго должен длиться толчок для достижения наибольшей скорости?
  • Как можно измерить (или вычислить) скорость?
  • Почему скейтборд останавливается?
  • Какие силы действуют на скейтборд?
  • Что мы обязаны учитывать в эксперименте, а чем можно пренебречь?
  • Какие условия можно предложить, чтобы скейтборд не остановился?
  • Чем можно заменить скейтборд в эксперименте?
  • Какую общую модель для данного опыта можно предложить?

Толчок о землю левой ногой увеличивает направленный вперёд импульс ученика и доски. Из формулы следует, что достигнутая скорость будет завесить от силы, с которой отталкивается ученик и времени, в течении которого сила действовала.

2-й этап «основной» – изучение нового материала.

учитель

ученик

результат

1. Предлагает рассмотреть рисунок 104, стр. 125 учебника.

Рассматривают рисунок в учебнике.

Ещё одно знакомство с интересным физическим явлением.

2. Дать свою интерпретацию мысленного эксперимента.

Предлагают свои гипотезы. Исследуют условия эксперимента.

Вводится понятие «Замкнутая система».

3. Предлагает проделать этот эксперимент с шарами на демонстрационном столе, не давая первоначально никаких инструкций.

Проделывают эксперимент несколько раз, меняя шары по массе (на это их наталкивает набор различных шаров) и изменяя скорость столкновения.

Осмысляют и углубляют знания. Участвуют в поисковой и экспериментальной работе.

4. Предлагает изменить условия эксперимента.

Изменяется направление движения:
а) навстречу друг другу;
б) один догоняет другой.

4. Предлагается ряд вопросов.
– Как результаты эксперимента зависят от массы шаров, от скорости столкновения?

Делают зарисовки в тетрадь.

– Что изменилось в эксперименте при изменении направления движения?
– Какие силы действуют на шары?

Пытаются найти своё объяснение.

5. Выводится закон сохранения импульса.

Делают соответствующие записи в тетради.

Записано содержание главных идей урока.

3-й этап «итоговый» – сведение воедино полученной информации.

учитель

ученики

результат

1. Предлагает проверить закон сохранения импульса на практике. Для этого поставить следующий эксперимент: мальчик (предположительно массой 58 кг) прыгает с горизонтальной скоростью 3 м/с на скейтборд массой 2 кг. Определить скорость, с которой двинется мальчик.

Одна группа ставит эксперимент и выполняет соответствующие измерения.

Учатся применять теорию для объяснения новых фактов.

2. Предлагает рассчитать возможную скорость движения мальчика.

Другая группа делает теоретические расчёты по закону сохранения импульса.

Осмысливают и углубляют знания. Участвуют в поисковой и экспериментаторской работе.

3. Просит сравнить полученные результаты и предложить варианты объяснения.

Сравнивают полученные результаты, дают объяснения, высказывают предположения. Делают зарисовки и записи в тетрадях.

Подводится итог изучения нового материала.

4-й этап «заключительный» – применение полученных знаний.

учитель

ученики

результат

1. Предлагает объяснить опыт, поставленный вначале урока на основе вновь полученных знаний.

Объясняют.

Учатся применять знания.

2. Прочитать § 29 до слов «реактивное движение».

Читают.

 

3. Объяснить «отдачу» при выстреле из винтовки рис.105, стр.127 и работу брандспойта рис. 106, стр.128.

Дают объяснения, высказывают предположение.

 

Домашнее задание:

  • Прочитать § 29 до конца.
  • Выяснить, что такое «реактивное движение», как оно используемся в технике, где его можно наблюдать в природе?
  • Ответить на вопросы к § 29.
  • Подготовить рассказ о замечательном русском учёном К.Э Циолковском (индивидуальное задание для ученика более гуманитарного склада).
  • Придумать игрушку, действующую на основе закона сохранения импульса (можно использовать детский воздушный шарик) или поставить эксперимент используя книги типа «Занимательные опыты по физике». (задание для желающих поэкспериментировать).
  • Составить и решить задачу по картинке:

(Задание индивидуальное для ученика, способного справиться с таким заданием).

Литература:

  1. Касьянов В. А. Физика 10. –М.: Дрофа, 2003.
  2. Шевцов В. А. Физика 10 класс : поурочные планы по учебнику В.А.Касьянов : 1-е полугодие. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Браверман Э. М. Преподавание физики, развивающее ученика : книга 1. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.
  4. Атаманская М. С. Физика. Технология графических образов. – Ростов-на-Дону: изд. РО ИПК и ПРО, 2006.
  5. Роуэлл Г., Герберт С. Физика. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10: базовый уровень. – М.: Илекса, 2005.
  7. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика: методические материалы. – М.: Илекса, 2004.
Читать еще:


Новые материалы:

Образ Мастера в сказках П.П. Бажова (5-й класс) :: М.Горький. "Ма-аленькая!". Рассказ с обрамлением. Личность героини :: Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" :: Игра "Умники и умницы" по теме "К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас!" :: Сценарий литературной игры по станциям для учеников 4-х классов "Путешествие по дороге из Желтого кирпича" по сказочным повестям А.М. Волкова :: Жестокие мечты ( Mean Dreams ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Шкафы/Шкафы навесные / Акватон / Тумба под раковину Акватон Мадрид 100 М ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD