Межпредметные связи математики и предметов естественно-научного цикла

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.

Класс Предмет Учебная тема Математическое содержание
9,10 Физика Равноускоренное движение Линейная функция, производная функции
7, 8,10   Движение, взаимодействие тел. Электричество Прямая и обратная пропорциональная зависимость
9,10   Механика Векторы, метод координат, производная, функция. График функции
11   Оптика Симметрия
9,10   Кинематика Векторы, действия над векторами
10,11 Информатика Алгоритм, программа Уравнения, неравенства
6 География Изображение земной поверхности Масштаб, координаты на плоскости
8,9 Химия
  • Масса, объем и количество вещества,
  • Задачи с массовой долей выхода продукта реакции
  • Расчеты массовой доли примесей по данной массе смеси
  • Растворы
  • Определение формулы вещества по массовым долям элементов
Уравнения, проценты
8 Черчение
  • Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
  • Аксонометрические проекции. Деление окружности на равные части, сопряжение
Параллельность, перпендикулярность прямых, измерение отрезков и углов, окружность, масштаб, параллельное проецирование
10,11 Экономика   Проценты, уравнения, неравенства

Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии.

Важную роль в осуществлении межпредметных связей играет математическое моделирование. Можно привести множество примеров того, как абстрактные понятия, изучаемые на уроках математики, выражают не связанные друг с другом закономерности реального мира. При изучении линейной функции у = кх + b полезно показать учащимся, что она может описывать зависимость между длиной стержня и температурой нагревания: l = l0(1+α t), между объемом газа и его температурой при постоянном давлении: V = V0 (1+α t) (закон Гей-Люсака),давлением и температурой газа при постоянном объеме: p = p0 (1+β t) (закон Шарля), скоростью и временем при равноускоренном движении: ʋ = ʋ0 + at и т. д. При изучении квадратичной функции y = ax2 можно привести примеры зависимости пути от времени при равноускоренном движении , формулу мощности электрического тока P = I2R при постоянном сопротивлении и другие формулы.

Моделирование как метод познания включает в себя:

  • построение, конструирование модели;
  • исследование модели(экспериментальное или мысленное);
  • анализ полученных данных и перенос их на подлинный объект изучения.

Решая прикладные задачи, мы проходим названные выше три этапа:

  • построение модели (перевод условия задачи с обыденного на математический язык)
  • работа с моделью (решение уравнения, неравенства и т. д.)
  • ответ на вопрос задачи

Можно проиллюстрировать сказанное на примере системы задач с физическим содержанием при изучении темы “Векторы” в 8–9-х классах на примере раздела “Динамика”. Векторные умения и навыки отображают модельный характер этого материала. Графические упражнения позволяют учащимся перевести физическую ситуацию на геометрический язык и получать информацию о физических явлениях с помощью геометрической модели векторного пространства. (См. Приложение 1)

У многих учеников вызывают затруднения задачи на смеси и сплавы. Вероятно, это связано с тем, что таким задачам в школьном курсе математики уделяется совсем мало внимания. Вместе с тем они входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, нередко включаются в варианты ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

При решении задач данного типа полезно пользоваться наглядной моделью — схемой, в которой смесь (раствор, сплав) изображается в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты в соответствии с числом входящих в нее (в него) компонентов, а непосредственно при составлении уравнения — проследить содержание какого-нибудь одного компонента. (См. Приложение 1)

С целью совершенствования химических и математических знаний и умений учащихся можно предложить задачи на применение графиков.

Пример.

  1. Пользуясь графиком, определите количество энергии, выделяющейся при образовании15г серной кислоты в результате гидратации оксида серы.
  2. Какая химическая реакция имеет наибольший тепловой эффект?
  3. Определите к1, к2,…к6 в функциях, графики которых изображены на рисунке.

Можно предложить задачи межпредметного характера в ходе изучения других математических тем. (См. Приложение 1)

Хорошим источником материала для проведения уроков алгебры является тетрадь с печатной основой авторов Беленкова Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. “Математика 5”, “Математика 6. Задания для обучения и развития учащихся” и пособие “Алгебра 7 класс”, “Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся”, ориентированное на развитие мышления и творческих способностей.

Выполнение предлагаемых заданий позволяет расширить кругозор учащихся, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Осуществление межпредметных связей в процессе обучения основано на координации обучающей деятельности учителей. Поэтому данная проблема требует целенаправленного руководства со стороны заместителя директора по учебно-воспитательной работе и методического совета школы.

Категория педагогических работников Факторы, влияющие на недостаточное применение межпредметных связей
Молодые специалисты Не имеют опыта и умений применения знаний по родственным своей профессии предметам
Учителя с опытом работы от 1 до 3 лет Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности
Учителя со стажем работы свыше 15 лет Уже не имеют, как правило, достаточных знаний по родственным предметам, нуждаются в усвоении новых трактовок общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам, необходимых для реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих коллективного опыта учителей для своего решения. Поэтому так важно организовать работу всего педагогического коллектива над этой проблемой, соблюдая строгую последовательность этапов:

  1. Повышение интереса учителей, показ значимости межпредметных связей в обучении. Выбор и распределение методических тем.
  2. Изучение учителями литературы, обучение их методическим приемам осуществления межпредметных связей, обобщение опыта учителей.
  3. Организация экспериментальной работы с привлечением всего педагогического коллектива.
  4. Организация комплексного, всестороннего использования межпредметных связей по всем предметам.
  5. Конкретизация методических тем и сочетание различных видов работы над общими темами в целях решения общих учебно-методических задач.

Таким образом, современная концепция межпредметных связей предметов естественно-математического цикла ориентирует учителей на систематическую взаимосвязь учебных предметов, активную реализацию межпредметности в содержании, методах и формах организации обучения, во внеклассной работе, широкого внедрения в практику обучения интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из различных научных и практических областей.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка по теме "Местоимения". 4-й класс :: Сценарий выступления агитбригады "Сохраним первую улыбку весны!" :: Формирование универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса посредством решения проектных задач :: Урок математики по теме "Сочетательное свойство сложения". 2-й класс :: Урок обучения грамоте с макбуком «Согласный звук [ч']. Буква "ч". Сочетание "ча", "чу"» :: Кавалерия ( Horse Soldiers ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / Сокол / Стенка для прихожей Орландо венге/дуб беленый ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD