РЈСЂРѕРє литературы РїРѕ теме "Картины народной жизни Рё СЂРѕРґРЅРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ РІ повести Рќ.Р’.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Прочёл "Вечера близ Диканьки", они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужден-ная, без жеманства, без чопорности.
А местами такая поэзия! Какая чувственность!
А.С.Пушкин.

Цели: дать учащимся представление о страницах жизни Н.В.Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести "Ночь перед Рождеством", развивать речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • мультимедиаппаратура,
  • интерактивная РґРѕСЃРєР°,
  • видеофильм,
  • учебник литературы для 6 класса "Год после детства" Рё рабочая тетрадь РїРѕРґ редакцией Р .Рќ.Бунеева Рё Р•.Р’.Бунеевой,
  • РЎD-РґРёСЃРє СЃ оперой Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова "Ночь перед Рождеством".

РҐРѕРґ СѓСЂРѕРєР°

I. Чтение эпиграфа.

Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки" неведомого в Санкт-Петурбурге "пасичника Рудого Панько". Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу.

II. Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.

- Детство писателя.

- Годы учебы в гимназии.

- Петербург.

- Выход в свет "Вечеров :"

III. Беседа.

- В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Первое апреля - день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.

- Где родился писатель?

На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь.

- Выразительное чтение отрывка из повести "Сорочинская ярмарка" со слов "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" до слов "Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!"

- Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

- Познакомимся с историей создания повести "Ночь перед Рождеством" (задание I.1 стр11 в рабочей тетради).

- Как вы поняли выражение "порядочно обработать"?

Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. "Картины народной жизни и родной природы в повести "Ночь перед Рождеством" - тема нашего урока.

IV. Анализ текста.

1. Проверка домашнего задания.

Вы прочитали повесть "Ночь перед Рождеством".

- Понравилась вам повесть?

- Какие эпизоды вам запомнились и почему?

- Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).

- Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).

(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).

2. Словарная работа.

Какие слова вы не сразу поняли? Давайте вместе выясним их значение и заполним кроссворд.

По горизонтали:

  1. Праздничный обряд накануне Рождества.
  2. Каша с изюмом, подаваемая накануне Рождества.
  3. Дом
  4. Шапка с ушами.
  5. Вид женской обуви.

По вертикали:

  1. Клецки.
  2. РўСЂСѓР±РєР°.
  3. Парень.
  4. Девушка.

- С какой целью употребляет автор украинские слова и выражения в повести, написанной им на русском языке? (Для создания неповторимого национального колорита).

3. Чтение и анализ эпизодов.

- Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит "колядовать"? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)

- А теперь послушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Как вы думаете, сумел ли композитор передать национальный колорит праздника?

- Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы - достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запиши ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради. (На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.)

- Посмотрите фрагмент фильма о встрече Вакулы с запорожцами.

- Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?

- Какова манера их речи?

- Как автор относится к своим героям? (Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).

- Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж становится средством выражения настроения автора, его состояния души.

- Прочитайте вслух описание ночи перед Рождеством

- Какой цвет в пейзаже доминирует? Какую обстановку создаёт этот цвет?

- Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь для описания ночи? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

(Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - Рождения Иисуса Христа. В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло.)

V. Домашнее задание.

Выполните задание III.1 из рабочей тетради.

Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.

VI. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их".

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Деление десятичных дробей по УМК М.Б. Волович :: Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10-м классе по теме "Основные формулы sinа и cosа" :: Математика и вредные привычки. Курение: за и против (внеклассное мероприятие по математике с использованием ИКТ) :: Методические рекомендации по изучению темы "Решение квадратных неравенств" (9-й класс) :: Физкультминутки на уроках английского языка :: Сомалийские пираты: откуда они появились и куда исчезли? ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Фиксики: Большой секрет, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD