Автоматизация процесса контроля уровня знаний учащихся как один из элементов электронного учебного пособия
Познание 21 век - все об образовании и школах

Автоматизация процесса контроля уровня знаний учащихся как один из элементов электронного учебного пособия


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Электронное учебное пособие представляет собой программно-методический комплекс, содержащий сведения по конкретному учебному предмету, курсу или разделу, позволяющий самостоятельно освоить данный курс.

Компьютерные средства обучения позволяют: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль с диагностикой ошибок, обратную связь; проводить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером рутинных вычислительных работ; визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического); усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); формировать культуру познавательной деятельности.

Электронный учебник можно применять для решения следующих педагогических задач:

  1. Обучение предмету.
  2. Совершенствование процесса преподавания
  3. Выработка определенных умений и навыков.
  4. Автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений, коррекция результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики.
  5. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
  6. Организация учебно-поисковой, исследовательской работы учащихся.
  7. Организация интеллектуального досуга.

Отдельно рассмотрим задачу автоматизации процесса контроля уровня знаний и умений, коррекции результатов учебной деятельности учащихся. Часто в учебниках и учебных пособиях разделы оканчиваются вопросами для самоконтроля, т.е. каким-то подобием диалога автора с читателем. Этот диалог компьютерными средствами можно вывести на весьма высокий уровень, вставив в электронную книгу контроль не только в виде вопросов с вариантами ответов, но и более сложный диалог, включая тренажеры.

Выделяют пять общих требований к тестам контроля знаний:

Валидность теста – это адекватность. Различают содержательную и критериальную (функциональную) валидность: первая – это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала, вторая – соответствие теста оцениваемому уровню деятельности.

Выполнение требования определенности (общедоступности) теста необходимо не только для понимания каждым учеником того, что он должен выполнить, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от эталона.

Требование простоты теста означает, что тест должен иметь все задания примерно одного уровня сложности, т.е. он не должен быть комплексным и состоять из заданий разного уровня сложности.

Однозначность определяют как одинаковость оценки качества теста разными экспертами. Для выполнения этого требования тест должен иметь эталон.

Требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого.

При реализации систем компьютерного тестирования необходимо придерживаться именно этих пяти требований к создаваемым тестам. Однако реализация описанных выше условий к тестам еще не означает того, что созданный комплекс будет отвечать всем требованиям, предъявляемым к системам тестирования.

Следует различать два основных подхода к разработке тестов для конкурсного (профессионального отбора) и для аттестации учащихся: нормативно-ориентированный и критериально – ориентированный. Первый подход позволяет сравнивать учебные достижения (уровень знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом на основе распределения баллов. А критериально - ориентированный подход позволяет оценивать, в какой степени испытуемый овладел необходимым для профессиональной деятельности учебным материалом. Оба эти подхода в равной степени необходимы для создания диагностических тестов в интеллектуальных обучающих системах.

Между нормативно-ориентированными и критериально-ориентированными тестами существует ряд различий, заключающихся не в самих тестовых заданиях, а в интерпретации индивидуальных баллов. Первое различие – цели создания теста. Нормативно-ориентированные тесты позволяют оценить соответствие знаний и умений испытуемого некоторой норме: подходит – не подходит. Критериально – ориентированные тесты дают возможность оценки уровня обученности и эффективности программы обучения. Второе различие – уровень детализации области содержания. От критериально – ориентированных тестов чаще всего требуется большая детализация. Третье различие – статистическая обработка. Обработанные (шкалированные) баллы по результатам нормативно – ориентированного тестирования базируются на статистических данных нормативной группы, то есть специфической достаточно большой выборке испытуемых, для чего применяются специальные нормативные шкалы. Кроме того, существует и ряд других отличий.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие формы тестовых заданий:

Введение в тест заданий с многовариантными ответами развивает потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.

Использование компьютеров расширяет возможности в применении различных форм тестов. В частности возможна автоматическая проверка текстовых ответов.

При изучении любой учебной дисциплины есть особенно важные темы, без знания которых невозможно усвоение более сложного материала в процессе учебы или которые будут необходимы в работе по специальности. Важность каких-либо разделов курса можно учесть, увеличив долю вопросов по этим разделам в общем количестве вопросов. Однако наиболее важные разделы не всегда содержат больше всего материала.

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки знаний. В первую очередь, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представлености в тесте разных учебных тем, понятий, и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да-нет”, “верно-неверно”.

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий, определений и т.д. При этом тестовые задачи не должны быть слишком громоздкими или слишком простыми. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти, а в качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

Для аттестации учащихся можно использовать критериально-ориентированные тесты. При этом необходимо решить задачу измерения уровня обученности для большой области знаний, навыков и умений, с учетом степени важности и объема изучаемого материала в разделах курса. Для этого необходимо:

  1. определить область содержания и цель тестирования, провести анализ учебной дисциплины и отобрать материал для теста;
  2. задать ограничения и выбрать подходы к процессу разработки, создать план теста и его спецификацию;
  3. создать задания и провести их анализ экспертами для оценки конгруэнтности области содержания и целям тестирования;
  4. провести пробное тестирование и проанализировать его результаты;
  5. выбрать стандарты оценивания;
  6. оценить надежность и валидность (критериальной и конструктной) теста;
  7. окончательная доработка теста и его параллельных форм.

Выше перечисленные требования относятся к разработке самих тестовых заданий, но так же совместно с этими требованиями следует учесть ряд технических требований, которые сформировались после работы так называемыми программами «тестовые оболочки», самой работы системы автоматизации контроля уровня знаний учащихся. «Тестовые оболочки» имеющие большое распространение в интернете, представляют из себя программу в которой в определенной файл пользователь забивает вопросы с ответами, таким образом формируется база тестовых заданий. При запуске программы дается возможность выбора нужного в данный момент тестовых заданий. Но хочется сказать следующие, что при работе такого рода программами возникают следующие трудности:

  1. возникновение ошибок выдачи вопросов и проверки правильного ответа во время тестирования учащегося или даже не запускание указанного набора тестовых заданий, это связано с тем, что при заполнение файла с вопросами пользователи ход и придерживаются правил ввода, но допускают ошибки характерные пользователям не имеющие преставление работы персонального компьютера;
  2. файлы которые содержат вопросы с ответами в большинстве случаев имеют возможность просмотра, т. е. учащиеся спокойно могут заранее просмотреть ответы.

Поэтому исходя из этого первоначальные технические требования относящиеся к работоспособности и защищенности от взлома базы тестовых заданий, по-моему должны быть сформулированы таким образом:

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru