Профилактика и коррекция оптико–кинетической дисграфии у старших дошкольников и младших школьников
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Профилактика и коррекция оптико–кинетической дисграфии у старших дошкольников и младших школьников

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей по различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев и др.) высказывают различные причины и предлагают различные методики коррекционной работы.

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию.

Смешанный вид дисграфии предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу. У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируются между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.

Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ).Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Вниманию специалистов я предлагаю собственную работу: комплект практических занятий, предназначенный для работы с детьми при оптико-кинетической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации и отработанные мной занятия на каждую букву.

Данное пособие представляет собой практический материал и составлен мной с учетом методических требований:

  • развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т.ч. и буквенного.
  • уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  • формирование пространственного восприятия и представлений.
  • развитие мелкой моторики.
  • развитие зрительного анализа и синтеза .
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных обозначений.
  • дифференциация смешиваемых на письме букв.

Занятия пронумерованы в алфавитном порядке букв. Каждое занятие для удобства составлены для одной, конкретной буквы на отдельном листе.

Кратко опишу методику и задачи работы предлагаемых занятий:

1 задание

Задача: Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Параллельно проводится ознакомительная и познавательная работа по начертанию букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв.

2 задание

Задача: Формирование зрительного гнозиса и праксиса. Игра «Путница». Нужно найти спрятанную новую ( не говорим какую!) букву. Параллельно, например на уроках математики, проводится работа по разъяснению понятий: «обвести в кружок » и «по контуру».

3 задание

Задача: Выявление образа буквы в зашумленном ,заштрихованном варианте. Параллельно ведется работа по знакомству с геометрией: ломанные линии, клетка, параллельные прямые и т.д.

4 задание

Задача: Сформировать пространственное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном положении. Параллельно проводится работа по формированию понятий: «наклон» и «лево-право».

5 задание

Задача: Развитие пространственных отношений. Выделение знакомой, новой буквы. Параллельно формируется пространственное положение предмета, в частности «НА».

6 задание

Задача: Развитие зрительного анализа и синтеза. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. Желательно параллельно на занятиях по развитию речи уделять внимание упражнениям :- Назвать слова начинающиеся на звук…. .

7 задание

Задача: Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра «Буква поломалась». Параллельно проводятся задания по развитию пространственного восприятия: верх-низ, лево-право, с боку, впереди и т.д.

8 задание

Задача: Сформировать зрительное узнавание буквы. Параллельно проводятся занятия по лепке, рисованию ,штриховке, графические диктанты .

Предлагаемая методика апробирована в работе с дошкольниками (при подготовке к школе по программе «Радуга»,частных уроков) и при коррекции-профилактики дисграфии в начальных классах МОУ гимназии №2 г.Нелидова Тверской области. Динамика положительная! Занятия проходят всегда с интересом. Использование в работе данного пособия позволит родителям, воспитателям, учителям начальных классов, учителю-логопеду, репетиторам в течение года провести эффективную коррекционную и профилактическую работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

Приложение.

Используемая литература:

  1. Р.И.Лалаева .Методическое наследие.Кн.4:Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М-Владос,2003г.
  2. О.Н.Яворская. Развитие письменной речи у школьников.КАРО-С-Петербург.2007г.
Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
Урок-семинар с элементами дискуссии в 10-м классе по теме "Противоречия личности Ивана Грозного. Их влияние на развитие страны"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок-семинар с элементами дискуссии в 10-м классе по теме "Противоречия личности Ивана Грозного. Их влияние на развитие страны"

Задачи:

  1. Организовать максимальное информационное обеспечение вопроса семинара.
  2. Учиться воспринимать активно новую информацию, умело делиться полученными знаниями, уверенно отстаивать свою позицию - вырабатывать навыки оратора, полемиста, спорщика.
  3. Учиться выделять практический и воспитательный аспект полученных знаний.

Для подготовки к семинару учащимся предложена характеристика Ивана IV, данная писателем В. Костылевым в романе "Иван Грозный".

"Много было разговоров и о личности московского царя. Суждения были крайне противоречивы.

Кто сравнивал его с Чингисханом, говорил о нем, как о человеке, стремящемся к завоеванию всей Европы, окружившем себя льстецами, искателями приключений, всякого рода дельцами.

Другие, сравнивая его с Нероном, утверждали, что он кровожадный тиран, которому доставляет удовольствие мучить людей.

Третьи называли его сумасшедшим развратником, жертвою беспробудного пьянства и звериной похотливости.

Четвертые, напротив, утверждали обратное: московский царь - умный, трезвый государственный деятель, добрый, приветливый и слишком доверчивый, его часто обманывают собственные же, отечественные князья. Они стесняют его действия, мешают ему в его реформах.

Нашлись и такие, которые называли его гениальным государем, лучшим в Европе дипломатом и правителем".

В тексте пять различных точек зрения, что позволяет сформировать пять групп учащихся. Каждая группа получает задание подтвердить или опровергнуть названные качества личности первого русского царя.

Для выполнения задания учащимся предложена литература.

  1. Дмитрий Кедрин "Зодчие". Газета "История" № 45, 2002
  2. Журнал "История СССР", 1991 год, №№ 4,6
  3. Журнал "Преподавание истории в школе", 1994 год, №№ 2,4
  4. Ишимова А.И."История России в рассказах для детей", Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993, Иркутск
  5. Костылев В.И. "Иван Грозный", роман в 3-х томах, Домодедово, ВАП, 1993 год
  6. Кн. "Московское государство", стр. 445, 474, 475, 478
  7. Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. "История Древнего мира", методическое пособие для учителя, стр. 314, Москва, 1998
  8. Пашков Б.Г. "Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий", М., ЦентрКом, 1997
  9. "Политики и правители", Краткий биографический справочник. М. :"РИПОЛ КЛАССИК", 2001
  10. "Раскаявшийся деспот", "Великие тайны прошлого", Ридерз Дайджест, 1996
  11. Смертная казнь в России. Газета "История" № 43, 2002
  12. Учебники истории России разных авторов
  13. Энциклопедия для детей, т. 5, ч. 1. История России от древних славян до Петра Великого. Москва, "Аванта+", 1995
  14. Энциклопедия для детей, т. 5, ч. 3. История XX век. Москва, "Аванта+", 1995

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Во вступительном слове отметим, что для понимания истории важен учет влияния на нее личностей. Люди, лидеры, видные деятели приводят в действие географические, природные, экономические, внешнеполитические и другие условия. Поэтому очень важно понять формирование характера таких лидеров, их человеческие пристрастия, их сильные и слабые стороны, потому что личностные качества лидеров отражаются в их деятельности, влияют на историю народа.

В личности Ивана Грозного, по оценкам современников и отечественных историков, много противоречивого. Он гениальный государь - кровожадный тиран, трезвый государственный деятель - сумасшедший развратник, лучший в Европе дипломат - не умел разбираться в людях. Царь добрый, приветливый - жестокий самодержец, понимает интересы своего народа - разорил, обезлюдил страну, окончательно закрепостил крестьян. Этот список можно продолжить.

Время правления Ивана Грозного - время окончательного оформления традиционного русского общества. Сложилась деспотическая система власти. Государство стало восприниматься как царева вотчина, а государь - собственник земли. Иван IV сформулировал один из ключевых принципов самодержавия: "Жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнить вольны же". В правление Ивана Грозного в России окончательно сложилась система самодержавной власти.

2. Выступления учащихся. Дискуссия о личности Грозного

В своих выступлениях учащиеся приводят примеры противоречивых поступков царя. В указанной литературе достаточно примеров, отрицательно характеризующих как личные качества царя, так и его управление государством. Но чтобы быть объективными, приведем и положительные характеристики, причем на каждый аргумент есть возможность привести контраргумент, объяснить, оспорить и даже оправдать. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией картин известных художников по теме дискуссии, необходимыми фотографиями.

Примеры жестокости и неблагодарности:

1) Окольничий Алексей Адашев, реформатор 40-50-х годов XVI в., положил начало местному самоуправлению, суду присяжных, законодательному регулированию власти монарха, умер в опале, его род был вырезан под корень. Жестокая участь постигла и его единомышленников по Избранной раде.

2) В кн. "Московское государство" есть рассказ Андрея Курбского о взятии Казани, где русские одержали блестящую победу. "На третий день царь наш вместо благодарности отрыгнул нечто неблагодарное: "Не мог я вас мучить, пока Казань была не побеждена, поскольку нужны вы мне всячески; а теперь ничто уже не мешает мне злобу и жестокость свою вам показать:".

3) В кн. Пашкова "Хроника правлений и событий" сказано о том, что царь был грубым, любил праздность и шумные забавы, выходящие за рамки дозволенного. Он мог жестоко расправляться с людьми, разгневанно кричать, топать ногами, лить на головы кипящее вино, палить бороды, раздевать донага и ложить на землю в ожидании смерти. А потом вдруг милостиво простить.

4) Деспотические наклонности Ивана Грозного начали проявляться уже в 12 лет. Об этом пишет Андрей Курбский в "Истории о великом князе Московском".

Сначала Иван IV проливал кровь бессловесных животных, сбрасывая их с высоких крылец и теремов.

В 15 лет начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали избивать и грабить простых людей, мужей и жен.

А в 17 лет уже приказал убить многих (Курбский называет 9 человек). Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам видел, как на деле исполнялось. А льстивые наставники поощряли его поступки с детских лет, хвалили, "О храбр будет этот царь и мужествен!"

5) Участник многих войн старец князь Иван Турунтай-Пронский постригся в монахи, но его, невзирая на сан, утопили по приговору светской власти.

Воевода Никита Казаринов-Голохвостов, ожидая беды, уехал из Москвы и принял постриг в монастыре на берегу Оки. Но царь разыскал его и велел взорвать на бочке с порохом:

Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле.

В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и детей.

От гнева Ивана Грозного укрыться было трудно

Примеры безнравственного поведения царя и его окружения

1) Андрей Курбский в письме Ивану Грозному указывает злодеяния, которые творят опричники с ведома царя: ":девушек собрав невинных, за собою их в подводах возят и бесстыдно чистоту их растлевают, не удовлетворяясь уже своими пятью или шестью женами".

2) В романе Костылева "Иван Грозный" читаем о том, что в Москве заведено гостей напоить до беспамятства. А если кто этого не делает - позор ему и посрамление.

И у самого царя его приближенные часто пировали. Много пили и ели. Под утро расходились, да еще и не все". Такой разврат и пьянство не считались пороком.

Примеры "мудрости", "дипломатичности" и "гениальной" политики

1) Совсем не мудро, а жестоко и бессердечно поступил Иван Грозный с искусными мастерами, зодчими Бармой и Постником Яковлевым, построившим храм в честь взятия Казани. Он приказал ослепить их, если верить легенде. Сегодня храм Василия Блаженного (Покровский собор) в числе семи чудес России. А сколько еще замечательных творений создали бы они, украшая Русь!

2) Единственная государственная реформа, которую Иван Грозный провел самостоятельно, - это опричнина, которая является довольно странной реформой. Когда царь разделил земли на опричнину и земщину, для русского народа началось царство страха. Царь лично принимал участие в пытках и казнях противников. Его личные владения защищало войско от 1000 до 6000 человек. От кого защищало?

3) Можно выделить несколько причин распада Избранной рады, все они сводятся к личности царя. Среди прочих неумение ждать, когда политика принесет результаты. А советники предлагали путь медленных, постепенных реформ. А льстецы восхваляли его мудрость.

Положительные оценки правления Ивана Грозного

1) В книге Пашкова "Хроника правлений и событий" (стр.193) дается положительная оценка государя. Рассказывается, что в течение трех лет, благодаря Сильвестру и Адашеву, мудрая умеренность, человеколюбие, дух кротости и мира стали правилом для царя и его приближенных. Царь приказал собрать в Москву со всех концов России представителей разных народностей. Он выступил перед народом с пламенной речью, в которой каялся перед народом о принесенном ранее зле и обещал исправиться, стоять за справедливость. "Отныне я судья ваш и защитник",- так закончил свою речь Иоанн. Алексею Адашеву было поручено принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных. Народ вместе с царем плакал от умиления.

2) (Там же) "Царь "устроил" державу и предложил духовенству устроить церковь. Были заведены духовные училища в Москве и других городах страны.

Иоанн принял меры к просвещению России. В страну из-за рубежа пригласили более 150 человек - художников, аптекарей, типографов, лекарей, ремесленников и других специалистов, но Ливонский орден воспрепятствовал их прибытию. И только несколько человек тайными путями добрались до Москвы".

3) (Там же) "Царь был упорен в достижении цели - взятии Казани. Проявлял настойчивость и активную деятельность, сам возглавлял войско в походе. Казань была взята. Когда он возвратился в Москву, его сплошной стеной встречал народ. Царь обратился к народу с речью. Теплой и искренней была встреча. Вся Россия пребывала в радости. Царь дал торжественный обед в Большой Грановитой Палате, был весел и щедр.

Другое славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.

Иван IV установил торгово-дипломатические отношения с Англией во время правления королевы Елизаветы, затем Марии. Англичане открыли торговый путь в Россию, которым воспользовались и другие страны, например, Голландия".

4) Русский историк С.М. Соловьев вспоминал: "Попала мне в руки История Карамзина:я прочитал ее не менее двенадцати раз: Но некоторые тома любил я читать особенно; самые любимые тома были: шестой - княжение Ивана III и восьмой - первая половина царствования Грозного; здесь действовал во мне отроческий патриотизм: любил я особенно времена счастливые, славные для России".

5) Иван Грозный тяжело переживал смерть первой жены Анастасии, убийство любимого сына Ивана, совершенное в гневе. Испытывая раскаяние, он велел составить список жертв своего ужасного правления (синодики), который перед его смертью в 1584 г. вырос до 3000 с лишним имен. Копии этого списка, вместе с денежными пожертвованиями, были разосланы по крупнейшим монастырям России с распоряжением молиться за упокой их душ.

3. Личность Ивана Грозного в оценке историков

  • С.М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях царя:его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал".
  • Н.М. Карамзин, историк: "Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".
  • С.С. Бахрушин, историк: "В лице Ивана Грозного : мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы".

Иван Грозный считал себя преемником Римских и Византийских императоров. Российский философ Г.П. Федотов писал по этому поводу: "Византийский император, добровольно подчиняющийся своим собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными": "Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовать себя связанным законом": "С другой стороны, восточный деспот, не связанный с законом, связан с традицией, особенно религиозной. Иван IV и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя".

В эпохе Ивана Грозного историки ищут истоки кризиса нравственности. Она упала тогда, когда, как указывал С.М. Соловьев, "водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего". Защитник русской земли - "лютый царь" разорял русские города и села "пуще турецких басурманов". Царь попирал обычаи, традиции, христианские представления о справедливости и порядке.

3. Обобщение выступлений учащихся

Обобщая выступления учащихся, отметим, что вся деятельность Ивана IV - "грозного царя" - отражает трагическое противоборство подлинной мудрости, целеустремленности, невероятной работоспособности и дальновидности с тяжелыми маниакальными приступами необузданного гнева, болезненной неудовлетворенности и подозрительности. Л.Н. Толстой имел основания, когда называл царя душевнобольным.

4. Влияние личности Ивана Грозного на ход истории (этот материал сообщается учителем на основании собственных исследований вопроса)

Как мы видим, однозначной оценки нет, да и быть не может. Каждый оценивающий личность Ивана Грозного исходит из своих личных представлений о путях развития России, из реалий своего времени. Однако был такой человек, который оценивал личность Ивана Грозного однозначно положительно. Это Сталин.

Русский философ Г.П. Федоров, сравнивая личность Сталина и русских царей, писал: "Как правитель России, Сталин является преемником царей московских и императоров всероссийских с их капиталом восточной покорности 150 млн., не раз испытанным в былых революциях с высоты престола". То есть от своих предшественников Сталин получил капитал - покорность народа.

Еще в 1929 г. Малая Советская Энциклопедия писала об Иване Грозном так:

"Как личность, Иван IV очень сложен: крайняя неуравновешенность, развратность, жестокость, доходившая до садизма, и припадки религиозного мистицизма сочетались с большим политическим умом и публицистическим талантом".

В эпоху Сталина царя и его правление стали оценивать только положительно. В этом духе была выдержана первая серия фильма "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, заслужившая похвалы и награды. Но вторая серия уже вызвала недовольство властей и на экраны не вышла.

4 сентября 1946 г. ЦК принял Постановление, в котором говорилось: "Режиссер С. Эйзенштейн обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов:, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером - слабохарактерным и безвольным:".

Как вспоминал писатель Всеволод Вишневский, сам И. Сталин говорил тогда же, что режиссер, "отвлекся от истории, изобразил каких-то дегенератов - опричников, не понял, что опричники были прогрессивными элементами, не понял значения репрессий. Россия была раздробленной, хотела объединиться, создавалось централизованное государство. Иначе Россия попала бы под новое иго. Россия вправе была карать врагов внутри и извне. Возьмем Ивана Грозного. Мы знаем, что это был человек с волей и характером. А нам дан какой-то убийца".

Генрих Боровик, историк и публицист, в своей программе от 29 декабря 2002 года рассказывал о том, что как раз в это время историограф Нечкина работала над большим томом об Иване Грозном. Она оценила роль опричнины как отрицательную и реакционную. Но когда она узнала об отношении Сталина ко второй серии фильма, она срочно заменила слова "отрицательная и реакционная" на "положительная и прогрессивная".

Зная о репрессивной политике Сталина, ее можно понять.

Эдвард Радзинский в своей программе "Гении и злодеи, рассказал о том, что Сталин, читая книги, всегда делал на полях пометки. В книге об Иване Грозном на полях было много пометок: Учитель! - с несколькими восклицательными знаками. Чему научился Сталин у Ивана Грозного? Оценивая положительно личность и правление Ивана Грозного, он искал оправдание своей репрессивной политике, надеясь оправдать все сотворенное исторической необходимостью и закономерностью.

Только великая деспотия может создать великое государство - точка зрения Ивана Грозного и Сталина.

4. Заключение, подведение итогов

Подводя итоги урока-дискуссии, отметим, что противоречивая личность Ивана Грозного оказала большое влияние на ход истории.

С одной стороны, выросла территория, решены внешнеполитические проблемы на востоке. С другой стороны, не решены проблемы на западном направлении. Страна приобрела там противников в лице Швеции, Литвы, Польши, которые уже скоро заявили о себе.

С одной стороны, Россия стала сильным централизованным государством. Многие и сейчас считают, что иного не дано. С другой стороны, обезлюдивание страны, истребление лучших умов Отечества, что не способствовало в дальнейшем ни экономическому, ни культурному развитию страны.

Холопство, введенное Иваном Грозным, опричнина, деспотизм, терроризм так глубоко пустили свои корни в нашей истории, что избавиться от них непросто. И непросто потому, что, как мы видим, оценка всего этого не только отрицательная, но и положительная.

Об этом же говорит и тот факт, что в проекте "Имя Россия. Исторический выбор 2008" Иван Грозный получил большое количество голосов.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru