Игровая познавательная программа для детей семи—девяти лет "Вверх по волшебной реке"
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Игровая познавательная программа для детей семи—девяти лет "Вверх по волшебной реке"

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Пояснительная записка

Целью работы педагогов эстетического цикла является воспитание гармонично развитой личности. Понимание языка различных видов искусства является залогом проникновения в суть шедевров литературы, музыки, живописи.

Наша игровая программа выстроена таким образом, чтобы дети могли быть не только безмолвными слушателями. Они активно включены в действие: учатся переживать,  слышать и видеть новое в знакомых сказках. Учащиеся осваивают терминологию  различных видов искусства. Приглашая ребят в сказочное путешествие, реставраторы поврежденной книги исподволь привлекают участников процесса говорить на грамотном русском языке, учат ценить труд, который вкладывается создателями в произведения искусства. Нами используются различные виды деятельности учащихся: слушание и анализ поэтических текстов, сказок, музыкальных фрагментов, целенаправленное рассматривание картин классиков и детских работ. Включены игровые моменты: загадки, викторины, складывание пазлов.

Зал оформлен в виде волшебного леса. Чудо- дерево разукрашено сказочными атрибутами, которые служат подсказками для ребят  в определенных заданиях. Игрушки, сделанные учениками художественного отделения, придают еще больше волшебства. Это шмель, мухоморы, елки, светящиеся пни, диковинные цветы, рисунки, изображающие сказочных героев. Особое впечатление производят фольклорные персонажи русских сказок, выполненные в технике цветной пластики пластилином: Кикимора, Баба – Яга, Леший, Кощей бессмертный. Действие сопровождается музыкой русских сказочников с анализом характерных элементов музыкальной речи. На уроке звучат  песни А. Пинегина: «Ступа», «Барабашка», «Лукоморье». Они были выучены ребятами с музыкального отделения. По ходу сказочного действия мы смотрим  фрагменты музыкальных фильмов «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Конёк-Горбунок». Учащиеся художественного отделения подготовили большую иллюстрированную книгу-костюм в двух вариантах: порванную и отреставрированную. В действие внесены элементы театрализации.

Оборудование:

  • Карта волшебной реки и моря – Лукоморья со сказочными городами и островами;
  • портреты П.И. Чайковского, Н.А. Римского–Корсакова, А.П. Мусоргского, А.К. Лядова, Р.К. Щедрина, М.А. Врубеля, В.В. Васнецова, А.С. Пушкина, П.П. Ершова;
  • видеокассеты: фильмы-оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко»  Н.А. Римского-Корсакова, фильм-балет «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина;
  • репродукции картин русских художников;
  • детские работы.

Обозначения:

       музыкальная иллюстрация

    художественная работа

    видеоматериал

Цели мероприятия:

  • Установление контакта между слушателями, зрителями и исполнителями.
  • Коррекция межличностных отношений.
  • Взаимодействие учащихся младших и старших классов.
  • Создание атмосферы праздника и добра.

Вид мероприятия: игровая познавательная программа

Форма мероприятия: групповая.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  • Закрепить знания, полученные на соответствующих уроках музыкального и художественного отделений.
  • Расширить исторический, литературный, музыкальный, художественный кругозор младших и старших школьников.
  • Задействовать зрителей в посильном участии в игровом  познавательном процессе.
  • Обогатить словарный запас, привлечь внимание школьников к грамотной речи.
  • Научить сравнивать, сопоставлять форму выражения различных видов искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма через освоение сочинений русских классиков, национальных сказок.
  • Нацеливать детей на высокие нравственные качества: сочувствие, доброжелательность, трудолюбие, бережливость, уважительное отношение к труду и учебе.
  • Воспитание  культуры учащихся, любви и уважения к искусству через различные виды деятельности в атмосфере праздника.

Развивающие:

  • Развитие устойчивого интереса к классическому искусству через сказку.
  • Развитие креативных способностей  школьников: создание иллюстраций, сочинение  и исполнение песен.
  • Развитие коммуникативности.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности.
  • Формирование эстетических критериев, привитие хорошего вкуса.

Виды игровой деятельности:

1. Образовательная деятельность: через участие  в игре получение новых знаний. Определение художественных и музыкальных викторин, сказочных героев.

2. Восприятие: слушание исполняемой музыки, просмотр шедевров изобразительного искусства, работ учащихся школы.

3. Исполнительство: исполнение песен. Подготовка детьми работ сказочной тематики.

Ход мероприятия

Зал представляет собой библиотеку, на одной из стен которой виднеются картины волшебного леса. Сюда приходит незадачливая ученица, которая получила задание по русским сказкам. Девочка не любит читать, однако ей не хочется получить двойку. Она с трудом заставляет себя заниматься, приходит в библиотеку, чтобы выполнить задание. На сцене     -  девочка в костюме большой потрёпанной книги.

Ксюша заходит в библиотеку, бросает портфель, подходит к книжной полке.

Ксюша:   -     Опять   эти книги.…  Достали  уже!   (Вдруг слышит чей-то плач).

Ксюша:  -         Ой,   чо это?    Глюки у меня что ли? Не  может быть ….  Ты кто?   Чо ревёшь?  

Книга: -     Я… я  -  книга сказок…  

Ксюша:   -     Книга говорит?.. Ещё и ревёт? 

Книга -    У меня беда – а – а-а-а!      

Ксюша:  -     Какая беда? Тебе уроки учить не надо!    

Книга:  -     Да у меня настоящая беда! Сказки перепутались, картинки исчезли!  Кому теперь я такая … нужна!  /Плачет, причитает/.   Никто не захочет меня Чита – а – а – а - ть!    

Заходит библиотекарь, здоровается,  спрашивает, зачем пришла Ксюша.

Ксюша:  -   Да вот…, это… ну…, да задали вот, сказки читать. Будто делать   мне  больше нечего!  А  я «пару»  получу…Предки игру в комп  накроют, от «ящика» отключат.  

Библиотекарь. -   Я ничего не понимаю! Ты можешь сказать по-русски, что  тебе  задали?

Ксюша: -      Типа русские сказки.                

Библиотекарь. -    Поняла я тебя с большим трудом. Да, ваши ребята   приходили с  таким заданием, разобрали все книги. Осталась одна  книга.  Только  с ней  жутко обращались. Это была самая красивая книга,     необычная –  музыкальная. Но её испортили, - выдрали все картинки.                 

Ксюша вздыхает, разглядывая книгу, которая тихонько плачет. 

Библиотекарь:  -  К нам сейчас придут реставраторы, можешь остаться,  посмотреть,    да и задание своё сделаешь. 

Ксюша: -  (в сомнении) Ну, не знаю…, что делать- то, придётся остаться..

Библиотекарь. – Ребятам с художественного отделения школы искусства стало  жалко  книгу, и они принесли свои рисунки.       

Музыкант:  Наша книжка уникальная, потому-то музыкальная. Открываем   первую страницу. 

Звучит «Песня белочки» из оперы Римского-Корсакова.

Вопросы:

- Из какой сказки эта музыка? («Сказка о царе Салтане»).

- Какая музыка по характеру? (легкая, игривая, сказочная, воздушная).

- Какими средствами пользовался композитор?  (Высокий регистр придает  сказочное игрушечное звучание, инструменты подчеркивают волшебный характер музыки).

- Кто ее автор?   (А.С. Пушкин).

- Вы видели мультфильм по этой сказке?  (да).

- Каких героев сказки вы можете назвать?  (Салтан, Гвидон,  ткачиха,  поварихи, царица, сватья баба Бабариха, царевна   Лебедь,  33 богатыря).

Художник: Ребята, а вы знаете, что художник-иллюстратор Билибин является создателем детской книги народных сказок. Город Леденец из сказки Пушкина  как - будто разворачивается в пространстве. В глубине теряются башни и купола. Другие иллюстрации к этой сказке также весьма оригинальны. Обратимся к главным героям.

Ксюша:   - О, класс! Теперь я знаю, какие там прикиды были у ихнего   царевича.

Библиотекарь: - Ксюша, о чём ты говоришь? Ребята, помогите вспомнить, в  кого превращался царевич Гвидон?  (В комара, муху,  шмеля).

Вспомним стихи А.С.Пушкина.            

1. Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился,
Полетел и запищал, судно на море догнал.

2. В муху князь оборотился, полетел и опустился
Между моря и небес на корабль - и в щель залез.   

3. Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал;
Судно на море догнал, потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.

Музыкант: Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу на этот сюжет А.С.Пушкина. Мы уже послушали песенку белочки - вариации на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». А сейчас прозвучит знаменитый « Полёт шмеля» из этой оперы.

Ребята, как вы думаете, какие музыкальные средства выбрал композитор?  (Стремительный темп, высокий регистр, тихое звучание на пиано у флейты.  Мелодия словно кружится, напоминая  назойливое жужжание шмеля).

«Полет Шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкант: В чудесной оперной сказке Н.А. Римского-Корсакова «Садко» Волхова превращается в речку, спасая своего возлюбленного. Давайте посмотрим фрагмент из этой оперы.

«Колыбельная Волховы» Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкант: Какой характер у этой музыки? (Звучала мягкая чудесная мелодия в медленном, убаюкивающем темпе. Мерцающие краски мажора и минора, особая «морская» гамма придает еще больше загадочности  этой красивейшей мелодии).

Художник: Ребята, посмотрите на портрет знаменитой певицы, любимой исполнительности  Н.А. Римского-Корсакова Н.И. Забелы-Врубель. Как называется этот портрет? (Царевна – Лебедь). Вы видите, что художник изобразил именно тот момент, когда Лебедь превращается в прекрасную Царевну. Атмосфера сказки рождает своеобразие живописно – пластической манеры Врубеля, запечатлевшего видимый мир на грани реальности и фантастики. Все зыбко и склонно к превращению, прозрачные одежды Царевны -  в крылья, крылья  - в волны моря.

Библиотекарь:  -   Ребята, а кто помогал Ивану поймать жар-птицу, найти царь-девицу, искупаться в котле с кипящим   молоком  и стать настоящим молодцем? ( Конёк-Горбунок).

С волшебного дерева снимается подкова и перо.

Библиотекарь. - Давайте вспомним, как его описывает  П.П.Ершов:

Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Фрагмент фильма-балета «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина.

Музыкант: Наша волшебная река привела нас к острову «Маршей». Какие сказочные марши вы знаете? Марш Царя – Гороха из балета «Конёк-Горбунок» Щедрина,  «Марш деревянных солдатиков» Чайковского,  Марш из балет «Щелкунчик» Чайковского,  Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»  Прокофьева,  «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова,  Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Глинки.

Музыкант: Чем же отличаются именно сказочные марши? В них всегда яркая мелодия, характерный пунктирный ритм. Часто композиторы используют высокий регистр, переклички духовых инструментов, хрустальный тембр колокольчиков. Типичная для маршей аккордовая фактура наполнена живописно – яркими, сказочными увеличенными трезвучиями. Ладовая переменность – мажор и минор – придает звучанию еще большую таинственность.

«Марш Черномора»  М.И. Глинки.

Музыкант: - По нашей волшебной реке мы проплываем мимо сказочных городов.

Библиотекарь; – Назовите волшебных героев русских  сказок:

Снегурочка, Черномор,  Кикимора, Леший, Чудища Морские,

Золотой петушок, Барабашка, Домовой, Дед Мороз.

Библиотекарь:

«Баба - страшная Яга, вместо носа – кочерга!
Ходит, бродит здесь и там по болотам  и  лесам!».

Музыкант:  - Баба-Яга  Чайковского пугает ребятишек,  девчонок и    мальчишек.

Звучит фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Баба - Яга».

Музыкант: Ребята, почему эта Баба-Яга такая страшная? (звучит резкая мелодия с акцентами в быстром темпе).

Художник: Ребята нарисовали портреты страшной Бабы-Яги с использованием темной, холодной цветовой гаммы грязных оттенков. У неё огромный крючковатый нос, растрепанные волосы, кровожадные клыки торчат из страшного рта. Длинные костлявые руки будто тянутся к нам, пытаясь схватить.  На горбу Бабы-Яги сидит черный котище – ее вечный спутник в колдовских проделках. Дремучий тёмный лес, громадные ядовито-красные мухоморы, корявые пни дополняют неприглядную картину.

Показываются детские работы со страшной Бабой-Ягой.  

Музыкант: - Баба- Яга Мусоргского пустилась в пляс,  удивит она всех нас!

Звучит фрагмент пьесы М.П. Мусоргского «Баба - Яга».

Музыкант: Чем отличается Баба-Яга Мусоргского?  Сильные резкие звуки подражают ударам клюки сказочной старухи. Причудливо звучат большие скачки  в мелодии на фортиссимо. В вихре звуков вырисовывается энергичная лихая мелодия дикой пляски: форшлаги и выразительные паузы усиливают впечатление от колдовского танца.

Художник: Танцующую Бабу-Ягу ребята изобразили при помощи пластилина светлых тонов. Лицо у нее не злое, а увлеченное пляской. Руки не тянутся к нам, а танцуют.

Демонстрируются соответственные детские  рисунки.

Художник: В картине В. Васнецова «Баба-Яга» восходящий месяц озаряет прозрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несется Ведьма. Кажется, мы слышим скрежет клыков Бабы-Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния.

Ксюша: - У меня тут вопрос: Надо назвать крутую тачку Бабы – Яги. (Ступа). 

Снимается ступа с волшебного дерева.

Звучит песня «Супчик» А Пинегина.

Ксюша: - Интересно, кем приходилась Баба-Яга Кощею Бессмертному? А сколько же лет Кощею Бессмертному?

Художник: Кощей изображен прямыми линиями, подчеркивающими угловатость, костлявость. Он окружен паутиной, летучими мышами.

Детская работа «Кощей Бессмертный».

Художник: Ребята, давайте вглядимся в известную работу художника-сказочника В. Васнецова. В подземелье своего дворца Кощей уговаривает прекрасную Царевну стать его женой. Пряди волос и бороды Царя змеятся по его груди, а зубцы короны извиваются, как пиявки. Но носы туфель зловеще загнуты. Они похожи на когти. Лезвие окровавленного меча изгибается в его костлявых руках. Он, словно сетью, опутывает  царевну обещаниями и угрозами.

Музыкант: – Сегодня мы много раз называли композитора - сказочника  Н. А.   Римского-Корсакова. Одна из его последних опер называется « Кощей Бессмертный».

Ксюша: - У меня ещё задание: Вспомнить сестру Бабы – Яги, которая  живёт в болоте (Кикимора).

Библиотекарь: Композитор   Анатолий Константинович  Лядов   придумал такую сказку:

 «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах! От утра до вечера тешит Кикимору Кот - Баюн. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальчатой колыбелечке.  Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова - то у ней малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловище не познать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора  с утра до вечера; Свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи….. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной.

Каждая строчка иллюстрирована детскими рисунками.

Художник: Ребята, какими средствами пользовались художники для изображения Кикиморы?  Правильно, это нечисть болотная нарисована коричнево-зелеными красками грязноватных  тонов. Спутанные волосы смешались с болотной травой. Колыбелечка сверкает серебристыми алмазными красками.

Звучит «Кикимора» А.К. Лядова с комментариями.

Музыкант: пьеса открылась картиной таинственного ночного пейзажа. Низкий регистр и «темное» звучание виолончелей и контрабасов изображают каменные горы, потонувшие во мраке. «Хрустальчатая колыбелечка» и мерцание ночных звезд нарисованы прозрачным светлым высоким регистром флейт и челесты. Попрыгунья Кикимора с ее резкими суетливыми движениями обрисована в жанре стремительно скерцо. Октавные скачки, воздушные паузы, «волшебные» увеличенные трезвучия передают ужимки и гримасы Кикиморы. В кульминации поднимается страшный переполох: на фортиссимо звучит терцовый мотив Кикиморы в плотной оркестровой фактуре. После генеральной паузы в одиночестве раздается жалкий писклявый голосок у флейты – пикколо. Он может вызвать только улыбку: «Ай да Кикимора! Что о себе возомнила!».

Библиотекарь: Как зовут родственников Бабы-Яги? (Леший, Барабашка, Домовой).

Музыкант:  -    Композитор  А. Пинегин написал песню про Барабашку

Звучит песня «Барабашка».

 Дети показывают свои рисунки к этой песне.

Библиотекарь (показывает «разорванные» картинки): -  Ребята, что у нас осталось от этих картинок?! Давайте попробуем их собрать, чтобы поместить в нашу книжку.

Дети складывают  картинки из пазлов -  Царевна-Лебедь, Баба-Яга, Садко, Черномор.

Библиотекарь:  -   Вот  мы приплыли по нашей волшебной реке к  морю- Лукоморью.

Звучит песня «Лукоморье» А. Пинегина

Пританцовывая,  выходит красивая,  счастливая книжка.

Ксюша с восторгом смотрит на неё: - Ух, ты! Красота, какая! Вот это да!

Библиотекарь: – вот  видишь, сколько трудов мы приложили, чтобы восстановить книжку. Как старались художники и музыканты! Теперь её можно прочитать, посмотреть, послушать. Ребята, берегите книги!

Ксюша: - Сколько полезного я узнала! Книжки тоже бывают интересными - с красивыми картинками, да ещё и с музыкой! Я тоже хочу научиться  понимать музыку и рисовать! Пойду-ка    учиться  в школу искусств!

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru