Урок математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость. Повторение"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Урок математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость. Повторение"


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:

Оборудование: Карточки, магнитная доска с магнитными держателями, миллиметровая бумага, карта Башкортостана обтянутая пленкой с нанесённой на ней координатной плоскостью (см. рис. 1), сигнальные карточки, плакаты, координатные плоскости, заранее приготовленные учениками дома (2 большие, 2 маленькие).

Плакат: «Повторение – мать учения».

Девиз: «Чем больше я работаю, Тем больше я учусь.» (М. Фарадей) 

Ход урока

1. Организационный момент.

На сегодняшнем уроке мы должны повторить темы: «Сравнение чисел», «Модуль числа», «Параллельные и перпендикулярные прямые», «Координатная плоскость».

2. Актуализация знаний, ответить на вопросы и выполнить задания устно (карточки).

Учитель: Чему равны модули положительных, отрицательных чисел и «О»?

Обучающийся формулирует правило

Учитель: Найдем модули следующих чисел. Работаем с сигнальными карточками (на парте для каждого обучающегося карточка в форме гантели (можно любой) окрашенная с одной стороны зеленым цветом с другой стороны красным) Если вы согласны с ответом, то показываете зеленую сторону карточки, если нет – красную.

|81|; |-3,2|; |-70|; |а|, при а > 0, при а < 0. (карточки)

Учитель: Сформируйте правило сравнения двух отрицательных чисел.

Обучающийся формулирует правило

(сигнальные карточки).

Назовите знак сравнения, который надо поставить вместо звёздочки.

-2*-4; -0,8*-0,6; -1*-10. (карточки)

Учитель: Сформируйте правило сравнения чисел с разными знаками.

Обучающийся формулирует правило

Сравните числа (сигнальные карточки).

5 *-50; -9,5* 0; 1 *-1; -3 2*5 3; 0 *-0,1 (карточки)

Учитель: Какие прямые называются параллельными?

Ответ обучаемого

Учитель: Какие прямые называются перпендикулярными? (сигнальные карточки убрать)

Ответ обучаемого

Учитель: Определите на глаз, какие прямые

  1. параллельные,
  2. перпендикулярные.

(рисунки на доске)

Повторим тему «Координатная плоскость

Учитель: Как найти координаты точки на плоскости?

Учитель: В какой последовательности записываются эти координаты? Учитель: Как строится на координатной плоскости точка?

Учитель: Какой знак имеют координаты точки расположенной в I, II, III или IV четверти?

3. Определение координат точек.

1. Работа с магнитной доской (используется набор магнитных букв латинского алфавита) На магнитной доске буквы. Определите координаты указанных точек.

2. Работа с картой.

Перед вами карта Башкортостана. Поэт Мустай Карим написал прекрасные слова о ней в стихотворении «О березовом листе»:

Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листа,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
* * *
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесённым ветерком, –
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищён твоею широтой!

Живём мы с вами в Республике Башкортостан (см. рис.1), в Бирском р-не, в п. Березовка. На карте это примерно здесь (работа с картой). На ней относительно г. Бирска построена система координат. А сейчас мы совершим экскурсию по крупным населённым пунктам Башкортостана. Назовите координаты этих городов. (Можно использовать карту России, другого государства, страны, республики,…)

  1. Первый город, куда мы отправимся – это Уфа, – наша столица с населением около 1200 тыс. человек.
  2. Стерлитамак
    Здесь находятся крупные заводы: «Каустик», «Сода» этот город с 1919 г. по 1922 г. был нашей столицей.
  3. Нефтекамск – завод автосамосвалов, завод изготовления искусственной кожи «Искож». Это город нефтяников.
  4. Туймазы. В этом городе развито машиностроение.
  5. Отправимся в город Белорецк – в город металлургии.
  6. В Мелеузе развита химическая промышленность.
    (Данные на 1997 г.)


Рисунок 1 – Карта Республики Башкортостан.

Плакат численности населения (вывешивается на доску)

Октябрьск 110,7 тыс. ч.
Салават 156,2 тыс. ч.
Белебей 57,7 тыс. ч.
Бирск 38,6 тыс. ч.
Благовещенск 30,0 тыс. ч.
Баймак 17,4 тыс. ч.
Сибай 55,5 тыс. ч.
Учалы 37,5 тыс. ч.
Агидель 20,2 тыс. ч.
Дюртюли 30,0 тыс. ч.

Выполнить диаграмму (любую) на заготовленных листах с указанным масштабом.

4. Построение точек по координатам.

Учитель: Ребята мы с вами научились строить квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, окружность. А сейчас познакомимся с новыми геометрическими фигурами. Построим по указанным координатам параллелограмм и дельтоид. К доске идут два ученика.

(Плакат с координатами)

А(-7;3) В(0;3) С(2;-2) D(-5;-2) – параллелограмм
Е(3;3) F(6;6) M(9;3) N(6;-4) – дельтоид

Остальные выполняют на маленьких прямоугольных системах координат (заготовленных дома) разными карандашами эти геометрические фигуры (см. рис. 2).


Рисунок 2 – Геометрические фигуры: параллелограмм, дельтоид.

5. Выполнение разноуровневых заданий

(подготовка к дифференцированной контрольной работе)

Учитель раздает лист с трехуровневыми заданиями. Все задания решаются у доски обучающимися. Если класс сильный, то выполняют самостоятельно, ответы сверяются или подбираются дифференцированные задания, чтобы обучающийся самостоятельно выбирал уровень, с заданиями которого они могут справиться.

1 уровень сложности

1. Найдите на получившемся рисунке параллельные отрезки. Назовите отрезки перпендикулярные оси ординат. Укажите координаты точек пересечения с осями координат.

2 уровень сложности

2. На этом же рисунке постройте точки А(-4;1), В(3;1), С(3;-3) – вершины прямоугольника АВСD. Найдите координаты четвертой вершины прямоугольника и вычислите его периметр и площадь, если единичный отрезок равен 0,5 см. (D(-4;-3), Р=11см, S=7см?).

3 уровень сложности

3. Постройте диагонали прямоугольника и найдите координаты точки О, пересечения диагоналей, если сместить прямоугольник на 1 клетку вправо и 1 клетку вниз. Чему равно произведение координат точек D и О? (О(1,5;-2), 12,-3)

4. Даны точки А(-а;-b), В(2а;-b), С(2а;2b), где а?0, b?0. Найдите координаты точек пересечения сторон треугольника АВС с осями координат. ((0;0), (2а;0), (0;-b))

5. Игра дешифровщик (каждому ученику раздается конверт с указанием координат точек)

Учитель: К нам в школу для 6 класса пришло зашифрованное письмо. Давайте его расшифруем. У вас на руках карточки с указанием координат точек. Возьмите большую систему координат (заготовленную дома), стройте эти точки на ней и сразу же последовательно их соединяйте, т. е. соедините, друг за другом, как они записаны. Угадайте, кто получится.

Задание к игре.

A(0;8), В(2;5), C(2;l l), D(6;10), E(4; 9), F(4;5), K(3;0), L(2;0), M(l;-7), N(2;-8),
О(0;-8), Р(0; 0), R(-l; l), S(-3; ), T(-2; 3), U(-3; 3), V(-4; 6)

В это время учитель расставляет на магнитной доске, вырезанные из картона или плотной бумаги макеты: «танков» и «ракет» для игры «Поражение цели».

6. Расшифрованное письмо

Итак, получился страус «математический» (см.рис.3).

Что вы знаете о страусе? Оказывается в отряде страусообразных три подотряда:

  1. Африканские страусы.
  2. Американские страусы или их называют Нанду.
  3. Австралийские – Казуары и Эму.

У африканских страусов 2 пальца на ноге, у прочих – 3.

Страус самая крупная птица (приложения А-Г). Достигает высоты 2,5 м, его масса около 100 кг, развивает скорость до 50 км/ч, в особых случаях до 70 км/ч.


Рисунок 3 – «Страус».

7. Игра «Поражение цели»

Учитель: Поиграем в игру «Поражение цели».

I ряд «наводчики» уничтожают «ракеты»
II ряд «стрелки» уничтожают «танки»

Все работают с сигнальными карточками. Каждый поочерёдно встаёт и называет координаты указанной мной фигурки. Тот, кто согласен с этими координатами, то поднимает зелёную карточку, а кто нет - красную. Если хотя бы один член команды не согласен с координатами «наводчика», то фигурка остаётся на доске. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».

8. Чтение закодированного слова

(вывешивается рисунок с изображением точек на координатной плоскости)

Учитель: На доске новая прямоугольная система координат. На ней указаны точки, а снизу, на карточке, записаны координаты этих точек. Прочитайте слово по этим координатам в той последовательности, в какой они указаны (см.рис.4).


Рисунок 4 – Расшифруй слово.

9. Итог урока

Целью нашего урока было повторение основных понятий по указанным темам.

10. Домашнее задание

  1. Определите координаты точек на рисунках. Индивидуальное задание для каждого (материала по этой теме печатается много, привожу рис.5 и рис.6)
  2. Прямые АВ и ВС перпендикулярны. Из точки В проведен луч ВD так, что угол АВС составляет 9/14 угла DВС. Найдите угол АВС, если он – острый.(50°)
  3. Все повторить и разобрать классную работу


Рисунок 5 – «Верблюд».


Рисунок 6 – «Осел».

Список используемой литературы

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснокова, С.И.Шварцбурд «Математика 6кл.». Москва «Мнемозина» 2001.
  2. А.И. Ершова, В.В. Голобородько «Математика 6» (Дидактические материалы преднозначенные для организации дифференцированной работы учащихся)
  3. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» Москва «Просвещение», 1990.
  4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 2000.
  5. Хисматов М.Ф.,Сухов В.П.География Башкортостана. Учебник для 9 класса.- Уфа: Китап, 2000.
  6. Энциклопедия для детей. Биология. Том 2. Москва «Аванта+»,М.Аксенова, С.Исмаилова, 1994.
  7. Журналы «Математика в школе».
  8. Газеты «Математика» Издательский дом «Первое сентября».

Приложения

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru