Здоровьесберегающая среда в начальной школе. Выполнение требований к условиям и организации обучения
Познание 21 век - все об образовании и школах

Здоровьесберегающая среда в начальной школе. Выполнение требований к условиям и организации обучения


адреса школ

учебное

новости науки

реклама

Цель создания здоровьесберегающей среды в школе – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одной из немаловажных функций администрации школы является задача создания условий учебно-воспитательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Начальная школа МОУ СОШ № 1 г.Усть-Илимска осуществляет свою деятельность в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (Закон РФ “О санитарно– эпидемиологическом благополучии населения”, Закон РФ “Об образовании”):

– к организации УВП;
– к обеспечению двигательной активности;
– к воздушно-тепловому режиму;
– к санитарному состоянию;
– к организации питания учащихся.

I. Организация УВП

1. Соблюдение требований к минимальному возрасту детей при зачислении в 1-й класс

Прием в 1-е классы осуществляется в соответствии с пунктом 2.9.4. СанПиН 2.4.2.1178-02.

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев и осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (медосмотр в детской поликлинике, диагностика готовности детском саду, школе в присутствии родителей) о готовности ребенка к обучению.

2. Наполняемость классов

Наполняемость классов составляет от 13 до 25 человек. В классе коррекционно-развивающего обучения численность детей составляет от 9 до 12 человек.

3. Способы и ресурсы рационального использования учебного времени и внеурочной деятельности в начальной школе, направленного на сохранение здоровья ребенка

№ п\п

Учебные моменты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 Сменность занятий Только первая смена Чередование смен по полугодиям. В 1-ю смену – 7 классов, во 2-ю смену 4 – класса
2 Начало занятий 9.00 8.10
3 Продолжительность урока 35 мин 40 мин 40 мин 40 мин
4 Норматив недельной нагрузки ученика 20 часов 25 часов 25 часов 25 часов
5 Профилактика у учащихся утомления, нарушения осанки и зрения Перед первым уроком проводится зарядка в течение 5-7 минут. На каждом уроке проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, релаксационные паузы не менее 5 мин.
6 Удовлетворение потребности школьников в движении* В урочной деятельности
2 часа физкультуры 3 часа физкультуры 3 часа физкультуры 3 часа физкультуры
В течение дня
Перемены: 10, 15 мин.
Динамическая пауза 40 мин.
Перемены:
10, 20 мин.
Динамическая пауза 30 мин
Динамическая пауза не менее 1 часа в группе продленного дня (при ежедневных 3-х часовых занятиях), что соответствует норме
Во внеурочной деятельности преимущественно во второй половине дня (дополнительное образование)
Секция футбол – 25 % учащихся Секция футбол – 34 % учащихся Секция баскетбол – 20 % Секция баскетбол – 22 % учащихся
Учреждения дополнительного образования
Бассейн – 30 % Бассейн – 50 %
Самбо – 5 %
Школа искусств (отделение хореографии, спортивной гимнастики) – 15 %
4 раза в год спортивно-оздоровительное мероприятие “День здоровья”

*Суммарное количество времени первой половины учебного дня, позволяет удовлетворить биологическую потребность в движении младших школьников в течение недели и составляет около 9 часов в 1-х классах, около 10 часов во 2-х классах. Во второй половине учебного дня учащиеся начальной школы имеют возможность восполнить потребность в движении на занятиях дополнительного образования школы и города.

4. Соответствие расписания уроков ходу дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся.

Дневная кривая работоспособности соответствует гигиеническим требованиям практически во всех классах:

– утренняя гимнастика на 1-ом уроке (1 смена);
– первыми уроками стоят уроки “Литературное чтение”, “Окружающий мир”, “Музыка”, “Физическая культура”;
– пик нагрузки приходится на 2-3 урок, в расписании стоят “Математика”, “Русский язык”, “Английский язык”;
– динамическая пауза для 1-4 классов на свежем воздухе (при допустимой температуре) позволяет снять напряжение в середине учебного дня.

Недельная кривая работоспособности соответствует гигиеническим требованиям во всех классах начальной школы. Этот вопрос ежегодно стоит на контроле в начальной школе. Расписание соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к его составлению. Каждый год расписание сдается в Роспотребнадзор и анализируется, замечаний по начальной школе не было.

Соответствие требованиям:

– наименьшее количество баллов в понедельник, субботу во 2-4 классах (в 1-х классах занятий нет);
– наибольшее количество баллов приходится на вторник, среду (высокая работоспособность).

2006-2007 учебный год 2007-2008 учебный год 2008-2009 учебный год
П-27баллов, В-33 балла, С-33 балла, Ч-27 баллов, П-31 балл, Суб-18 баллов П-29 баллов, В-32 балла, С-35 баллов, Ч-29 баллов, П-27 баллов, Суб-16 баллов П-27баллов, В-30 баллов, С-34 балла, Ч-30 баллов, П-30 баллов, Суб-19 баллов

5. Соответствие программ, технологий обучения и воспитания, методов возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Обучение в начальной школе ведется по государственным программам:

– развивающее обучение Л.В.Занкова;
– учебно-методический комплекс “Гармония” (традиционное обучение);
– учебно-методический комплекс “Школа России” (традиционное обучение);
– коррекционно-развивающее обучение.

Все программы соответствуют возрастным и психофизиологическим возможностям детей. Обучение ведется по учебно-методическим комплектам, прошедшим лицензирование и рекомендованным или допущенным к работе в начальной школе. Каждый учебник имеет гигиеническую сертификацию на соответствие возрастной норме и безопасности здоровья.

Технологии и методы, применяемые в начальной школе, соответствуют возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

Технологии

Результат

Проблемно-диалогическое обучение

Осмысленное и творческое овладение учебным материалом

Технология педагогической поддержки

Сохранение душевного и физического здоровья детей.

Обогащение культурно-информационной и предметно развивающей среды

Технология развивающего обучения

Развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка, пробуждение его творческого потенциала

Саморазвития личности

Раскрытие творческих качеств личности, овладение навыками рефлексивного поведения

Гуманно-личностная технология

Обеспечение индивидуального подхода, развитие способностей, создание ситуации успеха

Обучение на интегративной основе

Установление межпредметных связей, формирование целостной картины мира, развитие познавательной активности

Метод проектов

Формирование умений учебной деятельности, изменение мотивационной структуры личности

Здоровьесберегающие технологии

Формирование основы здорового образа жизни, выполнение элементарных правил здоровьесбережения

Игровые технологии

Повышение познавательной мотивации, мобилизация потенциальных возможностей, активизация процесса самовоспитания ребенка

6. Формы обучения, применяемые в начальной школе, зависят от особенностей учеников (их подготовленности), от содержания учебного материала, возможностей учителя.

Самыми оптимальными, отвечающие требованиям здоровьесбережения являются групповые, парные и индивидуальная формы работы.

Общеклассная Одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя.
Групповая Сотрудничество нескольких учеников, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончании учитель оценивает работу учащихся.
Парная Организация познавательной активности. Хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе чего он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет изученный материал сам.
Индивидуальная Учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно, на уровне его подготовленности, возможностей, способностей

Методы обучения:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические методы);
– метод проектов (в урочной и внеурочной деятельности);
– методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитические, аналитико-синтетические; методы самостоятельной работы и работа под руководством; стимулирования и мотивации (учебные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций); контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, контрольные и самостоятельные работы, тесты). Применение методов на уроке зависит от темы, цели уроков.

7. Урок с позиции здоровьесбережения

Плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не превышает 80 %.

Уроки соответствуют основным гигиеническим критериям рациональной организации (по Н.К. Смирнову).

Критерии оценивания урока с позиции здоровьесбережения:

– количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов);
– средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут);
– частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут);
– количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с\р и т. п. (норма: не менее трех);
– наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в парах, группах, ролевые игры и т. п. (норма: не менее 7-10 минут);
– наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока, либо по мере утомления, снижения работоспособности 3– 4 упражнения)

Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах и соответствуют норме:

– во 2 классах до 1,5 часов;
– в 3-4 классах до 2 часов.

Домашние задания необходимо дифференцировать по сложности, степени подготовленности, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

8. Соблюдение гигиенических требований к учебным изданиям (СанПиН 2.4.7.1166-02 “Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования”)

  Вес учебников 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1 1 учебник Не более 300 граммов Не более 300 граммов Не более 300 граммов Не более 300 граммов
2 Допустимый вес ежедневного учебного комплекта, включая письменные принадлежности и ранец (если ранец, купленный родителями соответствует гигиеническому сертификату и весит не более 700 граммов) Не более 1,5 кг Не более 1,5 кг Не более 2,5 кг Не более 2,5 кг
Примечание:

1.При замере веса ранца учитываются индивидуальные особенности ребенка – с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10 % массы тела его владельца.

2.Сменную обувь ребенок может оставлять в классе, которая хранится в индивидуальных мешках или пакетах. Для этого отведено место в каждом классе.

3 Оформление учебников, качество печати Все используемые учебники в начальной школе имеют гриф “Допущено” или “Рекомендовано”. Эти учебники подлежат обязательной гигиенической сертификации, в противном случае они не были допущены к использованию. Гигиенический сертификат выдается учебникам, которые соответствуют по следующим параметрам:

– вес;

– соответствие шрифта возрасту;

– качество печати;

– наличие переплета (учебник сшит, а не склеен);

II. Оптимизация двигательной активности младших школьников

Двигательная активность – один из существенных факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья.

В основу определения нормы двигательной активности положены требования:

– во-первых, обеспечения необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;
– во-вторых, соответствия физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;
– в-третьих, соблюдения качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю. Среди первоклассников около 30 % детей полностью удовлетворяют потребность в движении, остальные учащиеся лишь на 75 % реализуют потребность в движении. Среди учащихся 2-4 классов около 40 % детей полностью удовлетворяют потребность в движении, остальные учащиеся лишь на 80 % реализуют потребность в движении.

Существующая сегодня организация учебного процесса в школе позволяет удовлетворить биологическую потребность детского организма в движениях лишь на 75-80 %.

III. Воздушно-тепловой режим

Учебные помещения проветриваются до начала занятий и после (сквозное проветривание).

Проветривание на переменах в холодные дни осуществляется не всеми учителями начальной школы. В теплые дни все учителя проветривают классы. Длительность проветривания зависит от наружной температуры.

При температуре от – 50С и ниже на малых переменах длительность составляет 1-3 минуты, на больших переменах 5-10 минут.

IV. Санитарное состояние

Во всех учебных помещениях имеется естественное боковое левостороннее освещение.

Для отделки использованы следующие цвета красок:

– для стен – бежевый, зеленый, светло-сиреневый;
– для классных досок – темно-зеленый;
– для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый.

Шторы в нерабочем состоянии размещаются в простенках между окнами.

На подоконниках не расставляются цветы.

V. Организация питания учащихся

Для учащихся начальной школы организовано горячее питание. Питаются организованно за счет родительских средств 106 учащихся. Питается самостоятельно (индивидуальное питание, буфет 12 учащихся).

Обеспечено бесплатным питанием (за счет средств муниципального бюджета) 84 учащихся.

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
Вводный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе "Театр - великая школа"
Познание 21 век - все об образовании и школах

Вводный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе "Театр - великая школа"

Слайд № 1 Слайд № 3 Слайд № 2

I. Вступительное слово учителя.

1 апреля 2009 года исполнится 200 лет со дня рождения Гоголя, писателя “загадочного, непостижимо глубокого, парадоксального, ни с чем не сравнимого” ( слайд № 1,2)

Гений - всегда загадка, разгадке которого обычно и посвящена литература, создаваемая каждым новым поколением. (Учитель обращает внимание на выставку книг о Гоголе).

Зачем мы пытаемся разгадать гения? (слайд № 3)

“Разгадывая гениев, человечество каждый раз разгадывает себя”.

Перед вами – лишь малая толика литературы о Гоголе.

II. Какие произведения Н.В.Гоголя вам известны?

- “Ночь перед Рождеством”.
- “Тарас Бульба”.
- “Вий”.

Слайд № 4

III. К какому роду литературы относятся эти произведения?

- Эпическому (эпосу).

В сентябре мы были с вами на спектакле Рижского драматического театра по пьесе Гоголя “Женитьба” (слайд № 5)

Слайд № 5

Гоголь предстал перед нами как автор драматического произведения – комедии.

Конечно, сейчас трудно вспомнить детально этот спектакль, но все-таки несколько слов о ваших впечатлениях.

Да, очень смешная пьеса. Название определяет тему и сюжет. Нет напряженного действия. Все вертится вокруг женитьбы, но никто не влюблен. Женитьба - чисто коммерческое дело.

IV. Когда же возник интерес Гоголя к театру? Какие факты биографии писателя говорят о его интересе к театру?

- Еще в детские годы пробудился интерес Гоголя к театру (слайды № 6,7, 8,9).

Слайд № 6 Слайд № 7

Слайд № 8 Слайд № 9

А что же шло тогда на театральных подмостках?

Театральный репертуар: низкопробные пьески, в основном иностранные, пустые водевили, псевдомелодрамы - находился в плачевном состоянии.

“Я помешался на комедии”, - пишет Погодину Гоголь в 1833 году.

В 30-е годы 19 века Гоголь обратился к драматургии.

Почему? Гоголь сам ответил на этот вопрос: (слайд № 11)

Слайд № 11 Слайд 12

Первая часть высказывания и есть тема нашего урока “Театр – великая школа”.

Как вы поняли смысл этого высказывания?

Чем стало для вас посещение театра?

Да, в хорошей пьесе развлечение неотделимо от учения, отдых – от внутреннего обогащения.

V. Мы впервые на уроке литературы обращаемся к “высокой комедии” - к пьесе “Ревизор” (слайд № 12).

К какому роду литературы относится это произведение?

- К драме.

Слайд № 13

Чем отличается драматическое произведение от эпического и лирического?

В лирике выражены мысли и чувства автора, в эпическом произведении повествуется о событиях и людях, “слышится голос автора”.

В драматическом произведении автор не может рассказать от своего лица биографию героя, не может описать, как выглядят герои, т. е. отсутствуют портретные описания, не может раскрыть внутренние причины поступков героев, прямо высказать свое отношение к ним, т. е. герои драматичного произведения более “самостоятельны”, они как будто бы меньше зависят от поддержки автора. Таким образом, наибольшее значение имеет речевая характеристика героя. В основе развития действия пьесы – конфликт между героями, т. е. столкновение их интересов (слайд № 15).

Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене. Содержание его составляют речи в форме диалога или монолога. Речь сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и поведении героев, их мимике и жестах.

Слайд № 15

VI. Какова же история создания пьесы “Ревизор”? (слайд № 17,18).

Слайд № 17 Слайд № 18

  1. Пушкин рассказал Гоголю несколько версий “бродячего” анекдота о мнимом ревизоре в провинции.
  2. Рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Сам Гоголь со своими приятелями по гимназии разыгрывали на станциях перед смотрителями эти сценки и получали лошадей.
  3. Были и другие произведения с подобным сюжетом. Например, “Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе” Квитка-Основьяненко. Сходство чисто внешнее. Это водевиль.
  4. Русская жизнь также подсказывала сюжеты. Боязнь ревизии (раз в три года) и ревизоров жила в чиновниках постоянно.
  5. Еще одно произведение оказало влияние на Гоголя. Историческое полотно К. Брюллова “Последний день Помпеи” (слайд № 19).

Слайд № 19

Почему?

Извержение вулкана, люди в этот момент испытывают чувство страха.

Гоголь переносит некомедийную ситуацию на комедийную почву.

Он считал, что ситуация кризиса – одна из самых актуальных, так как кризис раскрывает человека

С чего начинается пьеса “Ревизор”?

Первая фраза: “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор!!!”

Что общего между полотном Брюллова и этой репликой?

Картина производит, как и первая реплика пьесы на зрителей, ошеломляющее впечатление. СТРАХ охватывает всех.

Конечно, содержание картины, безусловно, намного сложнее.

Одна фраза – и пьеса начата. Первые пять печатных строк, где слово “ревизор” повторяется четыре раза. Одной фразой Гоголь “завязал пьесу”.

Где еще мы видим проявления страха в пьесе?

- Бобчинский в трактире съежился и задрожал над тарелкой, онемел от страха, когда молодой человек заглянул к ним с Добчинским в тарелки (I д., явление 3).

- Первая встреча Городничего и Хлестакова (II д., явления 7-8)

Взаимный страх является движущей пружиной пьесы. Здесь же и конфликт, который ведет городничий, так как боится разоблачения. Ревизор едет инкогнито (тайно), да еще с секретным предписанием.

Итак, мы уже с вами говорили о завязке действия (первая фраза пьесы и появление Бобчинского и Добчинского.

VII. Какие элементы сюжета вы знаете? (слайд № 16)

Слайд № 16

VIII. Где происходит действие пьесы?

- В городе N.

Территория России делилась на губернии, а губерния – на уезды. Именно в уездный город приезжает Хлестаков.

Каков маршрут Хлестакова?

- Из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу (второй месяц как из Питера).

У города нет названия. Почему?

- Безымянный город в каком-то воображаемом, символическом центре государства. Местоположение “везде – нигде”. “Да отсюда, хоть 3 года скачи… ни до какого государства не доскачешь” (Городничий). Город условный, безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно. Именно о ней мы будем говорить на следующем уроке: домашнее задание

“Чиновничья пирамида города”.

1 вариант – “деятельность” Городничего.
2 вариант – “деятельность” судьи Ляпкина-Тяпкина.
3 вариант – “деятельность” Земляники.
4 вариант - “деятельность” смотрителя училищ.
5 вариант - “деятельность” почтмейстера Шпекина.
6 вариант – Что мы узнаем о Хлестакове из монолога Осипа.

Итак, цель Гоголя (слайд № 20)

Слайд № 10 Слайд № 20

Перед нами писатель – сатирик. Это профессия мужественная и отважная.

Презентация

Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта ВК:
Оставьте свой отзыв с помощью аккаунта FB:

 
Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru