Лингвистический анализ художественного текста
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Лингвистический анализ художественного текста

Цели:
-повышение культуры речи учащихся и привитие им прочных навыков устной речевой деятельности, -осознание и овладение отдельными элементами языка, -формирование важных речевых (коммуникативных) умений, которые постепенно синтезируются в сложенное и речевое умение - умение создавать целый текст.
-усилить внимание к функциональному аспекту при усвоении системы языка. Способствовать формированию понятия функционирования изучаемых языковых явлений, раскрытию их текстовых возможностей.
-раскрыть закономерности построения текста художественного произведения.

 Задачи:
-внимание смысловому единству текста через анализ лексико-грамматических средств.
-внимание к лексико-семантическим особенностям текста, являющимся ключевыми в реализации смыслового и композиционного единства.
Материал рассчитан на 2 часа.

ТЕКСТ К УРОКУ

Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника. Весеннее солнце взошло, жар наспевал. Я увидел его издали. Он шел пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему на/встречу. Он приближился, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому; но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: нумер достался ему, вечному любимцу счастий. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его, наконец, была в моих руках; я глядел не него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, - сказал я ему, - вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...» - «Вы ничуть не мешаете мне, - возразил он, - извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам». Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился.

Вступление:

Сегодня на уроке развития речи мы будем анализировать текст. Эта работа вам уже знакома. Вы познакомились с понятием текст еще в 5-ом классе. На уроках в 6,7 классах вы дополнили свои знания много раз, чуть ли не на каждом уроке мы обращались к тексту, комментировали его, смотрели как слова той или иной части речи "работают" в текст. Какие синтаксические конструкции использует автор, к каким образным средствам языка прибегает автор, чтобы выразить свои взгляды, мысли, идеи, чтобы убедить читателя и вызвать в нем ответные чувства. Скажите, для чего мы это делали?
-... (ответы учащегося)
Мы смотрим на художественное произведение, как на образец владения словом, как на совершенное произведение речи.
¦=> Разбирая, как "сделан" текст мы учимся сами составлять
Конструировать творить свой собственный текст.
Ваши изложения и сочинения - это ваши произведения.
Итогом нашей совместной работы должно стать изложение близкое к тексту, с возможным соблюдением авторских приемов.

I-Прочитайте текст про себя:

1)Из какого произведения взят отрывок.
2)От чьего лица ведется повествования.
3)При каких обстоятельствах Сильвио рассказывает о давних событиях.
-Назовите, прочитайте выражения или слова, значение которых вам не понятно.
"секундант"
"не понадеялся на верность руки"
"жребий","нынче"
"положили бросить","я всегда готов к вашим услугам".

НА ДОСКЕ  (пока учащиеся выписывают тематическую цепочку) желающий:

Изобразите , как вы себе представляете поединок?

  о / о

Эта группа слов связывает текст ? Да, это ядро ,вокруг которого строится текст. 1 * леке, ср-во связи.
Внутри этой группы есть ли слова еще более тесно связанные?- однокоренные слова. 2* леке, ср-во связи.

ПОСМОТРИТЕ НА РИСУНОК, «РАСШИФРУЙТЕ» СЛОВО «ПОЕДИНОК».

Один на один
Поединок
НАЙДИТЕ СЛОВА В ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПОЕДИНОК»  противоположные по значению , указывающие на крайние противоположности: ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ. Что можно сказать о значении этих слов ? Они противоположны по значению. Они указывают на противостояние.

Почему в тексте языковые антонимы оказались сближенными ,т .е. рядом? ! 3* лексическое средство связи.
НА ДОСКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
= Жизнь его наконец была в моих руках .Что пользы мне лишить его жизни ,когда он ею вовсе не дорожит! = убить
 Как вы понимаете слова обращенные Сильвио к графу:
«Вам ,кажется , теперь не до смерти?»

ДОКАЖИТЕ по тексту ,что противник Сильвио всем своим
видом показывает презрение к смерти.

IV . КАК СИЛЬВИО НАЗЫВАЕТ  ГРАФА?

Мой противник, противник, он ,вечный любимец счастья.Для Сильвио граф - только противник, соперник ,он не хочет видеть в нем никаких других качеств.

ВЫПИШИТЕ ВСЕ ГЛАГОЛЫ , называющие действия противников в два столбика .Соблюдайте хронологию.

! ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ. 5* ЛСС.
Сильвио                                                                                               Граф
Стоял,                                                                                                    шёл,
Ожидал,                                                                                        приближился,
Увидел,                                                                                       держа фуражку;
Не понадеялся,                                                                            не соглашался,
Уступал,                                                                                         прицелился,
Глядел жадно,                                                                                прострелил,
Стараясь уловить;                                                                    стоял ,выбирая из
Подумал,                                                                                          фуражки;
Опустил пистолет,                                                                       выплевывая,
Сказал,                                                                                              возразил.
Обратился ,объявив.

Сделать вывод об использовании глаголов одного времени. По этим глаголам мы можем восстановить последовательность событий , рассказать о действиях персонажей (использовать как план).
!? ЕСТЬ ЛИ среди них глаголы , называющие совместное действие или согласованное - НЕТ = ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЛИНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ. Подберите пары глаголов , указывающие на принцип несогласованности действий:
Уступал - не соглашался
Сказал - возразил.

V. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТЕКСТА (ЧАСТИ РЕЧИ). 5* ЛСС.

Большое количество глаголов передает динамичную(т.е. меняющуюся) ситуацию , действия происходят одно за другим , быстро сменяя друг друга.
Какой тип текста? - повествование.

 Чем можно объяснить такой выбор автора?
1) Сильвио живо переживает давние события.

ИТАК: Чтобы рассказать о событии мы должны использовать глаголы, но, чтобы полностью восстановить картину, нам потребуются и другие слова .Чего же не хватает?

ВЫПИШИТЕ в два столбика слова передающие чувства, состояние героев.
СИЛЬВИО_______________________________________ ГРАФ
Нетерпение;                                                                      равнодушие.
Волнение;
Злоба;
Остыть(успокоиться);
Беспокойство;
Взбесило;
Злобная.                              

6* ЛСС.

Обратите внимание на следующий отрывок:
« Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства...Он стоял под пистолетом , выбирая косточки , которые долетали до меня .Его РАВНОДУШИЕ ВЗБЕСИЛО меня.»
Что значит ВЗБЕСИЛО? - вывести из себя, крайняя степень негодования, волнения. Сравните со словом «равнодушие». Противопоставление по принципу наличие - отсутствие. ! в одном предложении.

У1.НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ , КОТОРОЕ КАК БУДТО
ЛИШНЕЕ, не вписывается в рассказ:

«Весеннее солнце взошло ,и жар уже наспевал.»
Только ли к состоянию природы относится это?
Как можно соотнести это с состоянием героев , Сильвио?
! Нарастает напряжение , усиливается волнение , дело идёт к
развязке.
Попробуйте построить график ,как нарастает волнение героев.

В какой момент волнение = действие достигло наивысшей точки?

Когда прозвучал первый выстрел .
Выстрелил, прострелил фуражку (перечисление= не высшая
точка).
А когда же?
Обратите внимание на время глаголов . До этого момента
время было прошедшее, а теперь- настоящее.( актуализация, как сейчас).Также появилась прямая речь , действие ослабло. В этой точке и кульминация и развязка . Но мы знаем , что для дальнейших событий эта ситуация - завязка. Тема исчерпана, на данном этапе завершена. Дуэль состоялась , а поединок?
Давайте вернемся к названию , какое же из них было более
верно?

ИТОГИ:
Языковые явления, которые мы изучаем на уроках русского языка и литературы , играют в речи ( а текст- это отрезок речи) определенную роль .Иначе говоря функционируют.
В ходе работы мы смогли установить различные виды языковой
связи в тексте: лексическую
_____________ грамматическую
_____________ стилистическую.
Мы увидели , как все эти связи играют на содержательную завершенность текста. Наблюдение над текстом, над тем ,как и из чего оно сделан ,дает нам материал ,схемы ,модели построения собственного текста (требования к композиции, сод. завершенности, единству времени), позволяет нам максимально точно выразить мысль , передать чувство.

Итоговая работа - изложение.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
Методическая разработка урока истории по теме "Древняя Греция" (урок повторения; 5-й класс)
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Методическая разработка урока истории по теме "Древняя Греция" (урок повторения; 5-й класс)

Цели и задачи:

  • повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древняя Греция»;
  • развить умения обучающихся соотносить события и даты, определять по описанию исторических деятелей;
  • через игровую деятельность активизировать познавательный интерес, умение работать в команде;
  • воспитывать уважение и интерес к предмету.

Оборудование:

  • карта «Древняя Греция», иллюстрации чудес света:
    • статуя Зевса Олимпийского,
    • храм Артемиды Эфесской,
    • фаросский маяк (в черте Александрии, эллинистической столицы),
  • портреты (или карточки с именами) исторических личностей:
    • Солон,
    • Гомер,
    • Леонид,
    • Перикл,
    • Фемистокл,
    • Ал. Македонский,
  • 2 карточки с кроссвордами,
  • 4 белые простыни,
  • 4 предмета:
    • яблоко,
    • замысловато завязанный узел,
    • клубок ниток,
    • деревянная лошадка,
  • карточки с именами богов:
    • Дионис,
    • Зевс,
    • Посейдон,
    • Афина,
    • Гефест,
  • карточки с изображением  предметов:
  • 2 таблицы «Исторические лица и герои мифов»,
  • карточки с именами:
    • Дионис,
    • Гомер,
    • Демосфен,
    • Мильтиад,
    • Ахиллес,
    • Зевс,
    • Аполлон,
    • Филипп,
    • Перикл,
    • Афродита,
    • Ксеркс,
    • Аид,
    • Одиссей,
    • Аристотель,
    • Аристофан,
    • Фидий,
  • клей-карандаш.

Тип урока: обобщение знаний.

Форма урока: урок-турнир.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Мы завершили изучение темы «Древняя Греция». А вам самим было бы интересно знать, насколько прочны ваши знания? Проверим? Сегодня нам предстоит повторить и обобщить знания о Древней Греции.
А знаете, что древние греки делали в тех случаях, когда им было необходимо что-нибудь вспомнить? Они обращались за помощью к богине памяти Мнемозине, протягивая руки к небу со словами: «О, великая богиня Мнемозина, помоги нам, открой дверцы нашей памяти!», давайте, и мы попробуем обратиться к богине Мнемозине. Чтобы она даровала нам способность вспомнить всё, что мы знаем (ученики повторяют за учителем слова).
Будем считать, что мы расположили богиню Мнемозину к себе и теперь можем отправляться по волнам нашей памяти в путешествие по Древней Греции. А как любое путешествие, наше тоже насыщено приключениями. Сегодня у нас урок-турнир, где понадобятся не сила мускулов, а сила и гибкость мыслей. Впереди вас ждут конкурсы, как для команды, так и индивидуально каждый из вас сможет принести заветный дополнительный балл своей команде.

– А давайте-ка проверим, память наша уже работает?

(Фронтальная работа)

1) Вспомнить географическое расположение Греции.
2) Занятия греков, что выращивали. (Дополнительный рассказ про оливки — они для греков большая ценность, оливковой дерево живёт 250 лет и более, а плоды даёт только на 16–18 год. Поэтому войны наносили страшный ущерб хозяйству земледельцев древней Греции)
З) Что такое полис, назовите крупные полисы Греции.
4) Какое правление сложилось в каждом из полисов? (Спарта, Афины).
5) Какие из семи чудес света располагались в Греции? (Статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды Эфесской, фаросский маяк (в черте Александрии, эллинистической столицы)).

II. Игра

Да, судя по всему богиня Мнемозина не оставила вас и помогает! В начале урока каждый из вас взял маленький конверт из коробочки, теперь разверните его. Те, у кого в конверте карточка с изображением оливки – это одна команда, а те, у кого – винограда, другая (количество команд может быть и больше, в зависимости от количества учащихся в классе). У каждой команды на столе есть фишки (зелёного или синего цвета), они вам понадобятся для конкурсов. Итак, начинаем игру. (Баллы за правильные ответы учитель устанавливает сам, возможно привлечение учащихся старших классов в качестве жюри)

Первый конкурс «Человек-загадка»

На доске вывешены портреты (или карточки с менами) исторических личностей: Солон, Гомер, Леонид, Перикл, Фемистокл, Ал. Македонский. Команды после вопроса подходят и крепят на портрет или табличку с именем свою фишку.

  • Кому принадлежат слова: «Поверьте, мне было нелегко... Все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь!» (Солон)
  • Именно он, будучи вождём демоса, выступил в народном собрании и убедил всех в том, что победа при Марафоне, это только начало борьбы с персами. Он убеждал греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Прислушавшись к его предложению, греки стали укреплять флот и за короткий промежуток времени построили 200 триер. Он много ездил по стране и добился своего — военный союз между греческими государствами был создан. (Фемистокл)
  • Сын царя Филиппа, будущий правитель Малой Азии. Он был хорошо образован, его воспитателем и учителем был греческий учёный Аристотель. Любимым произведением была поэма «Илиада», свиток с произведением он держал под подушкой в драгоценном ларце. В 20 лет он встал во главе государства. Он был неумолимым завоевателем — 10-летний поход принёс ему не только славу завоевателя, но и основателя городов. Держава созданная этим правителем распалась сразу после смерти царя. (Ал. Македонский)
  • Слепой поэт-аэд. Сведений о его жизни почти нет, известно лишь то, что он родился в одном из городов азиатской Ионии. До сих пор семь городов спорят за звание называться родиной поэта. Автор двух великих поэм. Название одной поэмы происходит от названия города, который был разрушен греками около 1200 года до н.э., название второй – от имени главного героя, участника Троянской войны. (Гомер)
  • Спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско против персов в Фермопильском ущелье. На третий день битвы после предательства одного местного жителя положение защитников стало безнадёжным. И тогда, спасая войско, он приказал всем отступать, сам же с тремястами спартанцами остался на верную смерть. (Леонид)
  • С 443 г. до н.э. Народное собрание 15 раз подряд выбирало этого человека на должность первого стратега. Выполняя желание демоса, он предложил афинянам принять закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день платили бы деньги из казны. Это предложение стало законом. Теперь занимать государственные должности могли и беднейшие граждане. (Перикл)

Второй конкурс «Исторические события и даты»

На доске (на закрытых крыльях) написаны события, от каждой команды по цепочки подходят участники и пишут даты, соответствующие событиям:

  • Первые Олимпийские игры (776 г. до н.э.)
  • Реформы Солона (594 г. до н.э.)
  • Марафонское сражение (490 г. до н.э.)
  • Саламинское сражение (480 г. до н.э.)
  • Битва при Иссе (334 г. до н.э.)

Третий конкурс «Театр»

Одним из любимых развлечений греков был театр. Именно туда сейчас мы и отправимся. Кто были актёрами в театре?
От каждой команды выбираются по 2 представителя для подготовки импровизированного спектакля. (Актёры в виде хитона закрепляют белые простыни, получают карточки со словами)

Дедал: Если я не могу спастись от Миноса ни сухим, ни морским путём, то я покину Крит небом. Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он! Икар, давай приниматься за работу. Набирай перья и неси мне воск!
Икар: Отец, ты думаешь. Что мы сможем улететь с Крита? Но ведь это никому не удавалось раньше!
Дедал: Сынок, эти крылья принесут нам долгожданную свободу! Но ты должен быть осторожным, сын, во время полёта: не спускаться низко к морю, чтобы брызги волн не смочили крылья, не подниматься высоко, чтобы солнце не растопило воск.
Эгей: Афиняне! Царь Минос в третий раз требует семь девушек и семерых юношей на съедение чудовищному Минотавру.
Тесей: Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть Минотавра!
Эгей: Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.

Пока готовятся актёры к представлению, вам предстоит приобрести билеты, ведь как вы помните, для посещения спектаклей нужны билеты. И если в Греции билеты покупали на деньги – драхмы, то вы получить билет на греческий спектакль сможете, разгадав кроссворд. Назвать ключевое слово древнегреческий автор трагедий, вы получаете возможность всей командой проследовать на спектакль (Софокл, Эсхил).

1. Постройка, примыкавшая к орхестре, к стене которой крепились декорации, а внутри хранили костюмы. (Скене)
2. Бог, празднества, в честь которого превратились в театральные представления. (Дионис)
3. Весёлые и насмешливые представления. (Комедия)
4. Часть театрального костюма, скрывающее лицо актёра. (Маска)
5. Слово «театр» в переводе с греческого. (Зрелище)

1. Так греки называли свою Родину – Грецию. (Эллада)
2. Постройка, к стене которой крепились декорации, а внутри хранили костюмы. (Cкене)
3. Круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры. (Орхестра)
4.Спутники Диониса. (Сатиры)
5. Поэма Гомера, посвящённая десятому году Троянской войны. («Илиада»)

– Зрителей просим занять свои места и внимательно наблюдать за действиями на орхестре, т.к. вам нужно определить о каких событиях идёт речь в спектаклях. (Показываются импровизированные театральные постановки)
– Любимым из развлечений греков было занятие спортом, Олимпийские игры. Не порали и нам отправиться на стадион? (Проводится физкультминутка)
– Мимо нас идёт группа атлетов, они спешат на стадион Олимпии, чтобы принять участие в спортивных соревнованиях, давайте к ним присоединимся. Все встали и изображаем движения атлетов, называемые в речёвке:

Мы атлеты-олимпийцы.
Мы бежим быстрее ветра,
Прыгаем на целый стадий.
Наши копья, наши диски
Вдаль летят до края света,
С шумом падая на землю
Возле самых ног Атланта.
Боремся как сто Гераклов,
В пятиборье побеждаем,
Чтоб прославить родной полис.

Четвёртый конкурс «Крылатое выражение»

История не меньше, чем литература, подарила нам крылатых выражений, многие из них возникли в Древней Греции. Вам предстоит, вытащить предмет из коробки, объяснить с каким крылатым выражением он связан, объяснить его происхождение и смысл употребления сегодня.

Предмет Крылатое выражение
Яблоко Яблоко раздора
Замысловато завязанный узел Гордиев узел
Клубок ниток Нить Ариадны
Деревянная лошадка Троянский конь

Пятый конкурс «Олимпийские боги»

Рассказывая о развлечениях греков: театре или Олимпийских играх, мы говорим, что они посвящены богам. Читая поэмы Гомера, в содержании встречаются названия различных богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям. Греки верили, что главные боги живут в роскошных дворцах на горе Олимп. Главным богом у греков был... (Зевс). Каждый из богов отражал силу природы и покровительствовал какому-либо занятию.
И вот сейчас представителю от команды и предстоит разобраться с богами и предметами, которые им принадлежали. По одному представителю получают карточки, на которых написаны имена богов и на рисованы предметы, нужно правильно соотнести и объяснить соотношение.
Пока работают представители, команды тоже могут заработать дополнительные баллы. Нужно восстановить таблицу: из предложенного списка имен, известных из истории Древней Греции, приклеить в левую колонку тех, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую имена тех, кто известен вам из мифов — сказаний о богах и героях. (Дионис, Гомер, Демосфен, Мильтиад, Ахиллес, Зевс, Аполлон, Филипп, Перикл, Афродита, Ксеркс, Аид, Одиссей, Аристотель, Аристофан, Фидий).

Шестой конкурс «Словесная перестрелка»

Русский язык пополнился словами греческого происхождения. Сейчас каждой команде, по очереди, предстоит называть слова, которые пришли в русский язык из греческого, не повторяясь (театр, комедия, трагедия, стиль, Олимпийские игры, педагог, портик, орхестра (оркестр), скене (сцена), гимнасия, демократия, гражданин, музей, полис, стратег, лаконичная речь, фаланга).

III. Подведение итогов, поздравление победителей

Вот и закончилось наше путешествие по Древней Греции, вы с честью прошли все испытания и теперь можете с гордостью носить звание «знаток истории Греции», а победители получают лавровые венки.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru