Урок окружающего мира по теме "Вода – сок жизни на Земле". 3-й класс
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок окружающего мира по теме "Вода – сок жизни на Земле". 3-й класс

“Вода – сок жизни на Земле”. (Леонардо да Винчи)

Цель: Содействовать расширению знаний о воде как об одном из самых важных условий жизни на Земле.

Задачи:

  • Закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, повторить материал о разнообразии видов водоемов и источников питьевой воды.
  • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Продолжить работу по формированию коммуникативных навыков учащихся, информационной культуры (умение работать с текстом).

Оборудование: доска, магнитофон, мультимедийная техника, карта, научно-популярные тексты, аудиозапись из серии “Малыш у озера”, раздаточный материал в виде капельки воды.

Вид урока: урок обобщения знаний учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Звучит мелодия “Малыш у озера”). На слайде высказывание: “С маленькой удачи начинаются большие успехи”

- Как вы понимаете эти слова?

- Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху. Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи)

  1. Актуализация, постановка учебной задачи.

- Однажды известный писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери, летевший на самолете, потерпел аварию в пустыне Сахара.

- Представьте себя на его месте. Ваши чувства? Ему было трудно? А почему?

- А теперь, давайте представим хотя бы на час, что на планете Земля исчезла вода. Ваши предположения. Так что нам предстоит выяснить на уроке? (постановка цели урока).

- Сегодня на уроке вы будете исследователями. У вас на столах лежат тексты. Внимательно прочтите их.

Большая часть поверхности Земли покрыта океанами, морями, реками, озерами. Суша занимает на её поверхности значительно меньшую часть, чем океаны и моря: 2/3 части – мор, океаны, озёра; 1/3 часть – горы и равнины. Вода содержится и в почве, и в воздухе в виде облаков, пара, туманов. Покрывает снегом и льдом высокие горы. Входит в состав всех живых организмов. Воды на Земле много, и в то же время мало. Её основные запасы находятся в морях и океанах Морская вода непригодна для питья, а также для сельского хозяйства и для многих технических производств, потому что в ней много солей. Несмотря на то, что общие запасы воды на Земле велики, на пресную воду приходится очень небольшая часть. Кроме того, основные запасы пресной воды находятся в твердом состоянии в виде снега и льда в Арктике и Антарктике.

Потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть, всего около 10%

Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу.

Где же можно еще найти воду на Земле? Конечно же, в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98% воды. В среднем в организме животных содержится более 50% воды.

Все растения, обитающие на суше, имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до 2 метров, у деревьев – на 10-12 м, а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. Одно растение подсолнечника выпивает” за лето 200-250 литров воды.

Для многих живых организмов вода – дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее. Бобр строит себе дом посреди водоема с подводным входом – защита от хищников. Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи. Лягушки рождаются в воде и живут возле неё и в ней.

- Что вы можете сказать?

  1. Физминутка.

- Итак, мы рассмотрели, чем важна вода для окружающего нас мира. А о чем мы забыли упомянуть? (Ответы детей). Конечно, для чего нужна вода человеку?

(Работа с текстом учебника стр. 77-78)

- У каких водоемов селились наши предки? Как они использовали воду?

- Как образовались слова водопровод, водовоз?

(Ответы детей)

- А как современный человек использует воду? (Ответы детей)

Как у всех живых организмов, тело человека состоит из клеток, наполненных водой, что составляет около 70% всего организма. Ежедневно из организма человека выводится до 2 литров воды. Вот это количество потерянной воды и должен восполнить человек с пищей.

Большое количество воды человек расходует на поддержание в чистоте рук, тела, зубов. Ещё больше воды уходит на приготовление еды, мытье посуды, стирку белья.

- Почему надо экономить воду?

А сейчас я вам предлагаю решить экономические задачи.

  • Задача 1. В квартире неисправен кран. Из которого за один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?
  • Задача 2. При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?

- Нам для жизни нужна только чистая пресная вода. Где мы ее можем встретить? (Ответы детей)

- Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем старинную легенду.

“В отвесной скале одной из гор Армении каменотёс просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной выгоды расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним “высохла” и деревня”.

- Как вы понимаете слова деревня “высохла”? (Так как негде стало взять воду, люди начали покидать свои дома. И деревня перестала существовать, т. е. “высохла”).

Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.

- Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

  • “Вода – мать полей, а без матери не проживешь” (китайская пословица).
  • “Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец” (английская пословица).
  • Человек, запомни навсегда:
  • Символ жизни на Земле – вода!
    Экономь её и береги!
    Мы ведь на планете не одни!
  1. Итог урока.

- Вот подходит к концу наш урок. Давайте вспомним, какая цель стояла перед нами? (Выяснить, почему воду называют самым большим богатством на свете.) Так почему же? (ВОДА – это ЖИЗНЬ!)

- Известный писатель и летчик, Антуан де Сент-Экзюпери думает о воде, так же как и Вы. Вот что он говорит: “Вода!.. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете…”

- О чем могла бы попросить нас Вода, если бы умела говорить? Напишите на маленьких листочках ваши мысли.

Домашнее задание. Учебник стр. 79. Ответить на вопрос № 4. В тетради стр. 30 Зад. 69. Разгадать кроссворд.

Читать еще:

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru