Повелительное наклонение глагола

Повелительное наклонение глагола

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений).

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: высокий.

Образовательные цели:

  • Повторить способ образования глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Уметь сопоставлять омофоны: формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и формы повелительного наклонения.
  • Знать о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.
  • Готовить к решению тестовых заданий ЕГЭ.

Развивающие цели:

  • Развивать речевой слух.
  • Формировать понимание связанности языковых явлений.
  • Развивать логическое мышление, речь учащихся.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
  • Формировать школьника как грамотную личность.
  • Развивать интеллект учащегося.

Оборудование:

  1. Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Русский язык: Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман - Орловой. - М.: Дрофа, 2006 .
  3. Карточки для индивидуальной работы у доски (предназначены для самостоятельной работы и способствуют формированию грамматико-орфографических умений).
  4. Раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся).
  5. Опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила).
  6. Буклет (экономит время на уроке при получении новой информации; содержит материал для проверки знаний учащихся; приучает к компьютерному оформлению текстов).

Ход урока

  1. Организационный момент.

На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные знания и поговорим о синтаксической роли глаголов в форме повелительного наклонения.

  1. Закрепление и проверка усвоения алгоритма образования глаголов в форме повелительного наклонения.

Поможем глаголам хоть на некоторое время стать повелительными. Роль повелителя глаголов выполняет ученик...

  1. Задание:
  • Решить (II спр.) - они решат - реши - решите
  • Решать (I спр.) - они решают — решай - решайте
  • Улыбаться (I спр.) - они улыбаются - улыбайся - улыбайтесь
  • Улыбнуться (1 спр.) - они улыбнутся - улыбнись - улыбнитесь
  • Ехать (не образуется)

(Вывешивается плакат): Запомните!

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется.

  • Поехать - поезжай — поезжайте
  • Ездить — езди - ездите
  1. Устная работа по исправлению ошибок в речи.

У Корнея Чуковского есть книга “От двух до пяти”. Там дети говорят так, как думают. А это не всегда правильно.

Исправим ошибки ребят.

  • Нарисовай мне барбоса
  • Отскорлупай мне яйцо.
  • Спей мне песню о глупом мышонке.
  • Замолоточь этот гвоздик.
  • Почесай меня.
  1. Повторное формулирование выводов по теме “Образование глаголов в форме повелительного наклонения”. Проверка усвоения теоретических сведений (домашнее задание).
  1. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Выполнение аналитико-синтетических упражнений. (Четыре человека работают у доски по карточкам, а остальные - в группах по четыре человека).

  1. Задание для группы. Даны разделенные на смысловые части пословицы и поговорки, которые надо будет, будет, во-первых, собрать воедино, во-вторых, сделать вывод о значении глаголов в повелительном наклонении. Выполнившие задания у доски, присоединяются к остальным. (См. приложение № 1)
  2. Индивидуальные задания.
  • Карточка № 1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительного наклонения? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омоформы.

  • Карточка № 2

Во что превратятся существительные бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний? Как называется такое явление?

Ответ. Омонимия, перед нами омографы.

  • Карточка № 3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка слог - ка отделить дефисом?

Ответ. Получится повелительное наклонение глагола. Слог КА смягчает приказ. Такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

  • Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш...те быстро!
Когда напиш...те, сдадите тетради.

- Какое явление мы наблюдаем?

Ответ. Это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 195).

Ваше домашнее задание также включало в себя явление омонимии. Докажите это.

Вывод: формы глаголов 2-го лица изъявительного наклонения фонетически совпадают с повелительным наклонением, только следует учитывать спряжение и морфемный состав данных слов.

  1. Выполняем аналогичное задание, только в форме теста ЕГЭ. (Карточка у каждого на столе).

В каком глаголе пишется –и-?

  • Вынес…те, пожалуйста, мусор.
  • Когда вынес…те, можете быть свободны.
  • Пока не умолкн…те, я говорить не буду.
  • Как только выбер…те, я продам.

Ответ: 1

  1. Информационная справка из истории слова.

Как вы заметили, в первом предложении теста есть слово пожалуйста. Оказывается, пожалуй имело значение “награди меня своей милостью”. К именам властных, именитых людей добавлялось слово старый, в значении “почитаемый”, “уважаемый”. Слово старый повторялось постоянно, без всякого смысла, лишь бы выполнить долг вежливости. И так как на это слово не падало ударение, то оно произносилось неотчётливо. Из-за быстрого проговаривания от него остался только слог ста -. Вот от двух слов, существующих в древнерусском языке, и образовалось наше “волшебное слово” пожалуйста.

Кстати, как вы считаете, имеет ли это слово отношение к повелительному наклонению? Что мы знаем о вводных словах?

  1. Углубление понимания синтаксической роли глаголов повелительного наклонения в предложении
  1. Графический диктант.

Товарищи, пожалуйста, пишите грамотно!
Пословица – мудрость народа.
Плот бесшумно скользил по реке.
К сожалению, люди ночей не спят, недоедают и болеют.
Молодой человек, учитесь у старших.
Друзья мои, работайте, а мы будем отдыхать.

Вывод: в предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в именительном падеже является обращением.

  1. Запишем предложение.

Пусть ребята идут на тренировку.

Чтобы правильно произвести синтаксический разбор данного предложения, прочитаем на странице 130 “Теории” последний абзац (параграф 94).

Произведём синтаксический разбор нашего предложения.

Ответ: простое, побудительное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

  1. Выполняем упражнение № 200.

Вывод: Если приказ или просьба обращены не к 1-му и 2-му лицу, а к 3 лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да, которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени. В таких предложениях всегда есть подлежащее.

  1. Подведение итогов урока.

Самостоятельное формулирование учащимися вывода о роли глаголов повелительного наклонения в предложении.

Каждому ученику выдается информационный буклет с заданием. (См. приложение № 2.)

Информационная справка из буклета отрывается и вклеивается в опорный конспект, а в текстах надо найти глаголы, в которых просьба, приказ направлены к 3-му лицу. Ответы на вопросы буклета сдать.

Домашнее задание: § 94, упражнение 202, рабочая тетрадь

Читать еще:


Новые материалы:

Авторская программа "Лучик" :: Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений :: Игровая технология в обучении и развитии детей в условиях предшкольной подготовки :: "Мы скучаем по тебе, Лето!" :: Использование стихотворных текстов как средства речевой деятельности при обучении английскому языку в школе :: Труп ( Cadaver ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list24.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Великая стена ( The Great Wall ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Разработка урока "Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления". Математика, 1-й класс. Первые шаги

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD