Непредельные углеводороды (обобщающий урок в 10-м классе)

Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Непредельные углеводороды».

Задачи:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать общие сведения о непредельных углеводородах.
  2. Развивать умения и навыки учащихся применять полученные знания на практике.
  3. Развивать интерес к химии через решение нестандартных заданий.

Ожидаемый результат:

Учащиеся:

  1. Умеют самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания.
  2. Умеют составлять структурные формулы изомеров и называть их, различают понятия «гомолог» и «изомер».
  3. Умеют составлять уравнения химических реакций, устанавливать генетическую связь между классами углеводородов.
  4. Умеют сравнивать состав, строение и свойства непредельных углеводородов.

РҐРѕРґ СѓСЂРѕРєР°. 

Здравствуйте. Садитесь. Вы любите стихи? И я тоже. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики и других. Ломоносов писал о химии:

В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.

Поистине сокровищами являются те знания, которые получает, накапливает каждый человек в течение всей своей жизни. Какие же знания мы получили на последних уроках? Какую тему мы изучили?

Какую цель мы можем поставить на сегодняшнем уроке? Можем ли мы приступить к изучению новой темы?

Я вам помогу «Обобщение – это, вероятно, самый легкий и самый очевидный путь расширения знаний», - сказал один из великих людей.

Обобщить это «О», а рядом стоят еще 2 буквы «П» и «С», что они могу обозначать

Итак, сформулируем цель нашего урока «повторить, обобщить и систематизировать эти знания в ходе нашего урока».

К уроку я выбрала девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».

А вот кто из вас, сколько знает, мы узнаем в ходе деловой игры, в которой будет несколько заданий. За правильно выполненное задание вы получите волшебную букву, а почему она волшебная вы узнаете в конце урока.

1. Задание «Разминка». 

У вас на партах листки бумаги со шкалой, где проставлены цифры от 1–10. Цифры – это номер вопроса. Свои ответы вы будете оформлять на шкале: Если вопрос соответствует тому веществу, которое указано, то на шкале отмечаете дугой или другой фигурой.

  1. Вещество отвечает общей формуле ряда CnН2n-2.
  2. Вещество реагирует с галогенводородами согласно правилу Марковникова.
  3. Вещество вступает в реакцию гидратации.
  4. Вещество имеет двойную связь.
  5. У вещества атомы углерода, которого обладает sp-гибридизацией.
  6. Вещества обесцвечивают бромную воду.
  7. Вещества, получают при реакции Лебедева.
  8. Вещество относится к непредельным углеводородам.
  9. Вещество применяется для синтеза каучуков.
  10. вещество мало растворяется в воде.

2. Задание. 

Если природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе.

Я предлагаю осуществить химические реакции.

1. в†’ в†’ в†’

2. в†’ в†’ в†’

3. СаСО3 → СаC2 → С2Н2 → СН3-СОН

4. РЎРќ4 в†’ РЎ2Рќ4 в†’ РЎ2Рќ6 в†’ РЎ2Рќ5РЎl

5. РЎРќ3-РЎРќ3 в†’ РЎРќ3-РЎРќ2РЎl в†’ РЎРќ2=РЎРќ2 в†’ РЎРќ2РЎl-CH2Cl

6. CH2=CH2 → CH2Cl-CH2Cl → CH≡CH

7. РЎРќ4 в†’ РЎ2Рќ2 в†’ РЎРќ2-РЎРќРЎl в†’

8. CаСО3 → СаС2 → С2Н2 → СО2

3. Задание.

Эксперимент 7 раз воспроизведи, потом лишь заяви.

1. СН3–СН2–С≡С–СН3

2. РЎРќ2=РЎРќ2

3.

4.

5. СН3–СН=СН–СН3

6. СН3–СН=СН–СН2–СН3

4. Задание.

Давайте отдохнем и сыграем в крестики, нолики.

Выигрышный вариант составляют гомологи гомологического ряда алкенов.

РЎ2Рќ2 РЎ2Рќ6 РЎ4Рќ6
РЎРќ3 РЎРќ4 РЎРќ2
РЎ2Рќ4 РЎ3Рќ6 РЎ5Рќ10

5. Задание.

У каждого на парте приготовлены 8 химических уравнений реакции.

Внимательно их рассмотрите:

  1. Среди реакций выберите реакцию Вюрца.
    2CH3I + 2Na → СH3–CH3 + 2NaI
  1. Поднимите реакцию Коновалова.
    CH3–CH3 + HNО3 → CH3–CH3NО2 + Н2О
  1. Выберите реакцию, которая протекает по правилу Марковникова.
    CH2=CH–CH3 + HBr → CH3–CHBr–CH3
  1. Найдите реакцию гидратации.
    CH2=CH2 + H2O в†’ CH3CH2OH
  1. Выберите реакцию, которую впервые применил Лебедев.
    2СН3–СН2ОН → СН2=СН–СН=СН2 + 2Н2О + Н2
  1. Среди реакций найдите реакцию Кучерова.
    СН≡СН + Н2О → СН3–HСO
  1. Найдите реакцию Зелинского.
    CH≡CH →
  1. Последнюю реакцию назовите сами. (Гидрирование).
    СН2=СН–СН3=CН2 → СН3–СН2–СН3

6. Задание.

В этом задании пойдет речь об ученом, который работал в области органической химии. Я буду давать вам подсказки, а вы должны отгадать, о каком ученом идет речь.

  1. Уже в 9 лет получил кличку «Великий химик»
  2. Учился у крупнейших ученых Зинина и Клауса
  3. Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».
  4. В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата
  5. В 23 года читал лекции в казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии.
  6. Создал теорию строения органических веществ.
    (Бутлеров Александр Михайлович)

- Ребята вас не удивляет, что Бутлерова уже в 9 лет называли «великим химиком».
(Учитель зачитывает справку о том, как Бутлеров А.М. получил звание «Великий химик».)
(Если ребята в течение урока не набирают волшебные буквы, учитель дарит их ребятам).

В преддверии нового года, как правило, происходят чудеса, дарят подарки, и я вам дарю недостающие буквы. Теперь сложите из этих букв слово соответствующее теме нашего урока. Итак, сегодня встречались команда «алкенов» и команда «алкинов».

А сейчас ребята я хочу вернуться к девизу нашего урока «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало». Я надеюсь, что знаний у вас стало больше, но на этом вы не остановитесь.

Я думаю, что вы будете подниматься все выше и выше к вершинам знаний. А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.

Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.

  1. После урока стала знать больше, но все – таки не достаточно…
  2. Тему знаю в основном, считаю этих знаний достаточно для дальнейшего изучения предмета …
  3. Углубил знания по теме, могу применить их на практике …
  4. Тему знаю отлично, могу выступить с сообщением перед другими ребятами …

Презентация.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок-экспертиза "Объем прямоугольного параллелепипеда". 5-й класс :: Урок математики по теме "Преобразование графиков функций" :: Интегрированный урок математики и технологии в 9-м классе. Тема: "Нахождение нескольких процентов от числа. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер. Виды пиломатериалов" :: Урок "Путешествие в сказку" на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" :: Иррациональные уравнения и неравенства :: Большой, 2016 :: Мебель/Мебель для дома/Шкафы/Бельевые шкафы / Gramercy / Шкаф Concorde Cabinet ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD