Урок информатики "Построение таблиц истинности сложных высказываний"

Продолжительность: 2 урока по 40 мин.

Цели урока:

  1. Создать условия для формирования знаний о построении таблиц истинности.
  2. Создание условий для развития умений строить таблицы истинности для сложных высказываний на примере решения задач.
  3. Формирование навыка решения задач с помощью построения таблиц истинности.

Задачи:

  1. Образовательная. Освоить понятия: таблица истинности, эквивалентные высказывания. Овладеть алгоритмом построения таблицы.
  2. Развивающая. Развитие умений и навыков для построений таблиц истинности для сложных высказываний.
  3. Воспитательная. Создать условия для развития внимательности, адекватной самооценки результатов деятельности, бережного отношения к оборудованию компьютерного класса, содействовать активизации творческих способностей учащихся.

Ученик должен знать:

  1. Алгоритм построения таблицы истинности для сложных высказываний.
  2. Понятие эквивалентных высказываний.

Ученик должен уметь:

  1. Строить таблицы истинности для сложных высказываний.
  2. Вычислять значения сложных высказываний.
  3. Определять эквивалентность (равносильность) высказываний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

План урока:

  1. организационный момент;
  2. актуализация и мотивация;
  3. усвоение новых знаний и способов деятельности;
  4. первичное закрепление;
  5. подведение итогов урока;
  6. домашнее задание.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. общеклассная;
  2. индивидуальная.

Средства обучения: раздаточный материал с заданиями (приложение 2), мультимедийный проектор, компьютер, MS PowerPoint 2003; презентация «Построение таблиц истинности сложных высказываний» (приложение 1).

Карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

1. Организационный.

Проверяет готовность рабочих мест.

Проверяют готовность рабочего места, наличие дидактического материала.

 

2. Актуализация знаний.

1. Учитель проецирует на экран слайд с вопросами.

  1. Какое предложение называется высказыванием?
  2. На какие виды делятся высказывания по структуре?
  3. Приведете примеры.
  4. Как в алгебре логике обозначаются высказывания?
  5. Как обозначается истинность высказываний?
  6. С помощью чего можно связать простые высказывания?
  7. Перечислите их.
  8. Можно ли определить значение (истина или ложь) простого высказывания? Сложного?

Значение сложного высказывания вычисляется с помощью таблиц истинности.

Ученики отвечают на вопросы, приводят примеры. Определяют значение (истина или ложь для высказываний).

Демонстрация презентации, слайд № 1.

3. Целепологание и мотивация.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Предполагаемый ответ: мы будем учиться вычислять значения сложных высказываний.

Демонстрация презентации, слайд № 2.

4. Новый материал.

1. Учитель предлагает задачу: в классе разбито стекло. Учитель объясняет директору:
– Это сделал Саша или Коля. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.

Прав ли учитель?

Ученики предлагают варианты ответов.

Демонстрация презентации, слайд № 3.

2. Решение задачи с помощью таблицы истинности. Заполнение таблицы вместе с классом используя таблицы истинности логических операций.

Демонстрация презентации, слайды № 4–6.

3. Обсуждение алгоритма построения таблиц истинности.

Демонстрация презентации, слайд № 7.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Учитель предлагает решить следующую задачу, с последующей проверкой всех этапов решения.

Ученики решают и каждый этап решения проверяют вместе с учителем.

Демонстрация презентации, слайды № 8–11.

 

  1. Вопрос: Может ли быть такое, что при построении таблиц для разных высказываний получатся одинаковые результаты?

 

Предполагаемый ответ: Возможно.

Демонстрация презентации, слайды № 12.

 

  1. Учитель вводит понятие эквивалентные высказывания.
  2. Учитель и ученики разбирают пример 3.

Демонстрация презентации, слайды № 13–14.

6. Первичное закрепление материала.

Работа с карточками. (Приложение 2). Самостоятельное построение таблиц истинности.

 

Карточки с заданиями самостоятельной работы.

Демонстрация презентации, слайд № 15.

7. Подведение итогов урока.

  1. Каким образом можно определить истинность или ложность сложного высказывания?
  2. Какой алгоритм используется для построения таблиц.
  3. Какие высказывания называются эквивалентными?
  4. Что нужно сделать для того, чтобы выяснить эквивалентность высказываний.
  1. Предполагаемый ответ: с помощью таблиц истинности.
  2. Ученики перечисляют алгоритм построения.
  3. Ученики говорят определение.
  4. Построить таблицы истинности и сравнить результаты.

 

7. Информация о домашнем задании.

Прочитать конспект в тетради.

Выучить алгоритм построения таблиц.

Повторить логические операции и таблицы истинности к ним.

Выполнить задание письменно в тетради по карточкам.

 

 

Литература: В. Лыскова, Е. Ракитина Логика в информатике. – М. : Лаборатория базовых знаний, 2006.

Читать еще:


Новые материалы:

Библиотечный урок "Волшебное путешествие" :: Внеклассное библиотечное мероприятие. "Знакомимся с творчеством А.Л. Барто" :: Анализ стихотворения М.Агашиной "Зачем кольцуют белых чаек?" :: Урок литературы по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" на тему: "Дуэль". Анализ эпизода (гл. 24) :: Технологическая карта урока английского языка по теме "Подъем!" к учебнику Spotlight 5 :: Взрывная блондинка ( Atomic Blonde ), 2017 :: Дом и дача/Интерьер/Зеркала/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Зеркала / Неман / Зеркало Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как мужчине убрать жир с лобка

Как убрать жир на ягодицах Многие люди тратят уйму времени на то, чтобы привести свою фигуру в порядок. Для этого разработаны комплексы специальных упражнений и...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Что есть чтобы похудеть в животе

Какие продукты нужно есть, чтобы похудеть в животе? Как бы банально это ни звучало, но больше всего внимания в женской фигуре уделяется состоянию талии. Плоский...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD