Урок чтения в 4-м классе. Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Приемный"

Цель:

  • продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
  • развивать навыки связной речи, творческое воображение;
  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;
  • формировать навыки поискового чтения;
  • тренировать зрительное восприятие, управление темпоритмом;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение других;

Учащиеся должны уметь:

  • читать бегло, осознанно, правильно, выразительно;
  • рассуждать о прочитанном;
  • свободно делиться мыслями;
  • при анализе художественного произведения обращаться к тексту;

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет писателя.

Ход урока

У. Давайте прочитаем эпиграф к нашему сегодняшнему уроку:

Самый лучший день – сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая лучшая работа та, которую ты любишь.

Самая большая потребность – общение.

Самое большое богатство – здоровье.

Самый большой дар – любовь.

1. Проверка домашнего задания.

2. Работать начнём с вопросов:

У.- Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»?

- Почему?

- Только о лебеде идёт речь в рассказе?

- Кто ещё действующие лица в рассказе?

3. Упражнение «Гимнастика для глаз»

Чтение первого и последнего слова на каждой строке, остальной текст учащиеся проскальзывают взглядом. Выполняется на первой части рассказа.

4. Дать название первой части рассказа. Дети читают свои варианты названия части. Все варианты записываются на доске. Затем предложить выбрать лучшее название части. Класс делится на группы. Работа идёт по группам. Каждая группа выбирает при обсуждении одно или несколько названий и защищает свой вариант. Наиболее удачный вариант остаётся.

5. Работа со второй частью текста: Чтение по ролям: «Тарас и автор».

Выбор названия для второй части.

6. Работа с третьей частью рассказа. Выбор названия третьей части.

7. К кому из персонажей относятся слова, данные слева? Поставьте знак + в нужную клетку.

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

пёстрая
умная
лучший друг человека
гуляка
бобыль
князь князем
Божья тварь
гордая
настоящая
царская
старый
утомлённый
дряхлый
жалкий

 

 

 

Физ. минутка.

8. Словарная работа.

Понимание слов: хиреет, увечить, грезилось, муштруют, дескать, исподволь.

Понимание фраз:

Смыслу в нём ещё настоящего нет.

Слово уж - кто это или что? Что означает это слово?

Уж в заморозки грех вышел.

Что означает слово уж – в данной фразе? И слово грех?

Понимание слов умер или перемёрли. Подбор синонимов.

9. Текст с пропуском слов.

Подрастут ______________ (1), - отец с матерью выведут их сперва на __________(2), а потом начнут учить ____________(3). Исподволь учат: всё дальше да _____________(4). Своими ________(5) я видел, как молодых обучают к _________(6). Сначала особняком учат, потом небольшими ______(7), а потом уже сгрудятся в одно большое ________(8). Похоже на то, как __________(9) муштруют.

Ответы: 1 - лебедята; 2 - воду; 3 - летать; 4 - дальше; 5 - глазами; 6 - перелёту; 7 - стаями; 8 - стадо; 9 - солдат.

10. В следующем отрывке Тарас говорит про себя:

«Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё».

- Как Тарас понимает птиц, рыб, зверей? Объясните.

11. Как понимаете слово эгоист?

Эгоист старик или нет? А лебедь?

12. Подбор надписей из текста к иллюстрациям.

13. Коллективный выбор пословиц и поговорок отражающих смысл рассказа.

Пословицы и поговорки.

  1. Дружба проверяется не словами, а делами.
  2. Сам погибай, а товарища выручай.
  3. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше на зелёной ветке.
  4. Доброе слово и кошке приятно.
  5. Себя губит, кто других не любит.
  6. Друга за деньги не купишь.

14. Задание на внимание и память. (Чтение предложений из текста).

- Как лебедь поблагодарил Тараса?

- Как Тарас перевёл его благодарность на человеческий язык? («Спасибо за хлеб, за соль»).

Физ. минутка.

15. Работа над структурой произведения.

См. приложение 1.

16. Подведение итога урока.

- Какова главная идея рассказа? (Бережное отношение к природе)

- Чему научил вас этот рассказ?

- Как вы должны относится к животным?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Какой вывод по уроку можно сделать?

17. Рефлексия.

 

Как Тарас должен
был поступить?

Подрезать
крылья лебедю.

Закрыть
лебедя в клетке.

Отпустить на
волю.

18. Домашнее задание.

Придумать продолжение рассказа.

Прозвенел уже звонок,
Значит кончился урок.

Спасибо вам, ребята, за работу.

Читать еще:


Новые материалы:

Оценка результатов экологического образования школьников :: Объекты всемирного наследия Северной Америки :: Население стран мира (обобщающий урок с использованием элементов исследования) :: Эколого-географический конкурс "Здравствуй, природа", 6-й класс :: Интеллектуальная игра по географии "Что? Где? Когда?" на тему "Знаменитые столицы стран Зарубежной Европы" в 11-м классе :: Тачки 3 ( Cars 3 ), 2017 :: Тумбы / MOON TRADE / Тумба прикроватная Кааба-1 рожь Модель 388 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Рецепты с отрубями для похудения

Рецепты с отрубями для похудения Обычно рецепты с отрубями для похудения «поставляют» сидящие на диете Дюкана. Чуть ли не краеугольным камнем всей...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать мышцы на ребрах

Анатомия грудных мышц и упражнения для накачки Широкая массивная грудь с крепкими выступающими пластами мышц всегда считалась атрибутом сильного уверенного в...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD