Комплексная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы. Работа классов "Школы здоровья"

Комплексная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы. Работа классов "Школы здоровья"

Здоровье - необходимое условие для гармоничного развития личности. И,  если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую уже невозможно.

Для ребенка от 6 до 16 - 17 лет одним из ключевых  факторов, влияющим на сохранение и укрепление здоровья,  является школа. Поэтому очень важно  организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению  психического и физиологического здоровья.

В течение ряда лет  педагогическим коллективом начальной школы МОУ СОШ № 132 г.о. Самара  были проведены наблюдения за состоянием здоровья младших школьников и были сделаны выводы о целесообразности введения элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Поэтому,  в 2004 - 2005 году в МОУ СОШ № 132 была разработана «Программа по сохранению и укреплению здоровья  учащихся  начальной школы МОУ СОШ № 132» «Классы «Школа ЗдоровьЯ»».

В нашей программе нам хотелось, рассмотреть все факторы, влияющие на сохранение здоровья ребенка и постараться  разработать, по - возможности, все  пути сохранения и укрепления здоровья, но при этом соблюдать  в первую очередь, следующие принципы:

  • Комплексный междисциплинарный подход -  формирование единой команды специалистов (логопед, психолог, учитель, врач, администрация), занимающихся проблемами сохранения здоровья в МОУ СОШ № 132.
  • Принцип ненанесения вреда.
  • Принцип возможности массового охвата школьников при минимальных затратах. 
  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся  - все, что происходит в начальной школе МОУ СОШ № 132  - от разработки планов, программ до проверки их выполнения и др. -  оценивается с позиции влияния на здоровье учащихся.
  • Принцип триединого представления о здоровье  - подход к категории «здоровье » в соответствие с определением  Всемирной организации здравоохранения, т.е. как к единству физического, психического и духовно – нравственного здоровья.
  • Принцип активного привлечения родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья через различные виды родительских собраний, лекций, консультаций со специалистами, анкетирование и т.д.

Автором программы является Коровина Татьяна Николаевна, заместитель директора по начальной школе (основная часть)

Составной частью программы являются «Уроки психологии в начальной школе» (1 класс: арттерапия, 2 - 3 классы -  сказкотерапия) и «Игротерапия общения», используемая в дошкольной гимназии.

 «Программа по сохранению и укреплению здоровья МОУ СОШ № 132» представляет  собой комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья.

Она очень простая.  В реализации этой программы задействованы все службы школы: логопед, психолог, столовая, врач, учителя начальной школы,  учитель физической культуры, администрация.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья


Рисунок 1

Данная программа состоит из 6 блоков, которые между собой все взаимосвязаны.

I блок -    Рациональная организация учебного процесса.

II блок -  Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

III блок - Организация физкультурно-оздоровительной работы.

IV блок - Сохранение психологического здоровья детей.

V блок -  Просветительско-воспитательная работа.

Работа по сохранению здоровья начинается в дошкольной гимназии, где с детьми работают специалисты: логопед и психолог в рамках занятий по «Игротерапии общения».

Далее, в начальной школе работа логопеда и психолога с детьми продолжается в рамках коррекционных групп, а в классах «Школы здоровьЯ» в рамках урока психологии.

Работа над сохранением и укреплением здоровья в школе ведется по нескольким направлениям: дошкольная гимназия, начальная школа в целом, классы «Школа ЗдоровьЯ».


Рисунок 2

В рамках всей начальной школы осуществляются различные мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся: контроль за соблюдением норм СанПиНа, проведение и анализ уроков с  использованием здоровьесберегающих образовательных технологий, проведение уроков физкультуры и подвижных игр на улице, проведение динамических пауз на улице, проведение Дней Здоровья, кислородные коктейли для всей начальной школы  - 2 раза в год и др.

Классы «Школы ЗдоровьЯ» (школа, где Я здоров) создаются  на основе анкетирования родителей, углубленного  медосмотра детей и формируются  как классы с интенсивным применением здоровьесберегающих технологий.

На начало обучения проводится  анализ здоровья детей, зачисленных в   классы «Школа ЗдоровьЯ».

На основе  такого ежегодного анализа,  мы пришли к выводу, что необходимо и оправдано в таких классах:

  • Введение курса «Уроки психологии в начальной школе».
  • Наблюдение и коррекция  детей у психоневролога.
  • Введения комплекса мероприятий по укреплению здоровья именно часто болеющих детей.

Родителям  был предложен график оздоровительных мероприятий, который включал ряд мероприятий: осмотр психоневрологом, фито, арома, витаминотерапия, уроки психологии в начальной школе (арттерапия, сказкотерапия), соблюдение режима двигательной активности и др.

В конце года проводится анкетирование родителей, которое на протяжении ряда лет дает положительную оценку работы программы.

Из опыта работы по программе можно сделать предварительные выводы об эффективности «Программы…»:  у детей снизилась тревожность, легче проходит период адаптации, уменьшилось количество пропущенных по болезни уроков, дети меньше болеют простудными заболеваниями.

В 2008 - 2009 году в школе работают уже  4 начальных  класса с интенсивным применением здоровьесберегающих технологий (по одному в каждой параллели).

Многое еще предстоит сделать,  осуществлен только первый этап реализации «Программы…»: рациональная организация учебного процесса и организация мониторинга здоровья.

Но уже сейчас можно говорить о  достижениях, которые отмечены на различных  уровнях:

  • В марте 2006 года «Программа по укреплению и сохранению здоровья  учащихся начальной школы  МОУ СОШ № 132»  заняла  I место на конкурсе «Экология детства  - путь в XXI век», проводимом в Центре развития образования г.о Самара.
  • В январе 2008 года программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы  «Школа ЗдоровьЯ» заняла I  место на областном конкурсе профилактических программ, проводимом Центром социализации молодежи Министерства науки и образования Самарской области.
  • В мае 2008 года программа «Школа ЗдоровьЯ» заняла I место в номинации «Пропаганда здорового образа жизни» в региональном туре по Поволжскому федеральному округу во Всероссийской олимпиаде студенческих и научных работ по профилактике наркомании и наркопреступности.
  • w.yaCounter1063863 = new Ya.Metrika(1063863);
    Читать еще:
    

    Новые материалы:

    Урок-игра "Путешествие на планету Компик" :: Открытый урок по информатике "Создание рисунка в графическом редакторе Paint". 6-й класс :: Adobe Photoshop: от ремесла к творчеству :: Программная разработка: "Конструктор логических схем" :: Взаимосвязь патриотического воспитания и физической подготовки юношей допризывного возраста :: Стражи Галактики. Часть 2 ( Guardians of the Galaxy Vol. 2 ), 2017 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Детские / Фея / Комплект с одеялом детский Наши друзья ::

    Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

    Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

    Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

    Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD